Шпаргалки по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Описание работы

В литературе существует множество определений туризма. При¬ведем классическое:
Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровитель¬ных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Термин «туризм» с давних времен используется во многих язы¬ках.

Содержание работы

Билет 1 содержание предмет и задачи курса.
Билет 2 роль права в обеспечение деятельности туристических фирм
Билет 3 комплекс услуг
Билет 4 определение туризма

Файлы: 1 файл

Билет 1.docx

— 151.80 Кб (Скачать файл)

Точно также устанавливается  и особый порядок изменения Конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому, что без нее не может быть стабильным и все основное законодательство.

Вместе с тем Конституция  должна быть открыта для дополнений и изменений отражающих новые  явления в государственной и  гражданской жизни общества. Не исключено  появления новых прав и новых  конституционных запретов, связанных, например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.

В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции  за 200 лет было принято 18 конституций, в США - только одна. Это не значит, что эта Конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений, таких, как отмена рабства, порядок формирования Сената - верхней палаты Парламента, ограничение пребывания на посту  Президента США двумя сроками, порядок  приобретения гражданства. Фактически, речь идет о глубоких изменениях Конституции, хотя ее основа остается стабильной.

Законы действуют во времени  и пространстве. Во времени они  действуют только в настоящем  и будущем с момента их вступления в силу. Закон не распространяется на события, произошедшие до этого момента, в прошлом. Это положение выражается формулой “Закон обратной силы не имеет”. Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе  отменяющему его. Второе: если об этом сказано в самом законе.

Для того, чтобы легче было ориентироваться в законодательстве, его систематизируют. Имеются два основных способа систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация состоит в том, что законы без изменений располагаются в сборнике в хронологическом порядке. Кодификация - это создание единого законодательного акта в той или иной отрасли права - кодексе. В кодексе законы систематизируются по определенной логике, устраняются устаревшие законы, а также противоречия и несогласованности между отдельными нормами.

13 билет право в системе социальных  норм 

В самом общем плане  социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок  устанавливается в результате действия множества самых разнообразных  факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые стихийные  регуляторы как непосредственное  проявление естественных законов  природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как  регуляторы, связанные с волей  и сознанием людей.

3. Акты индивидуального  регулирования, выступающие в  виде целевого, адресного воздействия  субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут  играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений  обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального  регулирования, а действие стихийных  регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять  критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы  могут иметь и позитивное, и  негативное влияние. Вместе с тем  функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений  должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы  действующих в обществе норм оснований  и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма  есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы  и т. д.), конституируемое его природой, - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило  поведения, связанное с сознанием  и волей людей, возникающее в  процессе культурного развития и  социальной организации общества, - социальная норма.

Реально действующие в  жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правил работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы,  существующие в виде сформулированного  знания о нормальном, естественном  состоянии объекта, определяемом  его природой. Такие нормы формирует,  например, наука.

2. Разработанные на основе  знания естественных норм правила  работы с техническими и природными  объектами подобные правила принято  называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся  на естественных нормах или  складывающиеся в связи с их  действием. Сюда относится большинство  социальных норм.

4. Правила поведения, содержание  которых определяется не столько  естественной нормативностью, сколько  целями и задачами, стоящими перед  обществом, или потребностями  конкретной его сферы. Это некоторые  юридические процессуальные нормы,  ритуалы и т. п.

При обсуждении роли права  в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы  третьей и четвертой группы, в  литературе именно их принято квалифицировать  как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь  общества.

Социальным нормам присущи  следующие признаки.

1. Они являются общими  правилами. Это означает, что социальные  нормы устанавливают правила  поведения в обществе, т. е.  определяют, каким может или должно  быть поведение субъектов с  точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы  действуют непрерывно во времени,  обладают многократностью действия  и обращены к неопределенному  кругу лиц (не имеют конкретного  адресата).

2. Данные нормы возникают  в связи с волевой, сознательной  деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности людей, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т. д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют  формы социального взаимодействия  людей, т. е. направлены на  регулирование общественных отношений,  поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе  исторического развития (как его  фактор и результат) и функционирования  общества. Социальные нормы, будучи  элементом общества, отражают процессы  его развития, влияют на их  темпы и характер, словом, имеют  свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Кроме того, они стабилизируют  социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как  порождением, так и регулятором  указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют  типу культуры и характеру  социальной организации общества. По мнению, М. Вебера, создать основу  для суждения о взаимодействии  людей Вебер М. «Объективность»  социально-научного и социально-политического  познания. // Избр. произв. М., 1990., С. 379.. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Характер же организации  общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право.

Таким образом, социальные нормы  представляют собой связанные с  волей и сознанием людей общие  правила регламентации формы  их социального взаимодействия, возникающие  в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие  типу культуры и характеру его  организации.

Из приведенного определения  видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно  рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более  общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм:

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколением (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Анализируемые нормы имеют  различное содержание, зависящее  от характера отношений, которые  они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать  различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально  непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в  практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться  на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах  социальной организации идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьей формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для  данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы  действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают  нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в  зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера  общественных отношений, т.е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:

- процесс формирования  норм;

- формы фиксации (существования);

- характер регулятивного  воздействия;

- способы и методы обеспечения.

 

14 билет

Нормативно – правовой акт

властное предписание  государственных органов, которое  устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним  из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической сипе. В отличие от других источников (форм) права (таких как, правовые обычаи, судебные и административные претенденты) Н.п.а. обладает следующими признаками: является результатом правотворчества компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное Правотворчество (референдум) и опосредованное (государственное) Правотворчество; содержит только нормы права, т.е. правила общего характера в отличие от индивидуальных правовых актов, который рассчитан на одноразовое применение и не является источником права. Как источник права Н.п.а. следует отличать от источника знаний о праве (т.е. сборников законодательства, правовых памятников, произведений юристов). Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи, пункты). Н.п.а. классифицируют по различным основаниям: юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все Н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - это Н.п.а., принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриор-ганизационные. Общие подзаконные акты по юридической силе следуют за законами. Их действие распространяется на всех лиц в пределах территорий страны. К ним относятся акты высших (центральньгх) органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (решения или постановления муниципалитета, мэрии, префекта). Ведомственные Н.п.а. издаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, комитеты, ведомства) и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, валют-но-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организации. Акты судебной власти приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практикой, которая в своей основе носит индивидуальный правоприменительный характер. 

Информация о работе Шпаргалки по "Туризму"