Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации созданы  все необходимые условия для  принятия отдельного положения Центрального Банка «Об упрощенной системе  кредитования предприятий малого бизнеса  коммерческими банками». В данном документе следует отразить вопросы  формирования процентных ставок по кредитам, форм и видов обеспечения кредита, а так же порядок оказания государственной  финансовой помощи и предоставления государственных гарантий.

Однако объем кредитов, предоставляемых малым предприятиям, постоянно возрастает. Например, в  Республике Татарстан, по данным генерального директора Агенства по развитию предпринимательства РТ Сергеевой Г.И., реализуются программы льготного кредитования, лизинговых сделок и гарантийные механизмы за счет средств Инвестиционно-венчурного фонда и банков РТ:

– программа микрокредитования (сумма кредита 300 тыс. руб., процентная ставка от 6% до 13% годовых);

– программа среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики (сумма кредита до 3 млн. рублей, процентная ставка от 7% до 13% годовых);

– программа «Гарантийный фонд» (размер гарантийного капитала с участием федеральных и республиканских средств, составил 225 млн. рублей, по данной программе кредиты выдаются от 500 тыс. рублей до 5 млн. рублей, процентная ставка до 12% годовых);

– лизинг сроком до 5 лет (авансовый  платеж от 10% до 30% от стоимости предмета лизинга, среднегодовое удорожание 9–10%) (41, с. 5).

По мнению директора Лизинговой компании малого бизнеса РТ, Айрата Каюмова, финансовая аренда техники и оборудования предпринимателям на льготных условиях – это не только инструмент привлечения малого бизнеса в производственный сектор, но и шанс предприимчивым новичкам для старта в бизнесе. В результате всех заключенных сделок было создано более 550 новых рабочих мест, заключено 23 договора лизинга на общую сумму 51 млн. рублей. К концу 2008 года планируется довести объем лизингового портфеля до 2 млрд. рублей, увеличив его на 1 млрд. рублей в нынешнем году. Таким образом, количество сделок должно приблизится к объему в 900–1000 единиц в год (27, с. 7).

Самый популярный на сегодняшний  день продукт, предлагаемый банками  малому бизнесу, – кредит с аннуитетной системой платежей. Аннуитет – такая форма кредитования, при которой основной кредит и начисленные проценты погашаются равными платежами в течение всего срока кредитования. Каждый платеж состоит из двух частей: первая уменьшает задолженность по кредиту перед банком, вторая – это начисленные проценты за пользование кредитом.

При этом от месяца к месяцу доля процентов в ежемесячном  платеже уменьшается, а доля возврата кредита увеличивается, но сумма  этих частей остаётся постоянной. Данный вид кредита особенно привлекателен  для малых компаний, занятых в  сфере торговли, где коэффициент  оборачиваемости денежных средств  наиболее высок и совсем не подходит для предприятий производственной сферы (40, с. 5).

Одним из возможных путей  решения проблемы нехватки ресурсной  базы могла бы стать трансформация  некоторых перечисленных институтов в небанковские кредитные организации (НДКО).

Однако, для того чтобы  субъекты малого и среднего предпринимательства  получили доступ к кредитным ресурсам, необходима прогрессивная политика Банка России. В числе мер, стимулирующих  развитие НДКО, можно назвать следующее:

– создание упрощённой процедуры регистрации НДКО по сравнению с банками (сокращение перечня необходимых документов и сроков их рассмотрения);

– установление специальных  требований к составу и структуре  органов управления;

– наличие специальных обязательных нормативов и резервных требований;

– упрощённый порядок ведения бухгалтерского учёта и представления отчётности (8, с. 58).

Трансформация институтов микрофинансирования в НДКО позволит создать устойчивый «канал взаимодействия» названых организаций с финансовым рынком, что откроет для них дополнительные возможности по привлечению кредитных ресурсов.

Помимо этого, форма небанковской кредитной организации, предполагающая соответствующие меры контроля за рисками, повысит надёжность рассматриваемых финансовых посредников, существенно расширит перечень разрешённых им операций, включая такие банковские операции, как кредитование, выдача банковской гарантии, привлечение депозитов от юридических лиц (37, с. 60).

Таким образом, можно сделать  вывод, что, несмотря на определенные сдвиги, рынок кредитования малого бизнеса  в России развивается крайне медленно. Кредитование малого бизнеса – с  одной стороны, продукт высокотехнологичный, а с другой – достаточно массовый. И основные проблемы здесь те же: необходимость создания мотивированного  спроса на кредитные ресурсы, потребность  банков в «удлинении» пассивов, а  также несовершенство институциональной  среды, препятствующее как нормальному  функционированию малого бизнеса, так  и развитию кредитования малых предприятий.  

 

3.3. Основные направления  развития малого и среднего  бизнеса в сельском хозяйстве  как одного из приоритетов  политики государства

Реализация приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» является одним из основных условий  экономического и социального благополучия на селе. Повышение конечных народнохозяйственных результатов требует ежегодного прироста валового внутреннего продукта (ВВП) не менее 10% и его удвоения к 2010 г.

Национальным проектом «Развитие  АПК» определены основные направления  в сфере агропромышленного производства:

– ускоренное развитие животноводства; увеличение производства молока на 4,5%, мяса – на 7%; закупка по лизингу до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота, приобретение высокопроизводительного оборудование для создания 130 тыс. скотомест;

– стимулирование развития малых форм хозяйствования; объем продукции, реализуемой хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами должен возрасти на 6% по сравнению с нынешним уровнем;

– обеспечение жильем молодых специалистов на селе, решение кадровой задачи; реализация планируемых мероприятий позволит ввести 1,4 млн. мжилья и улучшить жилищные условия не менее чем 32 тыс. молодых специалистов и их семей, что будет способствовать закреплению кадров на селе (42, с.2).

Особое внимание руководства  страны к аграрным проблемам подвигло региональные власти к решению сельских вопросов, привело к росту региональной поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

Реализация национального  проекта идет по тем направлениям: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых  форм хозяйствования в АПК», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» (табл. 3.3.1).

Вместе с тем регионы  РФ имеют различный уровень развития, определяющий возможности их дальнейшего  развития, преимущества или недостатки в реализации поставленных задач.

Таблица 3.3.1. Реализация приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» в 2006 г.

Направление

Мероприятие

Объем

Целевой показатель

Фактический

% выполнения

Ускоренное развитие животноводства

Строительство, модернизация животноводческих комплексов, получение  кредитов, млрд. руб.

40

59,2

148,0

Закупка и передача в лизинг, тыс. голов

50,0

50,2

100,4

Закупка и передача в лизинг техники и оборудования, млрд. руб.

65,0

70,8

108,9

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК

Объем привлеченных кредитов, млрд. руб.

20,0

41,0

205,0

Создание кооперативов, ед.

1200

2134

177,8

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе

Количество молодых специалистов, участвующих в проекте, человек

162000

16225

100,0


Для регионов-аутсайдеров  основными отраслями следует  считать сельское и лесное хозяйство, подсобные промыслы, ремесла, закупочно-сбытовую деятельность, торговлю, сферу услуг, улучшение окружающей среды. Экономическое  поведение в таких регионах должно характеризоваться преимущественным использованием местного потенциала, развитием отраслей потребительского комплекса. В этих регионах требуется  сильная государственная поддержка  и значительный рост доходов населения.

Для таких регионов приоритетными  направлениями аграрной политики являются:

– обеспечение производства традиционных для местного населения видов продовольствия в необходимых объемах;

– поддержание должного образа жизни сельского населения и обеспечение его трудовой занятости в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных отраслях;

– сохранение традиционного уклада сельской жизни и деревенской культуры.

Данные направления региональной аграрной политики должны реализовываться  через программы по развитию сельской производственной и социальной инфраструктуры, дорожного строительства, энерго- и водоснабжения, развития учреждений образования, здравоохранения и культуры, индивидуального жилищного строительства.

Анализ социально-экономического развития Республики Татарстан за последние  годы свидетельствует о ее устойчивом динамическом развитии, которое дает ей преимущества эффективной реализации национального проекта. По большинству  основных параметров рост экономики  Республики опережает развитие экономики  Российской Федерации в целом. На протяжении последних лет рост валового регионального продукта в Татарстане значительно опережал рост данного  показателя в целом по Российской Федерации, эта тенденция сохранится и в перспективе. Регион является инвестиционно привлекательным: доля инвестиций в основной капитал составляет 23,6%.

По итогам 2007 года объем  производства сельскохозяйственной продукции  оценивается в 100 млрд. рублей. Ежегодно в Республике собирается около 5 млн. тонн зерна, выращивается по 2 млн. тонн сахарной свеклы. Татарстан полностью  обеспечивает себя картофелем и овощами. За минувший год было произведено 1 млн. 730 тыс. литров молока и 356 тыс. тонн мяса. Рост за 2 года составил соответственно 12,7% и 16%. (42, с. 2)

Для региона характерен высокий  удельный вес – 11,7% – государственных  предприятий в общем числе  сельскохозяйственных предприятий, высокая  доля продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями. Однако действующий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию в сочетании с размерами выделяемой бюджетной поддержки не покрывает затраты на материально-технические ресурсы, а следовательно, не обеспечивает товаропроизводителям не только расширенного, но и простого воспроизводства (рис. 3.3.1.)

 

Рис. 3.3.1. Экономические показатели воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве

На результаты реализации приоритетных национальных проектов и  функционирования АПК влияют два  фактора:

– направленность проектов (т.е. поддержка мелкого и крупного предпринимательства),

– масштабность, т.е. возможность влиять на ситуацию.

По масштабности проектов, скорее всего, не будет существенных изменений в объемах производства сельхозпродукции. Учитывая тенденции развития 2000–2006 гг., когда рост физических объемов производства сельхозпродукции не сопровождался улучшением финансовых результатов деятельности сельхозорганизаций, увеличением оплаты труда сельхозработников и доходов населения, можно предположить, что и в перспективе прибавка производства не скажется положительно на доходах, т.к. сельское хозяйство находится в не равных с другими отраслями экономических условиях (28, с. 9).

В последнее время государство  усилило аграрную политику по отношению  к сельскому хозяйству, активизировало правовые меры по адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к конкурентным условиям развития. С 2006 года реализуется  приоритетный национальный проект «Развитие  АПК», принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в  рамках которого утверждена государственная  программа «Развитие сельского  хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на 2008–2012 годы». Предполагается значительное увеличение государственных расходов на сельское хозяйство: из федерального бюджета предусмотрено выделить 551,3 млрд. руб., из бюджетов субъектов Федерации – 554,3 млрд. руб., из внебюджетных источников-311 млрд. руб. В 2008 году товаропроизводители получат 159,3 млрд. руб. Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве – на 5% (табл. 3.3.2.).

Таблица 3.3.2 Динамика и прогноз  развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг.

 

2007 г.

оценка

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Индекс производства продукции  сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в% к предыдущему году

102,0

103,8

103,9

104,1

104,1

104,1

Индекс производства продукции  животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в% к предыдущему году

104,0

104,8

105,1

105,1

105,1

105,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в  сельском хозяйстве, в% к предыдущему году

119,4

115,0

110,6

110,2

108,5

107,1

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности, руб. на члена хозяйства в месяц

5623

7085

8928

10388

11121

11821

Доля отечественного производства в формировании ресурсов, %

Мясо и мясопродукты (в  пересчете на мясо)

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)

59,0

78,2

61,1

78,3

63,5

79,2

65,7

79,9

68,1

80,4

69,6

81,1

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса