Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 486 000 человек, или 10 процентов от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5 процента. Это закономерно, так как критерии определения малого предприятия, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии. При этом долгое время сохранялась неравномерность распределения малых предприятий по территории РФ.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РТ, в течение 2001–2004 гг. наблюдался некоторый рост количества субъектов малого предпринимательства (+ 19% к уровню 2001 г.). На конец 2004 г. в налоговые органы Республики Татарстан подана отчетность 34 944 малыми предприятиями и 133 750 индивидуальными предпринимателями (4, с.17).
Объем товаров и услуг, произведенных субъектами малого предпринимательства, вырос в 2003 г. на 61% по отношению к 2001 г., прирост выручки по малым предприятиям составил 57%, а доходы и индивидуальных предпринимателей выросли почти в 3 раза.
Динамика количества субъектов малого предпринимательства в ходе пятого этапа развития малого бизнеса и прогноз на 2010 г. представлены на рис. 1.2.2. (4, с. 19).
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, был явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходилось в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30.
Рис. 1.2.2. Динамика числа субъектов
малого предпринимательства в
В 2003 году к субъектам малого предпринимательства относилось 5951,5 тыс. хозяйствующих субъектов, причем большинство из них – индивидуальные предприниматели -80,6% (или 4796,7 тысячи) На долю малых предприятий юридических лиц приходилось 15,0% (890,4 тысяч), остальные 4,4%-крестьянские (фермерские) хозяйства. (30, с. 36)
Рис. 1.2.3. Оборот малых предприятий, млрд. руб.
В 2005–2006 гг. отмечается увеличение количества зарегистрированных малых предприятий. В 2006 году было зарегистрировано 1 миллион 33 тысячи юридических лиц – субъектов малого и среднего бизнеса и 2 миллиона 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. При этом число малых предприятий на 1 квартал 2007 года увеличилось на 4,5%, т.е. на 54300 предприятий. Оборот малых предприятий имеет стабильную тенденцию роста с 19,7 млрд. руб. в 2003 году до 45 млрд. руб. в 2006 (рис. 1.2.3.).
Сравнительный анализ данных
о динамике перераспределения долей
различных отраслей экономики указывает
на стабильный рост удельного веса
малых предприятий сферы
Таблица 1.2.2. Динамика перераспределения численности малых предприятий по отраслям экономики, 1991–2006 гг. (тыс. ед.)
Отрасли |
1991 |
1999 |
2000 |
2003 |
2006 | |||||
Кол-во МП |
% |
Кол-во МП |
% |
Кол-во МП |
% |
Кол-во МП |
% |
Кол-во МП |
% | |
Всего по России |
268 |
100 |
861,1 |
100 |
890.6 |
100 |
882,3 |
100 |
979,3 |
100 |
Промышленность |
37,9 |
14,1 |
134,8 |
15,6 |
136,2 |
15,3 |
121,1 |
13,7 |
120,0 |
12,3 |
Сельское хозяйство |
- |
- |
11,9 |
1,4 |
13,5 |
1,5 |
15,6 |
1,8 |
26,8 |
2,7 |
Строительство |
51,9 |
19,4 |
142,1 |
16,5 |
135,9 |
15,3 |
113,0 |
12,8 |
109,3 |
11,2 |
Торговля и общественное питание |
124,4 |
46,4 |
372,8 |
43,3 |
399,7 |
44,9 |
422,4 |
47,9 |
448,8 |
45,8 |
Общая коммерческая деятельность |
7,2 |
2,7 |
36,0 |
4,2 |
36,7 |
4,1 |
38,8 |
4,4 |
44,3 |
4,5 |
Наука и научное обслуживание |
10,6 |
4,0 |
43,9 |
5,1 |
37,1 |
4,2 |
22,7 |
2,6 |
19,9 |
2,0 |
Другие отрасли экономики |
36 |
13,4 |
119,6 |
13,9 |
145,2 |
16,3 |
148,8 |
16,8 |
210,2 |
21,5 |
Источник: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
В настоящее время состояние
малого предпринимательства в
Таким образом, статистические
данные развития предпринимательского
сектора позволяют
Таблица 1.2.3. Динамика числа малых предприятий в Республике Татарстан и г. Бугульме (ед.)
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Республика Татарстан |
16529 |
18158 |
16853 |
17469 |
18642 |
Г. Бугульма |
237 |
365 |
349 |
370 |
422 |
Таблица 1.2.4. Основные показатели деятельности малых предприятий по республике Татарстан, г. Бугульма и Бугульминскому району
Работники списочного состава (чел.) |
Фонд начисления заработанной платы (тыс. руб.) |
Оборот предприятий (тыс. руб.) | ||||
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 | |
Республика Татарстан |
133417 |
146535 |
6434746 |
12376444 |
41888026 |
146330370 |
Г. Бугульма |
2841 |
3372 |
179349 |
274022 |
1069878 |
1907523 |
Бугульминский район |
48 |
36 |
1040 |
1914 |
12713 |
30024 |
Приведенные данные показывают,
что малый бизнес в России не играет
столь значимой роли, как в странах
с развитой рыночной экономикой. Доля
малых предприятий в ВВП ниже
уровня развитых стран в 5–6 раз, доля
занятых на малых предприятиях –
в 5–7 раз, число малых предприятий
на 1000 жителей – в 6–12 раз. Это
говорит о большом
Это обусловлено тем, что малый бизнес в нашей стране развивался стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей.
1.3 Государственное
и нормативно-правовое
Проводимые в России реформы,
переход к рыночной системе хозяйствования,
развитие адекватной рыночной экономике
форм экономической деятельности, повышение
предпринимательской активности граждан
ставят перед государством новые
задачи в экономической сфере
и предполагают определение новой
роли государства в складывающейся
экономической ситуации, требуют
совершенствования мер
Будучи системой мер законодательного,
исполнительного и
Основной целью
Внешнюю предпринимательскую
среду можно определить как характерную
для данного типа экономического
развития совокупность социально-политических,
правовых, общеэкономических, институциональных
и социально-психологических
Государственное регулирование
предпринимательской
Одно из важнейших новшеств – принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия (таб. 1.3.1.).
Таблица 1.3.1. Средняя численность работников для категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (чел.)
Виды малых форм хозяйсвования |
Предельная численность занятых (человек) |
Микропредприятия |
До 15 |
Малые предприятия |
До 100 |
Средние предприятия |
От 100 до 200 |
В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
С 1 января 2010 года вступаит в силу часть 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений. (1, с. 2)
Итак, какие действия предпринимает государство для развития малого бизнеса? В Законе N 209-ФЗ предусмотрены, в частности, налоговые льготы в виде специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, финансовая и имущественная, информационная поддержка.
Конкретные льготы определяются законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами.
Анализ политики государственного
регулирования
– несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы предпринимательства;
– проблемы, связанные с излишним административным регулированием предпринимательской деятельности со стороны государства;
– перекос в сторону непроизводственной деятельности с ориентацией на торгово-закупочную деятельность;
– проблемы теневого предпринимательства;
– противоречивая налоговая система;