Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка

Описание работы

1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

VI тенд.  Интенсификация образовательного процесса.  Обучение  на высоком уровне сложности.  Внедрение современных технологий и методов обучения.

VII тенд.  Информатизация обр-го процесса- которая означает изменения всех образовательных систем, ее ориентир на новую информационную культуру. Освоение которой не может быть реализовано без внедрения в процесс информационных и телекоммуникативных технологий.

VIII тенд. Стандартизация- это объективный и закономерный процесс открытого образования под которой понимается разработка   государственных требований, к базовому содержанию , которая обязательна для всех обучающихся. Прямое влияние на отличие ГОС образовательным стандартом оказывает характер содержания в той или иной стране. В США отсутствует стандартизированное обучение, во Франции, Японии, России оно является более академичным.

1.    Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в нашей стране пережило несколько этапов развития. Первые попытки практического применения психологических знаний в обучении предпринимались на рубеже 19- 20 веках. В то время получила развитие педагогии- о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все ее социально- биологические особенности. Первая официальная школьная психологическая служба возникла в 1975 году, в Эстонии. В школах официально введены ставки школьных психологов. В настоящее время главной целью психологического- обеспечения образования в создание условий, благоприятных как для обучения и развития учащихся, так и для профессионального роста педагогов . Незабыты и родители. Работа с ними так же входит в обязанности педагога- психолога. Таким образом, цель работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно сформулировать как повышение психологического благополучия детей, педагогов и др. участников образовательного процесса. Среди основных задач работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно выделить:

- снижение уровня  школьной дезадаптации (неспособность ребенка приспособится к школе), работа с детыми при поступлении в школу, их знакомят с особенностями обучения в школе.

- помощь педагогам в организации индивидуального обучения, диагностика индивидуальных особенностей детей и консультации для педагогов с целью построить учебных планов и заданий максимально учитывающих особенности детей, уровень их развития.

- помощь педагогам в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся и работы с ученическими коллективами. 

- повышение учебной и педагогической мотивации (мотивация- побуждения организма, вызывающее его активность в определенной направлении).

- снижение тревоги перед будущим.

- повышение     уровня     профессиональной     информированности,     жизненного     и профессионального самоопределения, формирование навыков поведения на рынке труда.

- повышение психологической компетентности руководителя образовательных учреждений, пед. Работников и родителей.

Таким образом  современный этап развития психологической службы в школе позволяет специалисту полностью выразить себя в работе, привнести в нее отвергающее его идеалам, ценностям, профессиональным предпочтениям.

2.    Психология мышления (Сергей Леонидович Рубинштейн, Олег Константинович Тихомиров)

По С. Л. Рубинштейну мышление- это опосредованно основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований- и познание объективной реальности. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром, но в отличие от них оно является как процессом, так и продуктом социально опосредованного отражения. Самое главное как....... Мышление- адекватность, затем скорость.

Мышление делится на наглядно действенное, нагл. Образное, абстрактно логическое. Кроме того можно разделить на ритмический (по правилам), эвристический (новые правила). Также по степени осознанности, лабильности. Мышление зависит:  I) от возраста (пик 35-40). 2) личностных особенностей. 3) здоровья. 4) космического  влияния.   5)  газового  состава  воздуха.  6)  половой  жизни.   7) стимуляторов,  8)  физической активности.    10)   социальных   связей.   Мышление-   психологический   процесс   опосредованного   обобщения существенных признаков, является и отношений объективного мира.

С. Л. Рубинштейн внес самый крупный вклад в развитии теории мышления, он выделил мышление из практической и связал с чувственным познанием, исследовал мышление развитым во времени, выявмл связь анализа с синтезом, исследовал с связь мышления с конкретной деятельностью, обнаружил переменные, .......ющие на мышление (мотивы, свойства личности). О. К. Тихомиров работал по эвристическому мышлению в области интеллектуальной автоматизации деятельности. Таким образом мышление- психологический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

1.    Проблема современного образования.

Если говорить о самой сфере образований, то здесь не все ...... востели понимают, что задачей учителя являются не формирование академических знаний, но и способности и адекватно относиться к условиям быстро меняющегося мира.  В центре внимания педагогических и общественных кругов ведущих странах мира находится осуществление демократизации образования. Существуют два различных подхода к этой проблеме. Один основан на идее эгалиторизма единообразия общего образования. Другой исходит из диверсификации образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам детей. Понятие демократической системы образования представляет доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, организацию учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек. Составная часть демократизации образований- гарантирует права на образование. Равные шансы на образование ознаго.......      Доступность к учебным заведениям любых типов и возможностей для каждого человека использовать свои склонности к той или иной образовательной подготовке. Гарантия права на образование предусматривают обеспечение обязательного обучения. Затем по прежнему остро стоит проблема непосещаемости школы. Она особенно распространена в странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях. Качество образования. Поддержание образования на высоком уровне - важное условие динамического развития общества. Большой вопрос- снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждены что существуют пути организации массового качественного обучения. Однако из наиболее эффективных называется путь диверсификационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.

2.Общая  психологическая характеристика речи (Лев Семенович Выгодский).

У человека первые элементы речи появились в ходе выполнения трудовых действий, когда появилась потребность что- то сказать друг- другу. Первые слова скорее всего указывали на определенные действия, орудия, предметы. Эгоцентрическая речь, обращенная к самому себе , регулирующая, контролируюшая практическую деятельность ребенка. Сначала ребенок адресует внешнюю речь взрослому, предлагая помощь ему, затем сам начинает анализировать ситуацию с помощью речи он начинает планировать то . что не может делать с помощью непосредственного действия. Так по Л. С. Выгодскому рождается интеллектуальная и регулирующая поведение функция речи самого ребенка. Эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю. Внутренняя речь- это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Есть 3 типа внутренней речи:

- речь про  себя (внутреннее проговаривание).

- собственно речь (как средство мышления).

- внутреннее  программирование.

Внешняя речь- вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.  Бывает устная и письменная речь. Устная-: монологическая речь- развернутая речь в основе которой лежит самостоятельный мотив и самостоятельный замысел. Диалогическая речь- беседа, обычно ситуативная. Письменная речь- без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется субъектом. Опирается лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Филогенез и онтогенез речи. У животных есть один вид речи. Экспрессии (эмоциональная). Носит сигнальный характер, отсутствуют интеллектуальная и символическая речь. Слово не только обозначает, но и обобщает.  Таким образом в слове стали фиксироваться результаты познания.

I.    Этапы социализации. Основанием для классификации стадий служит отношения трудовой деятельности если принять этап принцип, то можно делить три основных стадии: - дотрудовую, - трудовую, - послетрудовую. Дотрудовая- стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных: 1) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период, который имеет в возрастной психологии периодом раннего детства. 2) стадия обучения, включающая весь период юности в в школе понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловное время обучения в школе, и т. Д.. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости. Послетрудовая стадия социализации.  Проблема пожилого возраста становится актуальным для наук в современном обществе. Увеличение продолжительности жизни с одной стороны, определенная социальная политика государства, и др.. косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте является концепции Эрика Эриксона, 8 возрастов человека ( младенчество, раннее детство, игровой, школьный возраст, подростковый и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов «зрелость» (период после 65 ти лет) может быть по мнению Эрика Эриксона обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она в социальную среду как с точки зрения содержания, так и с точки зрения уровня развития.

2.    Функции и виды речи. Под психологическими функциями речи понимается функции, которые речь человека выполняет в регуляции его логического поведения. Это коммуникативная, психодиагностическая и терапевтическая функция речи, регуляционная функция речи, интеллектуальная функция речи. Коммуникативная функция речи состоит в том , что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Эта функция речи используется в различных видах общения людей друг с другом и является первой функцией, которую стала выполнять появившаяся   ...... Дей речь. Свою коммуникативную речь человек приобрел благодаря существованию языка, в символике которого, в виде понятия представлена информации, передаваемая от человека к человеку. Интеллектуальная функции речи заключается в том, что для человека служит средством мышления. Наиболее очевидным образом функция проявляется в словестнологнческом мышлении, где сло-   пает как понятие, заключенная в нем мысль внутренней создании человека, преобразуется   по законам логике. Интеллектуальная функция более всего проявляется во внутренней речи, а также в других формах речи, таких как монолог и диалог. Регуляционная функция речи выражается в том, что она служит средством управления со стороны человека собственной психикой поведения. Например: для произвольной регуляции своего внимания, воображения, памяти и мышления человека образуется внутренней речью. Через нее он осуществляет соответствующими внутренними психологическими процессами. Посредством внутренней речи человек дает самому себе команды и сам выполняет. В том и состоит произвольная, сознательная регуляция человеком своего поведения или его психологическая саморегуляция.  Психодиагностическая функция речи. Заключается в том чтобы особенности развития человека можно судить о психических свойствах и состоянии человека, о его познавательных процессах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что он говорит и пытаясь, по их высказываниям судить о них, как личностях. Эта же функция речи используется учеными психологами, которые они создают и применяются в практике специальные психологические тесты предназначенные для проведения глубокой психологической диагностики людей. Это опросники, проективные тесты. Психотерапевтическая функция речи состоит в том, что е ее позиции люди оказывают терапевтическое влияние на себя и другим людям, рассчитанное на оказание психологической поддержки, а также на предупреждения и лечение многих психогенных заболеваний. Данная функция широко используется в различных методах современной психотерапии,, как индивидуальной так и групповой. Например: в аутотренинг , логотерапии, нейролингвистическом программировании. Виды речи: Основные виды речи человека- это устная и письменная речь, диалогическая, монологическая, внешняя и внутренняя. При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Устная речь не предполагает использование письменных знаков. Письменная речь предназначена для передачи и содержания помощью изображаемых на каких- либо материальных носителем символов. Диалогическая речь. Это речь, в котором участвуют как минимум два человека каждый из них произносит какую- либо реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям. Монологическая речь- это речь принадлежащая только одному произносимая с начала и до конца только им самим. Монолог не предполагает какой- либо обратной речевой реакции со стороны воспринимающего человека. Как монолог так и диалог могут быть устными и письменными. Внешняя и внутренняя речь, которая осознается говорящим человеком и воспринимающими ей людьми. Внутренняя речь особая разновидность речи, которая участвует в управлении внутренними, психологическими процессами и поведением человека. Речь имеет особенности и специфические функции.

1.    Личность и коллектив.

Человек живет  и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей. Коллектив наиболее действенное средство борьбы против эгоизма. Коллектив сочетает в себе интересы общества с одной стороны, коллектив с интересами отдельной личности, а с другой- обеспечивает расцвет индивидуальности человека, личных способностей, содействует его всестороннему развитию. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношение с другими людьми, зависимость этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в коллективе определяется только его личностью, но и особенностями коллектива.

2.    Тестирование в деятельности  педагога психолога.

Тест- это система  заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического свойства личности. Тесты создаются для измерения какого- то одного качества. Как самостоятельный метод измерения в психологии возникли в конце 19 века и были связаны, прежде всего с выявлением умственно отсталых людей. Достоинство любого теста в том, что он дает возможность количественно, в цифрах, баллах, процентах оценивать сложные качества личности или характера. Вследствие того, что тесты направлены на измерение сложных личностных образований, к ним предъявляются особые требования при их создании и практической проверке. Тесты трудны при проведении и обработке, поэтому они проводятся при индивидуальном обследовании ребенка. Реже они используются для получения общей характеристики класса или детей того или иного возраста. Основным сферами практического применения тестов всегда б1лли образование, профессиональная подготовка и отбор кадров, психологическое консультирование. Профессиональный уровень педагога психолога проявляется на всех трех этапах работы с тестом:

а) на этапе выбора теста- в том, что выбирается тест, позволяющий достичь максимума эффективности при минимуме затрат сил и времени. б) на этапе проведения- в соблюдении требований к проведению (н—р нельзя подсказывать желательный ответ, помогать им в работе). Многие люди перед тестированием испытывают тревогу. Задача педагога психолога успокоить детей, рассказав о процедуре тестирования. В то же время не следует раскрывать особенностей текста, это является конфиденциальной информацией.  в) на этапе обработке результатов нужны математические знания и знания психологической теории в русле которой разработан тест. Тесты разделяются на несколько групп'. Например тесты достижений выделяет насколько ученик владеет конкретными знаниями, умениями и навыками. Они наиболее просты в применении и обработке. Тесты интеллекта предназначены для выявления умственного потенциала ученика, его особенности выполнять отдельные мыслительные операции. Личностные тесты предназначены для измерения установок, ценностей, отношений, эмоциональной сферы, мотивации, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими. Тест отличается от опросника тем, что он имеет шкалу значений. т.е. результатом проведения теста является не просто количественное выражение той или иной черты, а сравнение результата с нормой присущей тому или иному типу людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"