Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 02:27, курсовая работа
Цель: выявление психологических факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника.
Объектом исследования является процесс развития внимания в младшем школьном возрасте.
Предмет – факторы, влияющие на устойчивость внимания.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что
1) устойчивость внимания зависит от:
- эмоционально насушенного рассказа, интонацию учителя;
- уровня импульсивности младшего школьника;
- уровня тревожности младшего школьника;
- самооценки;
Введение
3
Глава 1. Рассмотрение проблемы устойчивости внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
6
1.2. Особенности внимания младших школьников
17
1.3. Факторы, влияющие на устойчивость внимания младшего школьника
26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов, влияющих на устойчивость внимания младшего школьника
44
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа исследования по изучению влияния внутренних факторов на устойчивость внимания детей
44
2.2. Организация и проведение формирующего этапа, направленного на развитие личностных особенностей и устойчивости внимания младшего школьника
52
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе исследования
59
Заключение
71
Список литературы
Практика показывает, что и поощрение, и наказание, вынесенные, когда ученик находится в спокойном, ровном состоянии, резко меняют состояние и таким образом заметны для ученика. Школьник, получив взыскание, переживает неприятное состояние, поскольку оно сменяет состояние благополучия [5, 58-62].
Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми [12, 237].
Общая характеристика и виды внимания. В каждый момент времени на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Однако человек реагирует, выделяя лишь некоторые из них, т. е. человек постоянно осуществляет отбор необходимой для обеспечения деятельности и поведения информации. Этот отбор значимой для человека информации является функцией внимания.
Особое значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принцип доминанты, по А. А. Ухтомскому, в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше Представления А. А. Ухтомского о доминанте позволяют понять нервный механизм интенсивного длительного внимания [25, 237-239].
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те, или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов - детекторов новизны. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты [30, 96].
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на которое оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств - жесты, слова, указательные знаки, предметы.
К свойствам внимания относятся: устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем.
Устойчивость – характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Важную роль играет и внутренняя активность, связанная с решением разнообразных перспективных и мыслительных задач, которые требуют наиболее полного отражения объектов сосредоточения. Постановка и решение задач, предполагающих рассмотрение объектов с разных сторон, выделение в них новых свойств и качеств, раскрытие их содержания, установление связей - наиболее важные условия сохранения длительного сосредоточения.
Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются колебания - флуктуации. Под колебаниями понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое произвольное его усиление или ослабление. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его замечать. Эти смены протекают скачкообразно, в короткие промежутки времени [14, 83].
Динамика внимания проявляется и в сдвигах устойчивости в течение длительной работы, такие сдвиги рассматриваются как стадии сосредоточения. Это - первоначальное вхождение в работу, достижение сосредоточения и затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий, снижение сосредоточенности при усилении усталости. Данные о стабильности сосредоточения получены исследователями в области психологии труда. Подобные сдвиги устойчивости проявляются и во внимании учащихся на протяжении урока - трудности сосредоточения и недостаточная устойчивость внимания в самом начале урока, затем возможность максимально длительного сосредоточения и некоторое ослабление внимания к концу урока, из-за утомления.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха - когда предыдущая работа уже утомила человека. В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объектов или операций, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно не должно быть слишком частым - это может иметь отрицательные последствия.
Распределение внимания - это свойство, с которым связана возможность одновременно успешного выполнения двух или более различных видов деятельности. Высокий уровень распределения внимания одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда. Большое значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в тоже время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагировать на отвлечение учащихся, на нарушение ими дисциплины. Распределение внимания необходимо учителю и при опросе учащихся, когда важно уметь слушать ответ одного ученика и держать в поле зрения весь класс.
Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объектов - букв, фигурок и т. п. в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов. С возрастом он расширяется. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.