Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит вопросы и ответы на них по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

54соц педагогика экзамен.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация  и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

учитывать состояние  объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной

деятельности;

-- стремиться  создавать наиболее «комфортные»  условия для человека в процессе  социально-педагогической работы с ним. 

59Должностные  обязанности социального  педагога

 

 Должностные обязанности

Социальный педагог:

1. Осуществляет  комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной  защите личности в учреждениях  и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

2. Изучает психолого-медико-педагогические  особенности личности обучающихся  (воспитанников, детей) и ее  микросреды, условия жизни.

3. Выявляет интересы  и потребности, трудности и  проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

4. Выступает  посредником между личностью  обучающихся (воспитанников, детей)  и учреждением, семьей, средой, специалистами  различных социальных служб, ведомств и административных органов.

5. Определяет  задачи, формы, методы социально-педагогической  работы, способы решения личных  и социальных проблем, принимает  меры по социальной защите  и социальной помощи, реализации  прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).

6. Организует  различные виды социально ценной  деятельности обучающихся (воспитанников,  детей) и взрослых, мероприятия,  направленные на развитие социальных  инициатив, реализацию социальных  проектов и программ, участвует  в их разработке и утверждении.

7. Способствует  установлению гуманных, нравственно  здоровых отношений в социальной  среде.

8. Содействует  созданию обстановки психологического  комфорта и безопасности личности  обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

9. Осуществляет  работу по трудоустройству, патронату,  обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов,  использованию ценных бумаг обучающихся  (воспитанников, детей) из числа  сирот и оставшихся без попечения  родителей.

10. Взаимодействует  с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных  служб, семейных и молодежных  служб занятости, с благотворительными  организациями и др. в оказании  помощи обучающимся (воспитанникам,  детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. 

60Содержание  социально-педагогической  деятельности с  детьми, склонными  к употреблению  алкоголя

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению спиртных напитков:

  1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;
  2. деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;
  3. деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
  4. деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;
  5. посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая  функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, – реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Вторая  функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

Третья  функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая  функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

61 Социальный педагог в работе с детьми-инвалидами 

62Какова  взаймосвязь социальной  педагогики и социальной  работы

История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Однако они  имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, – в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи. Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика – из педагогики, а социальная работа – из социологии. Развитие теории социальной работы происходит так же трудно и противоречиво, как и развитие социальной педагогики. Существуют различные точки зрения на предметы и объекты этих наук, в том числе и на их соотношение: делаются попытки подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, что нужно рассматривать как закономерное явление в развитии наук.

Однако пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

В то же время  области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

Попробуем выделить то общее и специфическое, что  связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это  касается их объекта, или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

Те или иные проблемы возникают фактически у  каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся  в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации – превращения индивида в социального субъекта, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и  то, что сближает эти две науки  и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиен том, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок. 
 

63Стихийность,  относитеьная направвляемость  и контролируемость  процесса социалйзации человека в среде жизнедеятельности 

64Девиантное и деликвентное поведение детей и подростков: сущность понятий, причины формитования, формы проявления

  Формы девиантного поведения.

Девиантное  поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные,  противоправные и агрессивные поступки. Является стойко повторяющимся (многократно или длительно). Не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Вызывает негативную оценку со стороны других людей в форме общественного осуждения, уголовного наказания. Наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального и материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья. Социальная дезадаптация. Признаки ДП: 1) нарушает социальные нормы; 2) характеризуется массовостью и распространенностью; 3) устойчивостью; 4) относительностью требованиями общества и являются общепринятыми.

Основными видами Д.П. являются:

1)делинквентность  (проступочность). Проступок — это  тоже противоправное, но не представляющее большой общественной опасности.

2) правонарушение 

3) преступление 

4)маргинальность - крайние формы поведения (пьянство  и алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, суицид,  бродяжничество  и попрошайничество).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"