Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Концепции: эволюционно- биологическая(воспитание людей сходно с воспитанием с высшими животными- забота о потомстве), психологическая(объясняет происхождение воспитания детей инстинкта подражания взрослым).
2. Школа и воспитание в древнем мире. Древний мир существовал более 5 тыс. лет (от 5 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Древние цивилизации накопили богатый опыт образования и воспитания.
3. Школа в древней Индии.

Файлы: 1 файл

История педагогики.docx

— 97.10 Кб (Скачать файл)

Высказывания  Руссо о воспитании женщин: ее специальное  назначение в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют. Естественное воспитание девушки должно отличаться от воспитания юноши, в ней должно быть повиновение, покорность. Несмотря на ряд противоречий идеи Руссо оказали большое влияние па развитие педагогической мысли.

 

24 . Школа и педагогическая мысль в России в 18 веке. Эти годы были переломными в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия вступила на дорогу общеевропейского развития. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. История школы и педагогической мысли в России 18 в. делится на 2 периода: первую и вторую половину столетия.

Произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке  ов воспитания и образования. В первой половине столетия происходил поворот к школе и педагогике Нового времени.

В начале 18 в. в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразовании Петра I. Эти школы отличались практической направленностью. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была школа математических и навигационных наук (1701 г.). В 1715 году старшие классы математических навигационных наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская Академия. В 1707 г. хирургическая шкода, рассчитанная на 50 учащихся.

В учебных  заведениях обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука - чтобы облегчить усвоение родною языка. Во второй четверти реформирование образования замедлилось. Появились учебные заведения новою типа. В конце 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. Заботой государства являлась организация обучения дворянства.

Одним из первых представителен русского Просвещения  был Татищев. Он считал, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Он обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Особую роль в реформах сыграл Ломоносов. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ввел в число обязательных предметов химию и астрономию. Первым стал читать лекции для студентов на русском языке.

Периодом  наивысшего развития школьного дела в России 18 в. стало царствование Екатерины II. Она проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.

Журналист Новиков  финансировал 2 частные школы и  определял в воспитании 3 главных  направления: телесное, нравственное и  умственное. Такое воспитание содействовало  формированию человека и гражданина. Настаивал на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества  требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его  доступным и для крестьян.

Устав 1786 г. провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. Согласно Уставу 1786 г. в юродах открывались  малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы  для мальчиков и девочек. Обучение длилось 5 лет. Устав утвердил классно-урочную  систему. Реформа, предпринятая уставом, была важным этапом в развитии школьною дела. Число народных училищ быстро росло. Но из-за нехватки учителей многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев  открыться, прекращали свое существование.

 

29  . Педагогические воззрения Г.  Спенсера. Спенсер Герберт (1820- 1903), английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения.

 

Свои педагогические воззрения С. изложил в серии  статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного  и физического воспитания, позднее  изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую  школу 19 в. за её отставание от уровня науки  и нужд практической жизни. Касаясь  дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного  развития ребёнка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США

 

 

 

26 . Педагогическая деятельность и теории Песталоцци (1746 - 1827 гг.). Родился в Швейцарии, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и служанка. Образование получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления. В 1769 г. - купил имение, в котором хотел организовать показательную ферму, чтобы научить крестьян рационально вести своё хозяйство. Позже он разорился. В 1774 г. открыл «учреждение для бедных», в котором собрал беспризорников. Обучал детей чтению, письму, счёту, занимался их воспитанием, ремесленники учили их прясть и ткать. Но позже, из-за неудач, он закрыл приют. В 1781-1787 гг. - издаёт социально-педагогический роман: «Лингард и Гертруда». В 1792 г. – получил высокое звание французского гражданина. 1779 год - проводит экспериментальную работу в школах г. Бургдофа. 1805 год - создал большой институт, который вскоре получил мировую известность. 1826 год - написал последнее произведение: «Лебединая песнь». Цель воспитания, по Песталоцци - развитие всех природных сил и способностей человека, это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Содействие  воспитания на ребенка должно находиться и согласии с ею природой. Основной принцип воспитания  согласие с природой. Песталоцци стремится создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка должно начаться с первою дня появления на свет. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, умственное и нравственное образование.

Цель физического  воспитания по Песталоцци - развитие и  укрепление всех его физических сил  и возможностей, основа физического  воспитания - естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание проходит в теснейшей связи с  нравственным и трудовым воспитанием.

Нравственность, по мнению Песталоцци, вырабатывается в ребёнке путём постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладывается основы нравственного поведения ребёнка. Дальнейшее нравственное развитие продолжается в школе. Нравственное поведение  у детей формируется благодаря  развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

Песталоцци  тесно связывает умственное образование  с нравственным воспитанием. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте. Обучение способствует накоплению учеником запаса знаний, развивает  ею умственные способности. Важнейшей  основой обучения является наглядность. Обучение должно идти в строгой последовательности, наряду с умением мыслить надо развивать у детей практические навыки. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

 

27  . Педагогическая деятельность и теория Дистервега (1790 - 1866 гг.). Родился в Вестфалии. В 1808 году  поступил и Герборнский университет, а потом перевелся в Тюбингенский университет. Он решил посвятить себя делу образования народа, и длительное время возглавлял учительские семинарии, где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. В 1835 г. - издал «Руководство к образованию немецких учителей». Он выступал за улучшение дела подготовки учителей начальных школ. Дистервег выступал защитником идеи общечеловеческого воспитания, по его мнению, задача школы заключается в воспитании гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим     принципом     воспитания     считал     природосообразность. Природосообразность - это следование за процессом естественного развития человека, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника. По его мнению, воспитание должно носить и культуросообразный характер. Необходимо установление тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Высшая цель воспитания - самодеятельность на служении истине, красоте, добру. Главная задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и ею нравственному воспитанию. Большое место он отводил в образовании детей истории, географии, родному языку и литературе. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств путем наглядного обучения.

Дистервег создал дидактику начального обучения. Большое значение он придает сознательному освоению изучаемого материала. Мною внимания уделяет закреплению материала. Успешное обучение всегда пост воспитывающий характер. Для начального обучения он рекомендует «элементарный» или развивающий метод. Роль учителя должна быть руководящей. Обучение должно проходить по чётко разработанному учебному плану и хорошему учебнику. Но успех обучения определяется учителем. Огромное значение он придавал систематической работе учителя над собой. Строгий, требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым. Дистервег придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.

 

28 . Педагогическая деятельность и теория И. Герберта. Родился в Германии. Получил образование сначала и латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Ознакомился с учениями представительных немецких идеалистических философов. Педагогические идеи получили, развито в его книгах «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Очерк лекций по педагогике». Он предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

По своему мировоззрению Герберт метафизик. Своё понимание сущности воспитания он выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. Он разработал крайне метафизическую этическую теорию (Общественная и личная нравственность покоятся, на определенных нравственных идеях - вечных и неизменных). Он постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествовало овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности.

Он предавал большое значение установлению целей  воспитания, в зависимости, от которой  должны определяться воспитательные средства. Цель воспитания закладывается в  формировании добро деятельного  человека. Будущие цели ученика подразделены на:

1.цели возможные

2.цели необходимые. 
Процесс воспитания он делит на 3 раздела:

1.Управление:

2.Обучение;

3.Нравственное воспитание.

Управление имеет своей задачей не будущее ребёнка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление должно занять время ребёнка. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушения дисциплины, построена у него на насилии, на дрессировке и муштре.

Обучение он считал главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение». Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признаёт обучение, которое не воспитывает. Обучение, по Герберту, должно основываться на многосторонности интересов (эмпирические, умозрительные, эстетические, сипатические, социальные, религиозные). Он различал 3 вида обучения: описательное, аналитическое, синтетическое.

Нравственное воспитание. Он разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Классическая  средняя школа Европы и США  в значительной мере строилась на основах его педагогики. В то же время он мною сделал для разработки педагогики как научной дисциплины. Большое значение разработка им ов дидактики.

 

35  . Школьное образование в странах Западной Европы в первой половине 20 века. Школа должна заботится не столько о передачах знаний, а об общем развитии детей, об их умении самостоятельно приобретать знания, наблюдать факты, делать выводы. Важная роль в обучении – ручной труд. Учет возрастных и индивид. Особенностей. Педагоги-реформаторы выступали за эстетическое воспитание. Идеи педагогов-реформаторов нашли своё воплощение в деят-сти школ, различных экспериментальных учреждений. 1-ой из новых систем организации в нач. школе был Виннетка-план, разработанный американцем Уошберном. Её особенность – соединение индивидуализирования учащегося. Возник этот план в США в 1930 г. В г. Виннетка. Другой план инд-го обуч. предложила англичанка Паркхерст – Дальтон-план. Тут годовой объем уч. материала разбивался на разделы (месячные - подряды), кот-е в свою очередь разделялись на ежедневные задания. Ученики работали самостоятельно, по разл. метод-м указаниям.

Немец Петер  Петерсон предложил Йена-план-система организации работы школы, сочитающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деят-стью учащегося. Учащиеся делились не на классы, а на группы детей разного возраста и уровня знаний, занимающихся по индивидуальному плану. В 1920 разработана профессором йенского универа Петерсоном. (школа Петерсона). Идеи реформаторской педагогики нашли в новых школах 19-н.20 вв. возникли в странах Запада. Эти школы имели преимущественно классно-урочная система заменялась самост.-индивидуальной работой.

 

 

 

 

 

 

 

30 . Развитие школ России в 19 веке. Немалым препятствием на этом этапе являются сохранившиеся ещё к этому времени крепостные отношения, а так же традиции сословного обучения и воспитания. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса.

Благодаря    университетскому   образованию    сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. В годы царствования Александра I (1801-1825 п.) школьная политика прошла 2 различных этапа. Первый   (до 1815 гг.) правительство намеривалось провести реформы в духе Просвещения. В 1820 г. было создано Министерство народною просвещения. В 1802-1804 гг. произошла реформа народного образования. Обучение и приходских училищах было рассчитано на 1 год и уездных училищах на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка, география, история, арифметика, геометрия, история, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года.Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существующим университетам в Москве. Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"