Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

Развитие ребенка в деятельности предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности и соответствующих им форм организации образовательного процесса, используемых методов и приемов.

22.СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ РАННЕГО  ВОЗРАСТА

Педагогика РВ начала выд. в сам. область знания в начале XX в. История педагогики РВ неразрывно связана с историей раз-я теории и практики сем. и обществ. вос-я детей.Пед. взгляды в разных странах и в разные истор. эпохи различались в зависимости от общих филос.представлений о человеке, гос., религиозной идеологии и культурной специфики разных слоев общества. Взгляды на педагогику РВ первоначально форм-сь в контексте представлений о вос-и детей от рождения до поступления в школу. Боль-во ученых и педагогов-практиков, подчеркивая важность первых лет жизни для последующего развития человека, утверждали, что наилучшие условия для вос-я и обучения маленьких детей могут быть лишь в семье.

Основоположник научной педагогики чешский философ и педагог Я. Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» заложил фундамент системы народного образования, сформулировал общие зак-ти пед. явлений, очертил основные проблемы педагогики — цели, задачи, содержание, методы, организационные формы образования, выделил 4 ступени развития подрастающего поколения — детство, отрочество, юность, возмужалость.

Приоритет семейного вос-я отстаивал Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Он считал, что «вос-ть детей должны сами родители», а воспит. процесс следует привести в соответствие с природой ребенка и естественными законами его раз-я. Разработка проблемы дет. раз-я и качественно своеобразных периодов этого развития дает основание считать Ж.-Ж.Руссо основоположником возрастной педагогики и психологии.С точки зрения Руссо, ребенок должен приобретать знания и нрав. представления в непосредственном общении с природой.

Важное зн. дошк. воспитанию придавал известный швейцарский педагог И. Песталоцци (1746—1827). Он утверждал, что «час рождения ребенка есть первый час его обучения», что цель вос-я заключается в «выявлении истинной человечности», и что к осознанию своей связи с чело-веческим родом каждый приходит в процессе семейного вос-я. В «Книге для матерей» он писал о том, как мать должна развивать ребенка с раннего возраста, вести его к познанию окруж. мира, вос-ть любовь к людям, прививать трудовые навыки. Песталоцци указывал, что в обществ. вос-и следует использовать те преимущества, кот. обладает домашнее вос-е. Эта идея до сих пор остается актуальной, поиски путей ее реализации не прекращаются и сегодня.

Большую роль в разработке проблем обществ. дошк. вос-я сыграл немецкий педагог Ф. Фребель (1782—1852).Фребель придавал первостепенное значение воспитанию маленького ребенка в семье. Однако он понимал, что в условиях вовлечения женщин в производство многие матери не имеют ни времени, ни возможности уделять должное внимание воспитанию детей и лишены необходимой для этого педагогической подготовки. Большое значение для раз-я педагогики раннего возраста играли идеи М. Монтессори (1870—1952). Она была сторонницей свободного вос-я, в основе ее системы лежало представление о том, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказалась видеть сущность вос-я в формирующем воздействии на ребенка, противопоставляя ему проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори разработала стандартизированные автоди- дакт. материалы, которые сами побуждают детей, свободно выбирая то или иное занятие, выполнять действия так, как задумал воспитатель. Действуя с кубами-вкладышами, рамками с застежками, клавишными досками и т.п., ребенок приобретает знания и умения, развивает набл-ть, терпение, волю, спос-ть самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Педагогика Монтессори дает возможность обуч-я детей не посредством прямого воздействия на них, а путем организации спец. образов. среды.В  настоящее время пособия Монтессори широко используются в других системах дошк.вос-я для сенсорного и моторного раз-я маленьких детей.

Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западноевропейской и отечественной педагогики. Большой вклад в раз-е системы обществ.вос-я детей внесли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты; массовые ясли и детские сады стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания специальных образ.программ.В России первые образ. программы вос-я детей РВ создавались в 30—50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Программа вос-я в д\с», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики.В 80—90-е годы в связи с реформой образования произошел поворот к личностно-ориентированной педагогике, направленной на создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, уважение к его личности, достоинству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе. Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образовательных программ

23. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА

Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.

Особенности периода раннего детства:

1. Для физического  и нервно-психического развития  детей первых лет жизни характерен  быстрый темп, а также скачкообразность  и неравномерность развития: интенсивно  увеличивается рост и вес ребенка; усиленно развиваются все функции  организма; к году ребенок овладевает  ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются  основные движения;  ребенок делает  большие успехи в овладении  речью.

2. Еще одной  особенностью раннего возраста  является повышенная психическая  и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание  отрицательно сказывается на  общем развитии детей.

3. Велика взаимосвязь  между физическим и психическим  развитием: крепкий, здоровый ребенок  меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается  на психическом развитии. Незначительные  нарушения в состоянии здоровья  приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает  раздражительность, вялость, быстрое  утомление, капризы. Все это в  результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

4. В раннем  возрасте дети отличаются неустойчивостью  эмоционального состояния и незавершенностью  формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного  упражнения в тех или иных  навыках, приучения ребенка посредством  многократного повторения к правилам  поведения.

5. Процессы возбуждения  преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении  детей ждать, импульсивности и  непосредственности. Формирующиеся  умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

6. Высокая пластичность  функций мозга и психики, т.е. всей  нервной системы в целом. Условные  рефлексы, лежащие в основе поведения  ребенка, начинают образовываться  с первых дней, они достаточно  быстро формируются и становятся  привычками, которые могут быть  как хорошими, так и вредными (сосать  палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого  и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются  изменению. Перевоспитание – дело  сложное и вредное для нервной  системы ребенка.

7. Высокая эмоциональность  детей. Эмоции играют огромную  роль в развитии ребенка. Дети  искренне и глубоко переживают  как положительные, так и отрицательные  эмоции. Следует оберегать ранимую  психику малышей от нежелательных  слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо  обеспечить организацию жизнедеятельности  детей таким образом, чтобы поддерживать  хорошее, уравновешенное настроение  детей.

8. Индивидуальный  темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют  особого внимания и индивидуального  подхода в процессе обучения  и воспитания.

9. У детей раннего  возраста еще очень небольшой  жизненный опыт, очень ограниченный  круг представлений об окружающем  мире, не сформированы умения  и навыки. Без целенаправленного  и планомерного воздействия со  стороны взрослого невозможно  полноценное развитие личности  ребенка раннего возраста. Ведущая  роль взрослого в развитии  ребенка раннего возраста является  важной особенностью в развитии  детей раннего возраста

24.ПЕД.РАБОТА  С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Существуют значительные различия адаптационных возможностей у детей..

Различают 3 степени адаптации:

Легкая, при которой наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита;

Средняя, естественная адаптация; состояние ребенка нормали значительных и длительных сдвигах в поведении, ребенок теряет вес, нарушается речь, болеет, но не тяжело, без осложнений; состояние ребенка нормализуется через месяц;

Тяжелая, или патологическая, при которой привыкание ребенка идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев, сопровождается частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями; наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.

Характер и длительность привыкания детей к новым условиям определяют следующие Факторы:

- возраст детей (критическим  для привыкания считается первое  полугодие второго года жизни);

-состояние их здоровья (перенесенные острые заболевания, патология родов, отягощенная наследственность  и др.);

-индивидуально-типологические  особенности (легче привыкают дети  с уравновешенными и подвижными  нервными процессами; труднее - те, у  кого они слабые, неуравновешенные, малоподвижные);

-условия семейного воспитания (организация режима дня дома, жилищно-бытовые условия, состав  семьи и пр.);

-наличие или отсутствие  тренировки нервной системы детей  к новым условиям.

Рекомендации По обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения:

-постепенное комплектование  групп;

-окружение вновь поступивших  детей особенным вниманием, лаской  и заботой со стороны воспитателя;

-рекомендация родителям  в первые дни оставлять ребенка  в яслях только на время  одного бодрствования;

-в первые дни пребывания  ребенка в яслях не должно  быть травмирующих мероприятий (например, прививок);

-сохранение привычек, даже  отрицательных, которые сформировались  у ребенка дома;

- разрешение родителям  присутствовать некоторое время  в группе, принести ребенку из  дома любимую игрушку;

-установление единства  воспитания в семье и в яслях.

Работа с родителями в этот период: через индивидуальные беседы, консультации, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период;

Они знакомятся с методикой кормления, сна; получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения; воспитатели изучают индивидуальные особенности и привычки детей, условия их жизни в семье.

25.Воспитание и развитие детей 1-го года жизни

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности:

– более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,

– тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

– проявление сенсомоторной потребности,

– ярко выраженная эмоциональность,

– большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

– потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

- обеспечение  полноценного физического развития  детей, охрана и укрепление их  здоровья, формирование движений, воспитание  элементарных навыков аккуратности  и опрятности, положительного отношения  к режимным процессам;

- с целью умственного  воспитания своевременное формирование  ориентировочной активности, расширение  сенсорного опыта детей, развитие  умения действовать с игрушками  и предметами быта, развитие понимания  речи, подготовительных этапов активной  речи;

- формирование  предпосылок нравственного поведения, т. е. положительных привычек, предупреждение  появления отрицательных, поощрение  активности и самостоятельности  во всех видах деятельности, воспитание  доброжелательного отношения ко  взрослым и детям;

- для развития  предпосылок эстетического восприятия  продуманная организация предметной  среды, систематическое осуществление  музыкального воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"