Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

1 .Профессиональная компетентность педагога психолога.

Компетентность  в буквальном переводе с латинского означает «относящий, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого- либо лица или учреждения. Принцип профессиональной компетентности- один из главных этических принципов работы педагога- психолога. Подразумевается что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченной изучения ученика и влияния на него Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточно. Предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например: одному педагогу не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям, уровню его умственного развития, не проводя ни каких измерений, тем самым поступают непрофессионально, нарушают принципы своей компетентности. Профессиональная компетентность педагога- психолога проявляется: - пед.- психолог имеет право использовать только тесты соответствующее уровню его квалификации; - точно такое же требование предъявляется и работе при консультировании; - пед.- психолог не имеет право использовать консультативные подходы, техники, если не точно квалифицированно ими владеет; - пед.- психолог способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает пед. тактом и не должен стеснятся своего не знания; - профессионализм пед.- психолога заключается в том, что он не знает свои сильные стороны, отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностью компетентном; - принцип компетентности предполагает, что пед.-психолог будет принимать психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкции к ним. Исключено. что результат будет ложным. Например: многие из тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, на каком 
уровне освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта. Не все методики психометрически проверены (необходимо проверить их на себе, друзьях, знакомых).  Еще один результат соблюдения данного принципа - отсутствие у пед.- психолога боязни ошибки и быстрое исправление совершенных ошибок, даже если это грозит снижении авторитета. Кроме общей компетентности в работе пед.- психолога важна соц. Психологическая компетентность или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора с маленькими, и с учителями, и с родителями, и с администрацией. Его ориентированность основано на знаниях, интуиции и опыте. В основе компетенции в общении лежит соц. Чувствительность, общий уровень культуры человека, знание их идейных и нравственных правил и закономерностей обществ жизни. Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формировать устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности ученика, а значит находит с ним общий язык, соблюдая нормы поведения. Пед. - психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях.

2.    Роль внимания в развитии личности.

Внимание- познавательный психологический процесс, обеспечивающий избирательное восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека общения с людьми. Внимание- направленность и сосредоточенность психологической деятельности человека. Направленность понимается как избирательный характер активности. Сосредоточенность - углубление в данную деятельность. Память и внимание относятся к сквозным психологическим процессам. Поэтому его возможно представить как процесс, и как состояние, и как свойства личности. Классификация видов в зависимости от уровня психологической регуляции предусматривает разделение внимания: на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий- послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой- либо задачи сопровождается поглощение личности данной деятельностью и не требует волевых усилий. К числу основных характеристик внимания относится: - объем внимания- количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. - ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких -либо объектов. Этот выбор из множество сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания. - устойчивость внимания- это способность субъекта не отклонятся от направленности психологической активности на объекте внимания. - концентрация внимания предусматривает такт определения способности субъекта сохранять сосредоточенность на объект внимания при наличии помех. - распределение внимания- свидетельствует о возможности субъекта направлять сосредотачивать внимание на несколько независимых переменных одновременно (восп.2 или более). - переключение внимания- представляет собой перемещение его и сосредоточенность с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании его характеристик таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение.



1.    Урок как основная форма организации учебного процесса.

Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном периоде и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникает и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Ведущая форма обучения- урок. Каждый урок посвящается только одному предмету 9монизм); постоянное чередование 
уроков (расписание). Урок имеет ряд преимуществ:

- отличается  более строгой организационной структурой;

- экономен, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

- создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания развития учащихся;

Уроки одного учителя на могут быть похожими на уроки другого, даже если проводятся по одному и тому же плану. Любой урок обязательно отражает индивидуальность.

Уроки можно  разделить на типы:

- Уроки по  ознакомлению учащихся с новым материалом;

- Уроки закрепления знаний;

- Уроки обобщения и систематизации изученного;

- Уроки формирования и закрепления умений и навыков;

- Уроки проверки  знания;

- Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих.

I.  Цели воспитания. 

В различных  педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно-философской позиции автора.

Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеала, так и реальной цели воспитания. Идеальная цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания  ........ных направлениях многогранной личности. Реальные цели воспитания в отличии от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются и имеют исторический характер. Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Цели воспитания могут носит субъективный характер. Как правило это исходит в том случае, когда конкретная семья формирует для себя, какими хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной активной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистическое отношение, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

2.Психология  юношеского возраста (15-18 лет).

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего от.... Коры 
больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст- это период выработки мировоззрения, убеждение характера и жизненного самоопределения. У старшеклассников обычно ярко выраженное избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаний. Одна из самых характерных черт старшеклассника. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует изменение характера деятельности, положение в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Жизненные планы, ценностные ориентации ст. школьников, стоящие на пороге выбора профессий, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

2.    Задатки и способности. (Борис Михайлович Теплов)

Проблема способностей является одной из актуальных проблем психологии и педагогике. Понятие способности часто относят не только к человеку, но и любой вещи. Понятие способность является категорией свойства, качества вещи или отдельного человека. Борис Михайлович Теплов способности понимал как индивидуальное психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности или ее освоения и не всегда сводится к зун.

Анатолий Александрович Смирнов способности рассматривал как психические свойства личности , которые обеспечивают успешное выполнение конкретной деятельности. В.В. Богословский считал, что способности это синтез различных свойств человеческой личности отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих успешность ее выполнения. В общем во всех этих определениях является успешность в проявлении и выполнении деятельности.

Задатки- это  анатомно физиологические способности. Б.М. Теплов определил задатки как врожденные анатомо физиологические способности н......... системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей.

Способности к задаткам не сводятся, задатки- одна из посылок для формирования способностей. Сергей Леонидович Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации, скорость, с которой у человека происходит общение.

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей. которые . ...-ет реализация наличных возможностей.

Существует общая одаренность- способность к обучению; специальная- уровень специальных способностей (особенно высокие талант и гениальность).

Талант- это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность- способность создавать что- то принципиально новое: включенность способности в характер.

Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала; время проявления; соотношение результатов с условиями. Факторы влияющие на развитие способностей деятельности, к которому есть интерес; всесторонние развитие интересов и способностей, соперничество и сотрудничество.

1. Этнопедагогика как наука.

Этнопедагогика- это междисциплинарная отрасль знания на этнографии, социологии и педагогики, занимающаяся сравнительным изменением традиционной народной педагогики, способов воспитания детей и мира детства, включая игры, фольклор и т.д. Этнопедагогика тесно связано с изучением других аспектов традиционно- бытовой культуры, включая брачные и семейные отношения, половозрастное разделение труда, половозрастной символизм. а так же социологией воспитания и этнопсихологией. Этнопедагогика- это наука об эмпирическом отн. групп воспитания и образования детей, о моральных этических, эстетических зрениях на ценности семьи, рода, племени, нации. Ян Амосович Каменский выдвинул и разработал идею материнской школы, цель которой : все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. Константин Дмитриевич Ушинский считал народную педагогику главным фактором под влиянием которой складывалась отечес. Ин. Сказки и рассказы К.Д. Ушинского лучший пример в педагогике воспитания, как в семье, так и в школе. Пед.наука и народное воспитание взаимодействуют друг с другом и создают единое пространство, которое наз-ся пед. культурой. У каждого народа вырабатывается своя культура, свой нрав, которые проявлялись в отношении к природе, к труду. Предмет этнопедагогики включает в себя следующие проблемы: 1. педагогику семейного быта. 2.    пословицы и поговорки, загадки. 3. народные песни. 4. детскую и молодежную среду.

Этнопедагогика  показывает, что у всех народов, в том числе и у исчезающих в древней культуре много такого, что в состоянии обогатить цивилизацию. Народы, имеющие общие цели, поднимаются на более высокий уровень культуры и нравственности.

Этнопедагогика  изучает: 1. основные пед-е понятия народов (уход, воспитание, обучение и т.д.). 2. Ребенка, как объект и субъект воспитания (родное дитя, ровесники, чужие дети). 3.    Функции воспитания (подготовка к труду, развитие ума, забота о здоровье). 4. Факторы воспитания ( природа, игра, слово, общение, религия). 5.  Методы воспитания (убеждение, уговор, заповедь). 6. Средства воспитания (пословицы, загадки, сказки, мифы, легенды). 7. Организацию воспитания (трудовые объединения детей, праздники, общенародные праздники).

I.  Личность как объект и субъект воспитания.

Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников, личность как ценность – становится отличительными особенностями современного образования. Личность- это не внешний , «социально- желательный образ» человека (приятная внешность, хорошие манеры), а способность быть субъектом, пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, ...зователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально. Личность- целостное образование, т.е. человек способен воспринимать в целом (анализ и синтез). И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относятся ценностные ориентации, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально- волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие. успешность деятельности. Артур Владимирович Петровский считал: личность- человек как ответственный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумно обладающее речью и способное к трудовой деятельности. Игорь Семенович Кон понятие личности обозначает человеческого и..., как члена общества, обобщает интегрированные в нем соц. Значимые черты. Борис Герасимович Ананьев: личность- субъект общественного поведения коммуникации. Наиболее общей структурой личности является отношение всех ее особенностей и черт к одной из 4-х групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества)

2. личный опыт(объем, качество, имеющихся ЗУН и привычек)

3. индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание)

4. биологически- обусловленные особенности (темперамент, задатки, интеллект).

1 и 2 социально обусловлены, 3 и 4 генетически обусловлены. А все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом: Проблемы исследования личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"