Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 21:30, шпаргалка

Описание работы

1)Педагогика – наука о воспитании человека. Свое название педагогика получ от греч слова «пайдос»-дитя и «аго»-вести(детиводитель) Такое понятие сохранилось до 20 века.Во все времена педагогики искали лучших путей помощи людям в испол данных им природой возможностей, форм новых качеств.Функция: познав законы воспитания, образ и обуч людей.Предметом педагогики – это воспит деят-ть, осущ в учебно-воспит учереждениях.

Файлы: 1 файл

vse_bilety_pedagogika (1).docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

 

 

10 билет

1)Наследственность (внешняя и внутренняя) 2)окруж среда (микросерда(семья)внутр среда,макросреда(все ост)3)Воспитание: ведущий фактор разв лич-ти т.к он направляет развитие в то русло, которого треб общ-во. Походы к личности: 1)Социогенетические - объяснет особенности личности изходя из структуры общества способов социализации, взаимоотнош с др людьми -теория социализации(человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь под воздействием общества. – теория научения)жизнь личн ее отношения есть результат подкрепляемого научения. – теория ролоей(общество пренадл каждому че-ку набор устойчивых способов поведения опр его статусом. 2)Биогенетический процесс созревания организма: 3)Психогенетичский –Психогенетическая орентация(объясн через эмоции влечения) – Когнитифити.. предпочтению развитие интеллектуально познавательной сферы личности –Первсонолистическая(возд на разв личности в целом) 2)К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классноурочную относ:кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся,составная часть процесса обучения. Цель:расширить и углубить ЗУН, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников. Домашняя самостоятельная работа -закрепление ЗУН, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений. Экскурсия- древняя форма учебной работы, требующая тщательной подготовки. Учитель должен знать маршрут, место, разраб дет план.Э м Б:фронтальной групповой или сикрогрупповой(бригадой)Факултатив- или курс по выбору, который проходит один раз в неделю, с целью углубить и расширить ЗУН, отработать непонятные темы.Они должны быть тесно связ с осно программой уроков.

 

11 билет

1)Возраст этапы:к 6 годам ребенок осозн свое повед, может сравнить себя с другими. Он стремится быть значимым и общ с людьми. С 6-лет ребенка ждет первая крупная перемена в жизни: начало учебы, появл новые обязанности.Особ первоклассников «демакротичность» в общ с учителем,непроизвол поведения, не умение регулир свои действия.Это наблюдает, как правило у новичков,но к концу 1 кл дети меняются, становиться гуманными.В мл школ возр соверш нервная система интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга.Позн деятельность проходит в процессе обучения.Большое знач имеет общение.Восприятие млад школ отл неорганизованность, но и любознат. Слабость анализа компенсируется эмоциональностью.Опир на нее опыт учителя приуч школ слушать и смотр.Внимание-млад школ непроив огранич по объему.Поэтому весь учеб процесс подчинен воспит культуры внимания.Внимание разв вместе с др функциями и прежде всего мотивац учения, ответств за успех учеб деятельностью.Мышление-у детей нач кшоль разв от эмац образ к абстракт логичносу  «Дитя мыслит формами красками звуками»Память в мл школ позваляет срав с задачами дословного запоминания.Из 15 дошк запомин 3-5, а школ 6-8. Память имеет преимущ наглядно образ характер.Без ошибочно запоминает материал интересный кокретный, яркий.Становление личности мален шк под влиянием нов отнош, родителец кл рук.В результ склад элементы соц чувств. Вырабат навыки об поведения. 2)Формы учеб деят учащ-это способы организации деят-ти. Парная –это работа учащ с педагогом или сверстником(один на один)Индивидуальная работа. Групповая, когда учитель одновр обуч целую группу учащ и целый класс.(сасмост выполн учащимися учеб заданий.) Подраздел на: общеклассную(фронтальную) и занятия в малых группах. Группа слуш 1 говорящего. Коллективная-самая слож оргнаиз, она возможна когда все учащ активны и осущ обуч друг друга. Индивидуально-обособленная форма(самост работа) выполн ребенком дом раб, самост выполн заданий у доски или в тетради в ходе урока.

 

 

 

12 билет

1)Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Цель: закономерности усвоения ЗУН, определяет объём и структуру содержания образования. Основные вопросы Д: - чему учить? - как учить? Дидактические категории - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения учебного процесса. Основными категориями Д. явл: 1.Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУН

2. Учение – процесс, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности 3.Обучение – систематический целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУН 4.Образование – результат обучения, система объема ЗУН полученных в процессе обучения 5.Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и теоретические обобщения; 6. Умения – овладение способами применения знаний на практике 7.Навык – автоматическое умение выполнения действия на основе имеющихся знаний 8.учебный предмет – область научных знаний 9. Учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом; 10. Цель обучения 11.Содержание обучения 12.Метод обучения – способ достижения цели;13. Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса 14.Результаты обучения –конкретная реализация намеченных целей.

2)Подготовка учителя к уроку состоит из двух этапов: планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования по каждому уроку, осмысления и составление планов отдельных уроков.План урока- это конечный результат подготовит работы учителя. В плане урока указ: тему, цели и задачи,струкутуру(послед учеб ситуаций при самост раб учащегося), перечень и место учебных нагляд, время на каждый этап урока, оборудование и учеб пособия.

 

 

13 билет

1)Дидактическая система- выделенное по определенным критериям целостное образование. Д. с. характеризуются целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (концепции Коменского, Пестолоцци, Гербарта). Гербарт ввёл принцип воспитывающего обучения. Для этого 4 ступени: ясности, ассоциаций, системы, метода (понимание теорий и их применении). «Педоцентрическая дидактика» ( «реформаторская», «обучение через делание»). Процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка.( концепции Дьюи) Современная (совершенная система)- синтез систем.(смешанные или комбинированные)

2)Диагностика - это точное определение результатов дидактического процесса. Проверка ЗУН констатирует результаты, не объясняя их происхождения. диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. Д. вкл. контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. Проверка должна быть 1. целеустремленной, т.е. направленной на разрешение общих образовательно-воспитательных задач, носить обучающий характер. 2.всесторонней и полной, достаточно простой по форме, а результаты ее доступны пониманию учащихся и их родителям. Вся совокупность мероприятий по проверке успеваемости должна быть приведена в систему, отдельные звенья которой взаимодействуют между собой.

 

 

14 билет

1) К компонентам процесса обучения отн: 1) цель обучения. Общая цель –передача совокупности ЗУН. Частные цели представляют собой задачи по обеспечению полного постижения школьниками конкретной суммы ЗУН. 2) содержание обучения. 3) учитель; 4) ученик- объектом и субъектом обучения; 5) ученический коллектив; 6) методы обучения.; 7) организационные формы обучения позволяют правильно распределить по времени и в зависимости от содержания совместную познават. деят. учителей и учащихся; 8) самостоятельная внеурочная работа учащихся; 9) практическое применение ЗУН; 10) педагогическая диагностика. Диагностика- совокупность методов, способов и приемов, которые направлены на раскрытие качества знаний. Основные этапы овладения знаниями:1.Восприятие 2.Осмысливание 3.Закрепление 4. Применение знаний в практической деятельности.

2) Методы контроля- способы деятельности преподавателя, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. Традиционные форм контроля ЗУН: 1.устный или письменный опрос 2.карточки 3.краткая самостоятельная работа 4.практическая или лабораторная работа 4.тестовые задания. Дидактический тест (тест достижений) - набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Виды тестовых заданий: 1.Задания закрытого типа. 2.Задания открытого типа 3.Задания на установку соответствия. 4.Задания на установление правильной последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 билет

1) 1.Основными видами обучения являются: объяснительно -иллюстративное;  проблемное;  программированное;  компьютерное. Объяснительно-иллюстративное обучение широкое привлечение в учебный процесс наглядности, имеет своей целью усвоение знаний. экономичен, но не является развивающим. Проблемное обучение - вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность: создание проблемной ситуации и постановка проблемы. Проблемная ситуация - психологическое состояние затруднения. К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом испытывают положительные эмоции, приобретают глубокие знания, интеллектуальные, творческие умения. Компьтерное обучение.

2)Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования. Является следствием процесса отставания (невыполнение требований на одном из промежуточных этапов учебного процесса). Причины неуспеваемости: слабое развитие мышления; низкий уровень навыков учебного труда; отрицательное отношение к учебе; отрицательное влияние семьи; пробелы в знаниях; слабое здоровье, утомляемость; слабая воля, недисциплинированность. с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия временное снижение требований к неуспевающим школьникам перевоспитания отношений дифференциация и домашней работы .

 

 

 

16 билет.

Проблемное обучение - вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность: создание проблемной ситуации и постановка проблемы. Достоинство: ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом испытывают положительные эмоции, приобретают глубокие знания, интеллектуальные, творческие умения. Программированное обучение:  подача информации небольшими порциями; установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; предъявление ответа для самоконтроля;  дача указаний в зависимости от правильности ответа. Положительная сторона:развивает самостоятельность. Недостатком:не стимулирует творчества. С программированным обучением тесно связано компьютерное. 2. Воспитание – процесс целенраправленного формирования личности.Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Эффективность воспи зависит от: сложившихся ыоспит отношений, цели, практики и воспит влияния, совместных действий,интенсивности. Принципы воспитания- Личностный подход: сочет личной и обществ направленности воспит, связь воспит с жизнью, трудом, опора на положит в воспитании, единство воспит воздействий.

 

 

17 билет.

1. Объяснительно-иллюстративное  обучение предполагает широкое привлечение в учебный процесс наглядности. Данный вид обучения экономичен, но не является развивающим. С программированным обучением тесно связано компьютерное. С помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами возможно решать различные дидактические задания:компьютерные программы, выделение алгоритмов, системы последовательных действий, которые необходимы для полноценного ЗУН. Эффективность зависит от качество алгоритмов. 2. Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.Прием воспитания-часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение. Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: 1) формирования сознания личности: объяснение, увещение, внушение, просьба, этическая беседа, пример. 2) формир поведения:упражнения, приучения, требование, порученпие,воспит ситуации; 3) стимулирования поведения личности: поощренеие, соревнование,судъективно-прагматический, одобрение, награждение.

 

18 билет. 

1. Закономерностями принято  считать объективные устойчивые связи и отношения между определенными объектами и явлениями: внешние и внутренние законобуч. К внешним закономерностям относят уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования.Закономерность показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего зависит.И.П. Подласый. выделяет классификацию закономерностей процесса обуч: 1) зависимость цели обучения от уровня и темпов развития общества; 2) зависимость содержания обучения (образования); 3) зависимость качества обучения от продуктивности и достигнутых результатов каждого этапа;4) зависимость эффективности методов обучения от уровня знаний и навыков их применения.5) зависимость эффективности управления обучением приминение; 6) зависимость продуктивности обучения от системы внутренних и внешних стимулов.

 2. Способы воспитания сознания личности.В процессе становления сознания человек проходит несколько этапов. Для достижения этого результата используются следующие методы формирования сознания личности: Этическая беседа. Цель:обсуждения каких-либо фактов, предложенных в начале беседы;Диалог. Общение происходит в формате «воспитатель-ученик»; Диспут. Чаще всего применяется при работе со старшеклассниками:возможность самостоятельного рассуждения и принятия решений, а также вырабатывается уважение к чужому мнению; Пример. человека в качестве примера дело идет гораздо проще. После завершения процессов осознания существующих правил и норм, формирование сознания переходит в следующую стадию. Человек учится сопереживать другим, а на заключительном человек не просто понимает, что грубить – плохо, но еще и видит, насколько сильно это может огорчить собеседника, понимая его чувства.

 

Билет 19.

1.Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, опр содержание, организац формы и методы учеб процесса в соотв с его общими целями и закономерностями. В ПО выражаются основы обучения, взятого в конкретно историческом виде. Правила — переходное звено от теории к практике: выполнение той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Принцип наглядности:на картинках или моделях)запоминание происходит лучше, легче и быстрее, чем письменной. Золотое правило обучающих: все, что только можно, следует представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Используйте средства наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом особой заботой учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

2. В группу методов  организации деятельности и формирования  опыта общественного поведения относятся методы тренировки, приучение, педагогической требования, ситуаций вечного выбора, игровой метод.  Тренировка - метод формирования необходимых качеств личности путем многократного повторения действий и поступков учащихся. Приучение - метод, который обеспечивает интенсивное формирование необходимого качества. На жестком приучении базируются все казарменные системы воспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием. Педагогическая требование - метод воздействия, с помощью которого педагог вызывает и стимулирует прекращает и тормозит действия воспитанников, выявления в них тех или иных качеств зависимости от формы предъявления требования бывают прямые и косвенные. Ситуация свободного выбора - метод воспитания, моделирующий момент реальной жизни, в котором проявляется и подлежит испытанию на стойкость система уже сложившихся позитивных действий, поступков, отношений. Игровой метод включает игровые модели деятельности, в которых воспитанники проявляют высокую активность мышления и поведения, вступают во взаимодействие между собой, приобретают привычек поведения за относительно короткий срок.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"