Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Концепции: эволюционно- биологическая(воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве), психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
2. Школа и воспитание в древнем мире. Древний мир существовал более 5 тыс. лет (от 5 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Древние цивилизации накопили богатый опыт образования и воспитания.
3. Школа в древней Индии.

Файлы: 1 файл

История педагогики.docx

— 97.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

10 . Воспитание и школа в Западной Европе раннего средневековья. Схоластика и её роль в развитии взглядов на воспитание и обучение. Возникновение и становление средневекового образования    связывается    обычно с    развитием церковной культуры. Знания    требовались для проповедования христианского учения. В начале VII в. благодаря активности монашества в Ирландии появляются первые церковные школы. Изучали языки, историю, диалектику, математику. В ранней средневековой школе имели место различные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение), средний (грамматика, риторика, диалектика), повышенный (курс семи свободных искусств). Обучение в средневековой школе строилось на запоминании текстов священного писания и комментариев к ним, а также некоторых произведений Аристотеля, которого признавала церковь. В школах появляются специальные учебные пособия. Учащиеся подвергались телесным наказаниям. Х-ХI вв. характеризуются развитием торговли и ростом городов, возникаем новое сословие горожане или бюргеры. Дня удовлетворения потребностей в образовании юродского населения появляются юродские школы, в которых дети обучались на родном языке (Рим, Флоренция). Рыцарское воспитание, возникшее в средние века: в параллель к семи свободным искусствам школьного образования были сформулированы 7 рыцарских добродетелей, которые составляли содержание рыцарского воспитания (умение ездить верхом, фехтовать, плавать, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах). Воспитание и образование женщин в средние века носило строго сословный характер. Дочери феодалов воспитывались в семьях. Распространена была практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. В XIII в. появляются первые университеты. Они состояли обычно из 4-х факультетов: артистического, богословского, юридического и медицинского. Язык обучения был латинским. Обычной формой обучения были лекции и диспуты. Наиболее знаменитыми были:

Боллонский (1119 г), Парижский (1200 г), Кембриджский (1209 г), Пражский (1348 г), Краковский (1364 г). К концу XIV в.в. Европе насчитывалось более 20 университетов. Схоластика - учение о теоретическом обосновании религиозного мировоззрения. Педагогики как науки в то время еще не было, се заменяли мысли о воспитании, содержавшиеся в богословской литературе.

Схоласты  придерживались точности терминов при  изложении мысли, разрабатывали  приёмы спора, старались отточить до блеска доказательность мышления.

11 . Педагогические идеи эпохи Возрождения (ХIV-ХVI вв.). Этот период характеризуется географическими открытиями, возникновением книгопечатания, усилением экономических и культурных связей между народами, развитием ремесел, банковскою дела. Это послужило толчком зарождения новой культуры. Центром становятся города, утверждаются взгляды на природу, общество, человека. Выразителями этих взглядов является творческая интеллигенция, передовые общественные деятели. Этих людей называли гуманистами они пропагандировали уважение к человеку, веру в его силу и возможности. Они заново открыли как много для культуры и образования сделали Греция и Рим. Они называли свое время Возрождением, то есть восстановлением античных традиции. Возрождение - условное название эпохи. Колыбелью Возрождения явилась Италия. Борьба итальянских городов за независимость породила движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Ряд ученых указывали на необходимость формирования человека, который высоко развит и духовно, и физически, который воспитан в процессе трудовой деятельности.

Эразм Роттердамский (1467-1536 II.) Голландии, несколько лет провел в монастыре. Образование получил в Париже. Большую часть жизни странствовал, был в Италии, Франции, других странах, написал ряд работ, большой успех имело сочинение «Похвала глупости», в котором высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества. В этом и других произведениях отстаивал природное равенство людей, что к воспитанию надо приступать с первых лег жизни ребенка, противник насилия в воспитании и обучении. Программа обучения не должна быть сложной, так как она отбивает желание учиться. Он говорил, чтобы учение было приятным и основывалось на интересах, развивало самостоятельность.

Хуан  Луис Вивес (1492-1540 гг.) родился в Испании. Известен как автор трактатов, как наставник дочери английского короля. Выступал против схоластики в защиту опытного познания. Сторонник воспитания, которое строится с учетом природных способностей детей. Считал, что важную роль в воспитании играет домашнее воспитание. Указывал на необходимость получения образования для женщин и мужчин.

Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) получил образование в монастырских школах, увлекался естественными науками. Был священником, врачом, учителем. Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе обличал пороки воспитания и обучения. Это сатира на феодальный строй. Указывал, что главная роль гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Мальчик Гаргантюа забывает все, чему его учили, а воспитатель заботился, чтобы из мальчика сделать воспитанного и образованного человека. Они изучает латынь, музыку и историю.

12 . Реформация и образование. Развитие школы в странах Западной Европы в ХV-ХVII вв. В XVI в. в Западной Европе развернулось общественное движение, получившее название реформация. Это движение было выражено в борьбе с насилием католицизма.    Реформация    провозгласила    принцип    индивидуальности, самостоятельности человека, несущего личную ответственность перед Богом. Она положила начало новой разновидности и христианства -    протестантизм. В ходе реформации во многих странах образовывались протестантские церкви, которые провозгласили себя независимыми от римскою папы. Лютеранство, кальвинизм, табориты, баптисты - это ветви протестантства.

Главным идеологом  во Франции был Джон Кальвин. Он выступил с проповедью к смирению и почитанию  Бога. Перевел на французский язык Библию, которая была важным пособием в обучении и воспитании. В XVI в. центром  реформации становится Германия, а  крупнейшим вождем был Жанн Мартин Лютер (1483-1546). Выступал с инициативой  открывать христианские школы, перевел  на немецкий язык Катехизис. Это было учебное пособие для гуманитарных школ. Филипп Меланхтон (1497-1560) был учеником Лютера. Известен как практик образования, написал ряд учебников по физике, грамматике, диалектике.

Римская католическая церковь увидела в реформации угрозу своему движению, поэтому начинается движение контр реформации. Главными способами борьбы должны были стать воспитание молодежи в духе верности идеям католицизма. В 1534 году церковь создала новый орден «Общество Иисуса» (орден иезуитов). Орден боролся за чистоту своей веры. Развитие школы тесно связано с происходившими в обществе процессами. Школы делились на 3 направления: элементарное, повышенное общее образование, высшее образование. Элементарные школы создавали католические и протестантские церкви. Программа элементарных школ включала чтение Катехизиса, церковное пение, письмо. Место священника-учителя в элементарной школе занимает профессиональный учитель. Учебных пособий для начального обучения было мало, и элементарное образование получали только в городах. Повышенное общее образование давали городские школы, которые вышли из-под церковного воздействия и подчинялись гос. властям. Программа школ постепенно усложнялась и обогащалась. 1-е гимназии появились в Германии. Обучение велось на латинском языке. Первый колледж появился в городе Бордо, обучение в нём длилось 10 лет. Здесь изучались классические языки и литература, математика.

Особое место  занимают школы для дворянства. Такие  школы были распространены в Германии и Италии. Прочные позиции в  сфере общего образования занимали школы иезуитов. 1-й колледж иезуитов был открыт в Вене. Обучение было бесплатным. К 1600 году в Европе было 200 таких колледжей. Большее число учебных заведений были интернатами. Они заботились о здоровье учащихся. Школьные помещения были чистыми. Учебный год равнялся 180 дням. Частые каникулы. Продолжительность обучения - 5 лет.

 

13 . Воспитание детей у славян до принятия христианства. Просвещение и школа в Киевской руси. К началу эпохи средневековья славяне расселились между Черным и Балтийским морями. У них был общий язык. Зарождение общественного обучения и воспитания относится к V-IV вв. Язык предназначался для книжного учения. Была открыта школа (Кирилл и Мифодий) в 863 году. Обучение велось на славянском языке. Ученики рассылались по всему славянскому миру и создавали школы. Большую роль в развитии обучения и воспитания сыграло христианство.

В IX веке образовалось Киевское государство. Введенное в 988 году князем Владимиром христианство, способствовало укреплению государства. Па обучение и воспитание  оказывала   влияние  Византия.   Важным  звеном  византийской образованности стала Болгария. Многие болгарские книжники находили приют в Киевской Руси. Элементарная византийская культура следовала в образование Киевской Руси.

Оригинальным  педагогическим памятником XII в. является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Владимир Мономах давал своим  детям советы как жить, приказывал им любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми. Поучение требует почитание старших, любовь к Богу.

Основным  источником обучения и воспитания была семья. Дети могли получить элементарное обучение. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. 1-я школа была образована в 988 году в Киеве. Такие школы появляются и в других городах Киевской Руси. Эти школы создавались при дворах, монастырях. Обучение церковному чтению, письму и пению. Затем нравственное воспитание. Кроме школ начальное обучение осуществляли мастера грамот. Они брали учеников, учили письму на бересте. 1-е берестяные данные относятся к Х-ХI вв. Уровень образованности и был высоким. В монастырях был создан книжный фонд, была создана Библия при Киевском Софийском Соборе. В результате нашествия манголо-татар уровень образованности и резко снизился, были сожжены многие монастыри. В 1240 году был сожжен Киев центр культуры.

 

14 . Школа и педагогическая мысль в Московском государстве до XVII века.Центр просвещения и монгольский период перешел в Новгородскую землю. Главным очагом культуры стали монастыри. Они были в более лучших условиях, так как церковь была освобождена от даней. Сведения о воспитании содержатся в письменных памятниках («Пчела». «Домострой»). Так в «Пчеле» в виде афоризмов собраны морали жизненного воспитания. Автором "Домостроя" был священник собора. Рекомендовалось любить родителей и Бога, трудиться.

Уровень образования  в ХV-ХVI вв. был низким. На гос. службе было мало людей с высоким уровнем знаний. В XVI в Московское государство нуждалось в образованных людях. Оно пыталось отправить людей за границу для изучения латинского языка. Но это широко не распространилось. Тогда попытались открыть свои школы. В XVI в. произошел сдвиг в обучении. В Москве и других городах открываются школы грамоты. Здесь учились только мальчики по рукописным китам. К концу века появляются печатные учебники — азбуки. В 1574 году появляемся 1-я печатная книга - «Букварь» Ивана Федорова. Эта книга содержала грамматику, тексты. В конце XVI в образование становится  доступным.

Развитие  обучение получило в XVII в. В этот период усиливается сближение Московского  государства с Западом. На школьное дело большое влияние оказывают  эти страны. Появляются  учебные  заведения  повышенною  образования. Распространяется изучение греческого и латинского языков. Одна из первых греко-латинских школ была образована в 1649 году в Москве в монастыре.

В 1687 году было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская Академия. Преподавание велось на славянском, греческом  и латинском языках. Программа  была сходна с западными школами. Изучались и гражданские, и духовные науки, логика, риторика, греческий  язык. На рубеже ХIV-ХVII вв. была программа создания общеобразовательных школ, технологических гос. училищ при помощи иноземных учителей и по тем образцам. Уходило в прошлое образование в монастырях и у частных лиц.

 

17  . Развитие школы и педагогической мысли в Беларуси в период нахождения ее в составе Речи Посполитой. В 1569 году произошло объединение ВКЛ и Польши, и была создана РП. К этому времени становится активной деятельность иезуитского ордена. Ещё в 1566 году иезуиты открыли в Вильнюсе своё училище. Иезуитские училища скоро возникли и в остальных городах Беларуси. Учебные заведения иезуитов назывались колледжи (коллегиумы). Иезуитская педагогическая система ставила перед собой задачу воспитать в учениках высокую религиозность, верность католицизму. Уже в 17в. иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования. Православная церковь открывала брацкие школы, которые начали возникать во второй половине 16 века. Первыми брацкими школами были Львовская и Виленская,  которые возникли в 80-х 16 века. На белорусских землях такие школы возникли в Бресте, Минске. Первыми известными преподавателями братских школ были В. Тяпинский, Стефан и Лаврентий Зизаний, М. Смотрицкий и др. Лаврентий Зизаний написал такие произведения как «Азбука», «Грамматика словенская», «Лексикон». Смотрицкий написал учебник по грамматике. Наряду с иезуитскими братскими школами появляются униатские школы (объед. православн. И катол. церквей). Униатская церковь в целях просвещения использовала орден Базилиан, который в 17-нач.18 веков имел на территории Беларуси монастыри и школы при них. Такие школы действовали в Пинске, Бресте, Пружанах и др. городах. Базилианские церкви строили по образцу иезуитских. Отличие в том, что здесь больше внимания уделялось обучению на родном языке. Кроме иезуитов и базилиан с конца 17 века в Беларуси имели свои школы и другие католические ордена: доминиканцы, бернардинцы, плары и другие. В середине 17 века предпринимается попытка реформирования школьного образования Речи Пасполитой. Реформы предложил известный польский деятель Станислав Конарский. В учебный план школ ордена плар начали включать естественные математические науки, польский язык, литература. Общая реформа просвещения Речи Посполитой, в том числе и на белорусских землях была проведена в 70-х гг. 18 века. Была создана эдукационная комиссия(министерство образования), которая начала проводить реформы. В соответствии с уставом, разработанным комиссией, все школы приобретали светский характер, были изменены учебные планы, комиссия открывала новые школы. Все идеи комиссии не были поведены в жизни, так как РП была в нестабильной политической обстановке. Разделы: 1772,1793,1795.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 16 . Просвещение и школа на белорусских землях в ХIII-ХVI вв. (Франциск Скорина, Сымон Будны, В. Тяпинский). В начале XIV века княжества Западной Руси вошли в состав ВКЛ (и белорусские земли). В нем они играли ведущую роль. Разнообразные документы свидетельствуют о том, что на Беларуси в ХIV-ХVI вв. письменность и просвещение были достаточно развиты. Существовали различные формы школ: православные образовывались духовенством при церквях для богатых и духовенства, при монастырях были школы повышенного типа (чтение, письмо, пение, умение говорить проповеди), при княжеском дворе были школы для хозяйственной деятельности. Кроме школ имелось индивидуальное ученичество, рядом с ремесленниками были мастера грамотности.Начиная с XIV века, на территории Беларуси проникает католическая церковь. При костелах образовывались католические школы. Одной из первых была Виленская (1387 г.). Обычно эти школы состояли из 3-ёх классов. Изучались латинский, польский, греческий языки, арифметика, музыка.Франциск Скорина внес большой вклад в развитие культуры. В Праге начал книгопечатание. 22 книги Библии и др. Он рассматривает Библию, как учебный источник, как средство распространения знании.С середины XVI века на территорию Беларуси стали проникать идеи реформации. Они выступают против всевластия католической церкви. Па Беларуси основной формой реформации являлся кальвинизм. Участником реформаторского движения в Беларуси и Литве был Сымон Будны (1530-1593 гг.). Был пастырем в Несвеже, Слуцке, Клецке. Написал десятки книг. В 1562 году издал на белорусском языке Катехизис - комментарии к Библии - основной воспитательный труд. Его преследовали как протестанта.Василий Тяпинский (1540-1604 гг.) в своем имении организовал, типографию и издал Евангелие, снабдил издание Библии предисловием.Реформационное движение сыграло большую роль в развитии грамотности на Беларуси. Возникло большое число протестантских школ, типографии, первые учебники на белорусском, польском и литовском языках.В 1569 году в результате слияния ВКЛ и Полыни создана Речь Посполитая. К тому времени активизировалась деятельность католических орденов на Беларуси. Активную деятельность ведет орден иезуитов. В XVI веке в Вильно они открывают коллегии - училища, которые затем появляются в Полоцке. Несвеже, Минске. Постепенно коллегии становятся официально признанными школами, а остальные школы преследуются. Цель воспитания - воспитать в ученике верность католицизму и делу ордена. Коллегии давали высокий уровень образования. Уже в XVII в иезуиты обеспечили себе ведущую роль в распространении образования и па Западе и у шляхты.Кальвинистские школы получили развитие в конце XVI века. Известной школой была школа в Слуцке - слуцкое евангелистское училище. В 60-е годы в белорусском реформаторском движении произошел раскол. Активную борьбу с католицизмом вели братства. Их деятельность была широкой, вели просветительскую работу. В конце XVI века возникают братские школы. 1-ми были Львовская и Виленская братские школы. Братские школы были также в Могилеве и Бресте (1591 г). В этих школах могли учиться представители всех сословий, но большей частью это были выходцы из средних слоев населения. Обучение было платным. Греческий, латинский, польский языки, грамматика, астрономия, музыка, математика, история, география. Учащиеся делились на 5 групп. Обучение шло на церковно-славянском и белорусском языках. Известными учителями были Лаврентий и Стефан Зизаний. Милетий Смотрицкий и другие. Лаврентий Зизаний был автором известных книг: «Азбука и Лексис». «Грамматика словенская». Работал в Бресте, позже в Вильно. Изданная в 1619 году, «Грамматика словенская» Смотрицкого на протяжении полутора веков была учебником на Беларуси, Украине, Литве.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"