Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

Общее число постоянно  работающих на малых предприятиях к  началу 2000 года составило порядка 6 486 000 человек, или 10 процентов от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5 процента. Это закономерно, так как критерии определения  малого предприятия, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог  числа работающих на малом предприятии. При этом долгое время сохранялась неравномерность распределения малых предприятий по территории РФ.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики РТ, в течение 2001–2004 гг. наблюдался некоторый рост количества субъектов малого предпринимательства (+ 19% к уровню 2001 г.). На конец 2004 г. в налоговые органы Республики Татарстан подана отчетность 34 944 малыми предприятиями и 133 750 индивидуальными предпринимателями (4, с.17).

Объем товаров и услуг, произведенных субъектами малого предпринимательства, вырос в 2003 г. на 61% по отношению к 2001 г., прирост выручки по малым  предприятиям составил 57%, а доходы и индивидуальных предпринимателей выросли почти в 3 раза.

Динамика количества субъектов  малого предпринимательства в ходе пятого этапа развития малого бизнеса  и прогноз на 2010 г. представлены на рис. 1.2.2. (4, с. 19).

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно  развитых странах показателям, был  явно недостаточен. Так, на 1000 россиян  приходилось в среднем лишь 6 малых  предприятий, тогда как в странах  – членах ЕС – не менее 30.

Рис. 1.2.2. Динамика числа субъектов  малого предпринимательства в Республике Татарстан (тыс. ед.)

В 2003 году к субъектам  малого предпринимательства относилось 5951,5 тыс. хозяйствующих субъектов, причем большинство из них – индивидуальные предприниматели -80,6% (или 4796,7 тысячи) На долю малых предприятий юридических  лиц приходилось 15,0% (890,4 тысяч), остальные 4,4%-крестьянские (фермерские) хозяйства. (30, с. 36)

 

Рис. 1.2.3. Оборот малых предприятий, млрд. руб.

В 2005–2006 гг. отмечается увеличение количества зарегистрированных малых  предприятий. В 2006 году было зарегистрировано 1 миллион 33 тысячи юридических лиц  – субъектов малого и среднего бизнеса и 2 миллиона 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. При этом число  малых предприятий на 1 квартал 2007 года увеличилось на 4,5%, т.е. на 54300 предприятий. Оборот малых предприятий имеет  стабильную тенденцию роста с 19,7 млрд. руб. в 2003 году до 45 млрд. руб. в 2006 (рис. 1.2.3.).

Сравнительный анализ данных о динамике перераспределения долей  различных отраслей экономики указывает  на стабильный рост удельного веса малых предприятий сферы торговли и общественного питания в  отраслевой структуре малого бизнеса  и стабильном уменьшении удельного  веса малых предприятий, занятых  в сфере промышленности и строительстве. Отрадно заметить небольшой, но рост числа малых предприятий в  сельском хозяйстве, особенно, если заметить отсутствие сельскохозяйственных малых  предприятий на первых двух этапах развития малого бизнеса (Таблица 1.2.2.).

 

Таблица 1.2.2. Динамика перераспределения  численности малых предприятий  по отраслям экономики, 1991–2006 гг. (тыс. ед.)

 

Отрасли

1991

1999

2000

2003

2006

Кол-во МП

%

Кол-во

МП

%

Кол-во

МП

%

Кол-во

МП

%

Кол-во

МП

%

Всего по России

268

100

861,1

100

890.6

100

882,3

100

979,3

100

Промышленность

37,9

14,1

134,8

15,6

136,2

15,3

121,1

13,7

120,0

12,3

Сельское хозяйство

-

-

11,9

1,4

13,5

1,5

15,6

1,8

26,8

2,7

Строительство

51,9

19,4

142,1

16,5

135,9

15,3

113,0

12,8

109,3

11,2

Торговля и общественное питание

124,4

46,4

372,8

43,3

399,7

44,9

422,4

47,9

448,8

45,8

Общая коммерческая деятельность

7,2

2,7

36,0

4,2

36,7

4,1

38,8

4,4

44,3

4,5

Наука и научное обслуживание

10,6

4,0

43,9

5,1

37,1

4,2

22,7

2,6

19,9

2,0

Другие отрасли экономики

36

13,4

119,6

13,9

145,2

16,3

148,8

16,8

210,2

21,5


Источник: Российское агентство  поддержки малого и среднего бизнеса.

В настоящее время состояние  малого предпринимательства в российской экономике можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Количества малых предприятий недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной  экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики  и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать  не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса.

Таким образом, статистические данные развития предпринимательского сектора позволяют констатировать как положительный прирост по всем основным экономическим показателям, как в России, так и в Татарстане (Таблица 1.2.3., 1.2.4.) Это свидетельствует  о том, что экономическое воззрение  общества в сфере предпринимательства  развивается, а курс верен, он способствует раскрытию потенциала российского  общества.

Таблица 1.2.3. Динамика числа  малых предприятий в Республике Татарстан и г. Бугульме (ед.)

 

2002

2003

2004

2005

2006

Республика Татарстан

16529

18158

16853

17469

18642

Г. Бугульма

237

365

349

370

422


Таблица 1.2.4. Основные показатели деятельности малых предприятий  по республике Татарстан, г. Бугульма и Бугульминскому району

 

Работники списочного состава (чел.)

Фонд начисления заработанной платы (тыс. руб.)

Оборот предприятий

(тыс. руб.)

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Республика Татарстан

133417

146535

6434746

12376444

41888026

146330370

Г. Бугульма

2841

3372

179349

274022

1069878

1907523

Бугульминский район

48

36

1040

1914

12713

30024


Приведенные данные показывают, что малый бизнес в России не играет столь значимой роли, как в странах  с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5–6 раз, доля занятых на малых предприятиях –  в 5–7 раз, число малых предприятий  на 1000 жителей – в 6–12 раз. Это  говорит о большом неиспользованном потенциале, который имеется в  РФ для развития малого бизнеса и  повышения его роли в экономике.

Это обусловлено тем, что  малый бизнес в нашей стране развивался стихийно, без должной поддержки  и управления со стороны государства  и региональных властей.

 

1.3 Государственное  и нормативно-правовое регулирование  предпринимательской деятельности  в Российской Федерации

Проводимые в России реформы, переход к рыночной системе хозяйствования, развитие адекватной рыночной экономике  форм экономической деятельности, повышение  предпринимательской активности граждан  ставят перед государством новые  задачи в экономической сфере  и предполагают определение новой  роли государства в складывающейся экономической ситуации, требуют  совершенствования мер государственного регулирования предпринимательской  деятельности.

Будучи системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными  организациями, государственное регулирование  предпринимательской деятельности обеспечивает стабильность и развитие экономики, приспособление существующей социально-экономической системы  к изменяющимся условиям.

Основной целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является формирование благоприятной  внешней предпринимательской среды.

Внешнюю предпринимательскую  среду можно определить как характерную  для данного типа экономического развития совокупность социально-политических, правовых, общеэкономических, институциональных  и социально-психологических факторов, стимулирующих, препятствующих либо нейтральных  по отношению к процессу развития предпринимательства. (20, с. 50)

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности должно быть направлено на создание такой  внешней предпринимательской среды, при которой будет обеспечено оптимальное сочетание интересов  предпринимателей и государства. И  первым этапом в развитии этого направления  является совершенствование законодательной  базы, регулирующей предпринимательскую  деятельность. Федеральный закон  от 14.06.95 N 88-ФЗ (далее – Закон N 88-ФЗ) с 1 января 2008 года утратил свою силу. Его заменил Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон N 209-ФЗ).

Одно из важнейших новшеств – принципиально иные критерии отнесения  к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия  среднего предпринимательства и  микропредприятия (таб. 1.3.1.).

Таблица 1.3.1. Средняя численность  работников для категорий субъектов  малого и среднего предпринимательства (чел.)

Виды малых форм хозяйсвования

Предельная численность  занятых (человек)

Микропредприятия

До 15

Малые предприятия

До 100

Средние предприятия

От 100 до 200


В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или  балансовой стоимости активов для  каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые  Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

С 1 января 2010 года вступаит в силу часть 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений. (1, с. 2)

Итак, какие действия предпринимает  государство для развития малого бизнеса? В Законе N 209-ФЗ предусмотрены, в частности, налоговые льготы в  виде специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и составления  бухгалтерской, статистической и налоговой  отчетности, финансовая и имущественная, информационная поддержка.

Конкретные льготы определяются законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Условия и  порядок оказания поддержки устанавливаются  федеральными, региональными и муниципальными программами.

Анализ политики государственного регулирования предпринимательской  деятельности выявил ряд общих проблем  российского предпринимательства, среди которых можно выделить:

– несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы предпринимательства;

– проблемы, связанные с излишним административным регулированием предпринимательской деятельности со стороны государства;

– перекос в сторону  непроизводственной деятельности с  ориентацией на торгово-закупочную деятельность;

– проблемы теневого предпринимательства;

– противоречивая налоговая  система;

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса