Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

20.ХАРАКТЕРИСТИКА  БЕЛОРУССКИХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ. . Временным творческим коллективом под руководством профессора Е. А.Панько и доцента А. И.Васильевой создана первая национальная программа "ПРАЛЕСКА".1990Г.

Основными задачами программы являются:

-охрана и  укрепление здоровья ребенка, формирование  основ здорового образа жизни;

-обеспечение  полноценного своевременного и  всестороннего психического развития  ребенка;

-воспитание  личности ребенка, его творческого  потенциала, форимирование способностей

-формирование  взаимоотношений с близкими, обеспечение  эмоционального благополучия каждого  воспитанника;

- обучение  детей, приобщение их к общечеловеческим  и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм в средств народной педагогики.

Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанных принципах:

-гармонии  трех начал - физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития  детей;

-гуманизации  и демократизации воспитания  и обучения;

-природосообразности  и индивидуализации воспитательно-образовательного  процесса;

-оздоровительной  направленности воспитания;

-соединения  национального и общечеловеческого  моментов в воспитании; развитие  психики в деятельности; взаимодействие  семейного и общественного воспитания; преемственности между детским  садом и школой.

Программа воспитания и обучения (утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, разработанная Белорусским научно-исследовательским институтом образования) "ГИБКИЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ САДУ". Программа предназначена для ДУ и групп с гибким режимом дня, а также родителей, чьи дети посещают эти группы. В программе содержание воспитания и обучения рассчитано на детей от 2 до 6 лет, строится на основе типовой программы воспитания и обучения в детском саду, утвержденной Министерством образования РБ Мн., 1992. ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ДЕТСКОГО САДА (Министерство образования РБ, Бел. НИИ образования) предназначена воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа для семейного детского сада создана на основе итогов психолого-педагогических исследований последних лет, а также зарубежного опыта.

Построена программа в соответствии с 4 ведущими направлениями развития детей, психофизического, познавательного, эмоционально-нравственного, языкового.

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (для родителей) (Министерство образования РБ, Бел. НИИ образования). Цель - помочь родителе ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его развития и воспитания; Выделены важные направления в развитии и воспитании детей на каждом возрастном этапе.

ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (авторы В. Н.Шебеко, Л. В.Карманова, В. А.Овсянкин). В связи с тем, что в существующей программе воспитания и обучения в детском саду не раскрыто в полном объеме содержание работы по физическому воспитанию детей, не учтены современные подходы к формам и методам работы с ними, было необходимо создать эту программу. Она направлена на оздоровление детей, поэтапное достижение ими физического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовленности и состояния здоровья.

Программа по физическому воспитанию "ОЧАР0ВАНИЕ" (автор Л. Д.Глазырина) состоит из 3 направлений: оздоровительное, воспитательное и образовательное. В программе определены основные задачи, принципы и методические рекомендации по использованию средств физической культуры в оздоровительном направлении.

Разработаны концептуапьнне основы программы "ГАРМОНИЯ" (автор Силивон В. А.), которые тлеют нетрадиционный подход к развитию и формированию личности ребенка дошкольного возраста, основные положения опираются на общие законы мироздания.

21.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ЕЁ ОСОБЕННОСТИ  И СТРУКТУРА. Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный акт, входит в структуру учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (далее – учебная программа).

Учебная программа определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.

Содержание учебной программы разделено на два блока:

первый блок – «Содержание дошкольного образования», в котором определены цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание (базовый компонент, т.е. минимальное обязательное содержание образования, и сверхбазовый компонент, т.е. содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей), дифференцированное по возрастным группам воспитанников;

второй блок – «Реализация содержания дошкольного образования», в котором определяются время, отведенное на изучение содержания, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.

Блок «содержание дошкольного образования»

Содержание дошкольного образования, представленное в учебной программе, имеет следующую структуру:

минимальное обязательное содержание образования (представлено обычным шрифтом);

содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей (выделено курсивом). В группах раннего возраста данное содержание может реализовываться в условиях «Материнской школы», в средней и старших группах оно представлено также дополнительными образовательными областями «Иностранный язык», «Хореография», «Ручное ткачество», «Подготовка руки к письму», «Движения и здоровье».

Содержание учебной программы обеспечивает доступность дошкольного образования, его преемственность и непрерывность с первой ступенью общего среднего образования.

Содержание учебной программы соотносится с целью дошкольного образования, имеет развивающую и воспитывающую направленность, отобрано в соответствии с принципами:

научности,

системности (имеет внутренние взаимосвязи между образовательными областями и их компонентами),

целостности,

культуросообразности,

доступности и др.

Учебная программа обеспечивает равенство белорусского и русского языков, деятельность учреждений дошкольного образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у воспитанников духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии, ответственности, трудолюбия. 

Содержание учебной программы предусматривает создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, достижения качества дошкольного образования.

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент в дошкольном образовании ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому, художественному и эстетическому.

Направления в учебной программе представлены как наиболее широкие категории, фиксирующие сложившиеся характеристики совокупности представлений в отдельной отрасли образования. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют комплексную характеристику направления.

Образовательные области в учебной программе представлены как отдельные дидактические единицы содержания, которые подразделяются на компоненты – конкретные аспекты воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Содержание распределено в соответствии с утвержденными образовательными стандартами дошкольного образования возрастными периодами:

до одного года (группа первого раннего возраста);

от 1 года до 2 лет (группа второго раннего возраста);

от 2 до 3 лет (первая младшая группа);

от 3 до 4 лет (вторая младшая группа);

от 4 лет до 5 лет (средняя группа);

от 5 лет до 7 лет (старшая группа).

БЛОК «РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Реализация содержания дошкольного образования предполагает опору на следующие принципы.Принцип гуманизации ориентирует педагогического работника на приоритет общечеловеческих ценностей, личность воспитанника, создание условий для его развития, саморазвития, раскрытия творческих способностей, формирования социального опыта.

Принцип развития ребенка в деятельности предполагает организацию образовательного процесса в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду, при этом особое внимание уделяется общению.

Принцип единства национальных и общечеловеческих ценностей предполагает осуществление воспитания и обучения на основе культурных и духовных традиций белорусского народа, приобщение к национальной и общечеловеческой культуре. 

Принцип непрерывности заключается в преемственности и последовательности реализации содержания воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип полноты предполагает комплексную реализацию содержания учебной программы по всем образовательным областям.

Принцип системности ориентирует на взаимосвязь компонентов образовательных областей, опору на ранее приобретенный воспитанниками опыт, уровень их актуального и ближайшего развития. Предполагает  непрерывную организацию образовательного процесса в течение всего учебного года при гибком распределении содержания учебной программы в течение дня. Специально организованные в соответствии с учебным планом занятия, игры целесообразно проводить в первой половине дня, другие формы организации образовательного процесса – как в первую, так и во вторую половину дня, согласно распорядку дня группы.

Принцип интеграции предусматривает, что содержание каждой образовательной области органично вплетается в содержание всей учебной программы и обладает возможностями тематического объединения с другими образовательными областями. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации образовательного процесса учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).

Принцип дифференцированного подхода предполагает организацию образовательного процесса по подгруппам с учетом типологических особенностей, уровня развития детей.

Принцип единства двух организационных моделей (совместная со взрослым и самостоятельная деятельность) определяется пониманием роли и места педагогического работника и воспитанника в образовательном процессе, ориентация на взаимопонимание и взаимодейтсвие между ними.

Принцип активности ребенка предполагает создание условий для включения его в различные виды социально значимой деятельности.

Принцип связи с жизнью и практической значимости предусматривает использование формируемых способов деятельности, знаний и умений в повседневной практике.

Принцип наглядности предполагает использование в образовательном процессе различных видов наглядности с опорой на различные органы чувств воспитанника и его впечатления из жизненного опыта.

Принцип креативности ориентирует педагогических работников на создание условий для развития детского творчества, формирование способности находить нестандартное решение в специально созданных и естественных ситуациях.

Принцип учета условий проживания воспитанников предусматривает организацию образовательного процесса с учетом опыта взаимодействия воспитанников с окружающей средой в разных условиях проживания и семейного воспитания (город и сельский населенный пункт).

Принцип возрастной адресованности предполагает гибкую реализацию содержания образования с учетом возраста воспитанников. В разновозрастной группе содержание может выстраиваться последовательно (одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников) или одновременно (одно и то же содержание программы по образовательным компонентам используется для работы в разных возрастных группах с учетом их специфики и усложнения). При этом используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Принцип взаимодействия с семьей предполагает активное включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, установление партнерских отношений, сотрудничества в различных формах организации воспитания и обучения.

Принцип эмоционального благополучия предусматривает создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, учреждении, обеспечивает признание самоценности и неповторимости личности ребенка, формирование его уверенности в себе, адекватной самооценки.

Принцип создания развивающей предметно-пространственной среды предполагает организацию современного предметного пространства, игровой среды, условий для осуществления активной деятельности воспитанников, содержательного общения, исследования, творчества.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"