Шпаргалки по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Описание работы

В литературе существует множество определений туризма. При¬ведем классическое:
Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровитель¬ных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Термин «туризм» с давних времен используется во многих язы¬ках.

Содержание работы

Билет 1 содержание предмет и задачи курса.
Билет 2 роль права в обеспечение деятельности туристических фирм
Билет 3 комплекс услуг
Билет 4 определение туризма

Файлы: 1 файл

Билет 1.docx

— 151.80 Кб (Скачать файл)

В отличие от массового туризма  решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования обычно принимают, исходя из деловой необходимости. Часто решение принимают даже не сами деловые туристы, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды, а другие лица (руководитель или владелец компании, начальник отдела фирмы и др.). В мире деловой туризм считается основным сегментом рынка гостеприимства, одной из наиболее динамично развивающихся, ведущих, самостоятельных и высокорентабельных отраслей мировой экономики.           

Экологический туризм      

Экология - наука  о взаимоотношениях живых организмов, условий среды их обитания и всех функциональных процессов, делающих среду  пригодной для жизни. Бережное отношение  к природе и окружающей среде  является одним из привлекательных  элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное  внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного  наследия, становятся все более популярными  и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.      

«Защита окружающей среды должна устоять  перед давлением со стороны организаций  или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.) [10; с. 43]. По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в нетронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже туристического продукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.      

В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а также соответствующие законодательные меры. Европейский союз разработал Положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента турфирма или гостиница может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами туристской деятельности.      

Результаты  воздействия на окружающую среду оцениваются по следующим направлениям:      

1. Воздух: запах (производство и  потребление электро- и теплоэнергии, приготовление пищи, транспорт, используемый  туристами и персоналом).       

2. Вода: водоснабжение, потребление  воды (на кухне, при уборке, в  сауне, в номерах, при оказании туристских услуг).      

3. Почва и почвенные воды: охрана  почвенных вод (при оказании  туристских услуг, утилизации  отходов).      

4. Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании  туристских услуг).       

5. Визуальные воздействия: территория; окружающая местность; ландшафт; здания; маркетинг; отходы; туристские услуги [2; с. 69].      

Экоревизии  дают ответ на то, каким образом  туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько  заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов.       

Исследования  показали, что благодаря применению новых экологических методов  работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах можно сократить потребление электроэнергии на 10-25 %, а потребление воды на 30 %. В соответствии с методикой экологического менеджмента предприятия при предоставлении туристских услуг должны включать вопросы экологии во все сферы своей деятельности - от планирования и закупок продовольствия и инвентаря до решения повседневных практических вопросов.      

Внедрение экологических методов в управление туристскими предприятиями, экологического менеджмента является для индустрии туризма сравнительно новым делом. В основе последовательного и приемлемого на международном уровне управления экологическими вопросами лежит система экологического менеджмента, которая базируется на философии системного ряда качества (оперативные, регистрационные и контрольные процедуры) ИСО 9000 Международной организации стандартизации.      

Система экологического менеджмента может  быть официально сертифицирована в  Европе в соответствии с требованиями стандарта BS 7750 Британской организации стандартизации, подготовившей его в 1992 г. Задачей стандарта BS 7750 являются «стимулирование добровольной экологической деятельности предприятий в части разработки продукции, услуг, методик и инструментов, улучшение качества продукции и эффективности использования ресурсов, применение новейших технологий для уменьшения отрицательных последствий воздействия на экологию» [10; с. 47].      

Экологические проблемы занимают видное место в  деятельности Международной гостиничной ассоциации. В рамках МГА создан фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), главной задачей которого являются сбор и распространение информации по экологическим вопросам, связанным с гостиничным хозяйством. Фондом подготовлены учебные пособия и компакт-диски, для индустрии туризма организуются учебные семинары по экологии, а также ежегодные конкурсы на лучшие методы, разработанные и используемые гостинично-ресторанным сектором с целью улучшения экологической обстановки. 11 крупнейших международных гостиничных цепей, входящих в фонд, уже сэкономили значительные средства в результате проведенных мероприятий. Гостиницам, соблюдающим экологические требования природоохранного стандарта JSO 14001 присваиваются соответствующие знаки.      

Система экологического менеджмента туристского предприятия  включает:      

- деловую концепцию  экологического менеджмента;      

- экологическую  политику предприятия и задачи  защиты окружающей среды;      

- состав экологически  чистого турпродукта;      

- политику закупок  продовольствия, инвентаря и сотрудничества  в деле защиты окружающей среды  [4; с. 58].      

Закон РФ «Об основах туристской деятельности», государственные стандарты Российской Федерации по туристско-экскурсионному обслуживанию и услугам населению  практически не затрагивают вопросы  экологии и уменьшения отрицательного воздействия турпредприятий на окружающую среду.      

В ГОСТах Р 50646-94 «Услуги населению» и  Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», Правилах предоставления гостиничных  услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, вопросы экологии и отрицательного воздействия туристских предприятий на окружающую среду практически не затрагиваются. В ГОСТе Р50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» констатируется, что «предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями» [10; с. 50].      

В ГОСТе Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное  обслуживание. Требования по обеспечению  безопасности туристов и экскурсантов»  воздействие окружающей среды на туристов (температура, влажность, подвижность  воздуха и перепады барометрического давления) относится к вредным факторам (факторам риска) в туризме, а предупреждение этих вредных воздействий обеспечивается в числе прочих и «оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации». В ГОСТе Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» содержится требование о том, что «гостиница должна располагаться в благоприятных экологических условиях» [10; с. 52].      

Путешествия, совершаемые  в рамках экологического тура, достаточно разнообразны - от небольших познавательных туров для школьников, до регулярных туристических программ в национальных парках Исследования показали, основным мотивом участия в экологических  турах является желание насладиться  первозданной природой В некоторых странах под экотуризмом понимают поездки с обязательным участием в природоохранительных мероприятиях.       

Экологические туры имеют высокое экологическое  значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10 % ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров наряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.      

Эксперты  ВТО определили ряд условий функционирования рынка экологического туризма:      

- обеспечение транспортной  доступности экотуристских объектов;       

- наличие увлекательных  и привлекательных объектов не  только для узкоспециализированных  экотуристов, но и обычных временных посетителей;       

- проведение разумной  ценовой политики;      

- хорошая комфортная  организация поездок.      

Экологические туры рассматриваются специалистами  как одно их перспективных направлений  развития туризма.          

 Социальный туризм      

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды» [2; с. 83], при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.       

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория  граждан нуждается в льготах  социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.      

В Советском Союзе организацией социального  туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек. Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70 % их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.       

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма  распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.      

БИТС  является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно  проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального  туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых» [2; с. 85].      

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития» [5; с. 116].      

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные  семьи, молодежь и пожилых лиц, требует  разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых  относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли» [2; с. 56]. Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.      

- предлагаемые виды  деятельности нацелены на совместное  решение социальных, просветительских  и культурных задач, способствующих  уважению и развитию человека;       

- четко определяется  целевая клиентура, при этом  отсутствует какая-либо дискриминация  по расовым, культурным, религиозным,  политическим, философским или социальным  признакам;      

- неотъемлемым элементом  предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера;      

- четко указываются  стремления обеспечить гармоничную  интеграцию социального туризма  в местную среду;      

Информация о работе Шпаргалки по "Туризму"