Шпаргалки "таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:36, шпаргалка

Описание работы

Существуют разные подходы к определению понятия внешнеэкономической безопасности, но наиболее распространен, так называемый ситуационный подход, определяющий ВЭБ как способность национальной экономики быть конкурентной, защищаться от возникающих угроз из вне, отвечать на новые вызовы и на этой основе – устойчиво развиваться.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы РФ является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности РФ и содействие внешней торговле.
Эту роль можно определить разобрав задачи и функции, возложенные на ТО.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 453.33 Кб (Скачать файл)
  1. Экономическая безопасность: сущность и стратегическое обеспечение в Российской Федерации.

Экономическая безопасность России - это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и страны от внутренних и наружных угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

Объектами экономической  безопасности РФ являются личность, общество, правительство и главные элементы экономической системы.

Она включает в себя:

  • сохранение платежеспособности;
  • планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;
  • безопасность занятости.

Экономическая безопасность обеспечивается в соответствии с гос. стратегией экономической безопасности РФ (Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)").

Государственная стратегия экономической  безопасности РФ является составной частью национальной безопасности (вкл. экономическую, информационную, общественную, экологическую и др. виды безопасности) РФ в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.

Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение  критериев и параметров, характеризующих  национальные интересы в области  экономики и отвечающих требованиям  экономической безопасности РФ.

3. Формирование  экономической политики, институциональных  преобразований и необходимых  механизмов, устраняющих или смягчающих  воздействие факторов, подрывающих  устойчивость национальной экономики.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1.Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности, что ведет к нарушению  социального мира и общественного  согласия. Достигнутый относительный  баланс социальных интересов  может быть нарушен в результате  действия следующих факторов: расслоение общества на богатых и бедных людей; увеличение доли бедных слоев создает социальную и криминальную напряженность; рост безработицы; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усилением топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности; подрыв научно-технического потенциала России; рост внешнего долга России; иностранные фирмы завоевывают внутренний рынок и вытесняют отечественную продукцию.

3. Возрастание неравномерности  социально-экономического развития  регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие кризисных и отсталых районов; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами.

4. Криминализация общества и  хозяйственной деятельности, вызванная  в основном такими факторами,  как:  рост безработицы; сращивание части чиновников с криминальными структурами; ослабление системы государственного контроля.

Основными причинами, вызывающими  возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Меры и механизмы экономической  политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности РФ.

Деятельность государства по обеспечению  экономической безопасности РФ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление  случаев, когда фактические или  прогнозируемые параметры экономического  развития отклоняются от пороговых  значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных  мер по выходу страны из  зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются  одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе  социально-экономического развития РФ.

2. Организация  работы в целях реализации  комплекса мер по преодолению  или недопущению возникновения  угроз экономической безопасности  РФ. В ходе этой работы:

Совет Безопасности РФ рассматривает  концепцию федерального бюджета  с точки зрения обеспечения экономической  безопасности государства;

Правительство РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению  или недопущению угроз экономической  безопасности страны, в том числе  при подготовке законодательных  и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза  принимаемых решений по финансовым  и хозяйственным вопросам с  позиции экономической безопасности  РФ. Законодательные и иные нормативные  правовые акты при их подготовке  в обязательном порядке должны  проходить экспертизу на предмет  экономической безопасности РФ. Порядок проведения указанной  экспертизы определяет Президент  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности в РФ.

Существуют разные подходы к определению понятия внешнеэкономической безопасности, но наиболее распространен, так называемый ситуационный подход, определяющий ВЭБ как способность национальной экономики быть конкурентной, защищаться от возникающих угроз из вне, отвечать на новые вызовы и на этой основе – устойчиво развиваться.

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы РФ является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности РФ и содействие внешней торговле.

Эту роль можно определить разобрав задачи и функции, возложенные на ТО.

Правоохранительная:

- борьба с контрабандой и  иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресечение незаконного оборота  через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей,  радиоактивных веществ, животных  и растений;

- содействие и осуществлении мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственной жизни и здоровья населения, окружающей среды;

- ведение комплекса оперативно-розыскной  и следственной деятельности  в делах о контрабанде;

- прогнозирование ситуаций, создающих  угрозу экономической безопасности  РФ; - разработка и проведение специальных мероприятий по обеспечению оперативно-розыскной деятельности; - розыск лиц, совершивших преступления в сфере таможенного дела.

Контрольная:

- Обеспечение разрешительного  порядка перемещения товаров  через таможенную границу РФ;

- Проведение таможенного контроля  и таможенного оформления;

- Осуществление контроля экспорта;

- Осуществление валютного контроля.

Защитная:

- Обеспечение соблюдения законодательства  в области таможенного дела, которое  находится в компетенции ФТС  России;

- Принятие мер по защите прав  и интересов граждан, предприятий,  учреждений и организации;

- Осуществление реализации социальной политики; - защита интересов российских потребителей от ввозимых товаров.

Социально-экономическая:

- Участие в разработке и реализации  таможенной политики;

- Взимание пошлин, налогов и  таможенных платежей; - Таможенное регулирование торгово-экономических отношений;

- Ведение  таможенной статистики и ТН ВЭД;

- Содействие развитию внешнеэкономических  связей субъектов РФ, предприятий,   учреждений и граждан; - Создание необходимых условий для службы должностных лиц.

Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы РФ обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой экономике. С одной стороны, происходит процесс  глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как  способа улучшения конкурентоспособности  отдельных стран и регионов. Переход  российской экономики на путь инновационного развития и модернизации предполагает расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, доступ к международным финансовым ресурсам, наполнение внутреннего рынка  качественными потребительскими товарами, а также способствует выходу российских компаний на мировой рынок.

  1. Содержание и система государственного управления внешнеэкономической деятельностью

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Государственное регулирование ВЭД - это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально–государственными интересами, целями, задачами.

Функции государственного регулирования  ВЭД:

1) системообразующие:

• разгосударствление, отмена государственной  монополии ВЭД;

• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

• формирование порядока осуществления ВЭД;

2) системоутверждающие:

• структурная трансформация, обеспечение  конкурентоспособности на мировых  рынках;

• рост уровня и качества жизни;

3) системовоспроизводящие:

• достижение устойчивого экономического развития;

• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой  экономике;

• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом  и политическом пространстве.

Механизм государственного регулирования  ВЭД – совокупность правовых, финансово–экономических  и организационно–управленческих  форм, методов и инструментов, с  помощью которых государство  стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов в сфере  внешнеэкономических связей соответственно целям и задачам.

Цели государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:

- формирование благоприятного  правового климата для внешнеэкономической  деятельности хозяйствующих субъектов;

- стимулирование осуществления  хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

- обеспечение условий эффективной  внешнеэкономической деятельности  хозяйствующих субъектов, в том  числе создание соответствующей  инфраструктуры;

- координация участия страны  в международном разделении и  кооперировании производства, продвижение  наукоемкой конкурентоспособной  отечественной продукции на новые  рынки;

- совершенствование структуры  внешнеэкономической деятельности;

- регулирование экономических  отношений на межстрановом и региональном уровнях;

- обеспечение отечественным экспортерам  за рубежом экономической поддержки  и правовой защищенности;

- регулирование платежного баланса  страны;

- формирование благоприятного  имиджа страны, ее регионов и  фирм.

Государственное регулирование ВЭД  в России в условиях переходной экономики  должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Информация о работе Шпаргалки "таможенная система"