Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом последняя редакцыя.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

В трудовой деятельности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве. Переключение может переходить в распределение, акт распределения дополняться и заменяться быстрым переключением. Границы между объектом, распределением и переключением практически неуловимы, они являются сторонами единого акта внимания [15,119 - 122].

Особенности свойств внимания младших школьников. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести - семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Также долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации [17, 175 – 176].Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, яркое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже при сосредоточении внимания учащиеся не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления, вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее. С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном  [14, 172-174].

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащихся простым и доступным, развивать волевое усилие. На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание развивается. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребенок увлекся чтением книги, то непроизвольное внимание его будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга ребенка. Поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности.

Большое значение развитию произвольного внимания младших школьников придавал К. Д. Ушинский. Он выступал против того, что весь учебный процесс в начальных классах строился только на интересе и занимательности. Он говорил, что учитель, который сделал занимательным свой урок, может не бояться наскучить детям, но пусть помнит, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. К. Д. Ушинский говорил, что надо приучить ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает. Также он подчеркивал, что одного пассивного внимания еще недостаточно, и даже развитое преждевременно, чрезмерно и без содействия активного внимания, может превратиться в болезненное состояние души, которая делается какою-то бессильной, ленивой, требует беспрестанно раздражения интересными рассказами или интересным чтением[41, 214].

Как показывают исследования советских психологов (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя), и, если это необходимо, взрослые оказывают помощь детям в ее достижении [11, 219-221].

Объем внимания младшего школьника уже, чем у взрослого. Если ему приходиться сразу ознакомиться с двумя новыми буквенными или цифровыми знаками (из-за пропусков уроков), с двумя сходными картинками или близкими по смысловому содержанию стихотворениями, происходит спутывание воспринимаемых объектов. В этом случае целесообразно ввести прием сравнения, чтобы особенности каждой буквы или сходных цифр (3 и 5, 6 и 9, 1 и 7) выступали достаточно ясно.

Концентрация внимания у младших школьников невелика. Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты, т. е. устойчивость внимания. Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. В такой длительности сохранения одной доминанты обнаруживается значительная устойчивость детского внимания. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время - рассеянность детей

Рассеянность противоположна устойчивости внимания и силе его сосредоточения. Чтобы бороться с рассеянностью или, что еще лучше, предупредить возникновение этого отрицательного качества детского внимания, необходимо знать причины, вызывающие ее появление. А этих причин несколько, и они совершенно различны, поэтому и борьба с рассеянностью требует использования совершенно различных путей. Необходимо еще раз напомнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у младших школьников - явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности, о чем было сказано выше.

Но есть ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности детей - их легкое и быстро появляющееся утомление. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного торможения нервной деятельности мозговой коры. Это сказывается на наступлении сонливости. А затем и глубокого сна, который Павлов назвал охранительным торможением. Нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на попадающие на них раздражения. Если частота наступления и сила такого утомления повышаются, и оно не снимается обычным отдыхом, это говорит о том, что наступило переутомление. Ребенок уже не может уснуть, теряет аппетит, становится вялым и раздражительным. Ему нужна медицинская помощь.

Рассеянность противоположна устойчивости внимания и силе его сосредоточения. Чтобы бороться с рассеянностью или, что еще лучше, предупредить возникновение этого отрицательного качества детского внимания, необходимо знать причины, вызывающие ее появление. А этих причин несколько, и они совершенно различны, поэтому и борьба с рассеянностью требует использования совершенно различных путей. Нередко причиной рассеянности детей является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости. Так, прочитав на перемене какой-то эпизод из детективного рассказа, находясь под впечатлением виденного вчера страшного или героического фильма, ученик оказывается долго в плену этих впечатлений. Возникшие в его сознании яркие образы, пережитые им сильные чувства, властно захватив доминантное положение, не могут сразу исчезнуть и уступить место новым. Отнюдь не таким ярким является впечатление, полученное ребенком от учебника грамматики или от новой задачи, предложенной ему учителем. Ребенок не может переключить свое внимание и сосредоточиться на учебном материале. Такой ученик невнимателен к одному содержанию потому, что слишком сосредоточен на другом. Его рассеянность напоминает аналогичные качества некоторых крупных ученых, постоянно забывающих о малозначащих для них мелочах жизни (о том, что надо взять зонтик, сесть в трамвай определенного маршрута и т. п.), потому что они поглощены своими мыслями. Очень часто в рассеянности детей повинен учитель. Если он ведет урок однообразно и скучно. Если дает детям выполнять давно знакомые им и слишком легкие формы работ. Когда учитель суетлив или растерян, если ему не удалось в достаточной мере затормозить все свои реакции на личностные невзгоды, если он недостаточно сосредоточен, класс чувствует это моментально. Дети становятся возбужденными, громко кричат, ссорятся, шалят [13, 129 – 130].

 

1.3 Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника

 

Устойчивость внимания младшего школьника зависит от проявления внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести интерес, эмоциональную насыщенность рассказа, интонацию учителя, занимательность рассказа и т.д.

Как и для дошкольника, для младшего школьника характерна потребность во внешних впечатлениях, заставляющая ребенка проявлять любопытство, концентрировать внимание на внешней стороне предметов и явлений, на разных новых видах деятельности. Сначала эти интересы весьма поверхностны, дети концентрируются на внешних атрибутах деятельности, но по мере взросления потребности во внешних впечатлениях развиваются в познавательные потребности [12, 298].
А. Н. Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.
В учении младших школьников привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем и — в значительно меньшей степени — познавательная сторона. Но в исследованиях В. В. Давыдова обнаружено, что в экспериментальном обучении, когда внимание ребенка обращается на происхождение, смысл и суть явлений, познавательный компонент выступает более ярко. Это значит, что для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности [35, 205].
Помимо мотивации, следует обратить внимание и на динамику отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста. Первоначально они стремятся к нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их начинают привлекать отдельные приемы учебной работы. И, наконец, дети начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности [45, 371].

Наибольший интерес в данной работе представляют  внутренние факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника, такие как самооценка, тревожность и импульсивность.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально – типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения и распределения достигает средней эффективности.
Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально – типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Однако относительно слабое развитие свойств внимания не  является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е навыку «своевременного, адекватного и эффективного применения свойств внимания в процессе выполнения различной деятельности». И при объективно слабых свойствах внимания ученик может неплохо им владеть. Однако в этих случаях управление сводится главным образом к постоянно возобновляемым усилиям поддерживать свое рассеивающееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю. Главное, что отличает таких учеников, - это умение приспосабливать свое внимание к специфике выполняемой задачи, гибко оперируя отдельными  его свойствами [3,365].
Успешность адаптации к новым условиям обучения на данном этапе тесно взаимосвязана с решением задач развития: ребенку необходимо суметь интегрировать разнообразные переживания, часто противоречивые требования, критерии успешности, оценочные суждения педагогов, приспособиться к разным стилям деятельности и общения учителей. В обучении и общении школьника должен произойти переход от ориентации на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении со сверстниками, в котором младший школьник активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других [21, 89 -90].
Препятствием на пути полноценного личностного развития ученика в период перехода от  дошкольного возраста к младшему школьному возрасту может стать школьная дезадаптация. Речь идет не о наличии или отсутствии знаний, умений и навыков, необходимых для обучения на начальной ступени школьного образования, а об особенностях развития личности ребенка и тех трудностях, которые возникают в процессе взаимодействия мотивационно-смысловых структур личности с новой социальной ситуацией развития.

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника