Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

Для изучения вопросов становления  и экономической деятельности системы  предпринимательства важно знание институциональных факторов (исследование становления и предшествовавшего  развития институтов) конкретных условий  ее формирования на макро- и микроуровнях.

Уровень развития предпринимательства, и в частности малого, зависит  от:

1) развитости нормативно-правовой  базы;

2) состояния конкурентной  среды;

3) защищенности частной  собственности;

4) методов и форм государственного  регулирования предпринимательской  деятельности;

5) неформальных норм и  обычаев делового оборота.

Важнейшим отличием малого предпринимательства от крупного и  среднего являются:

1) высокий уровень транзакционных  издержек;

2) высокая степень неопределенности  внешней среды;

3) «адаптивная» реакция  на изменения внешней среды  и высокая степень зависимости  от ее воздействий;

4) низкий потенциал отдельно  взятых субъектов малого предпринимательства.

Эти качественные характеристики являются определяющими при разработке и осуществлении государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. (6, с.78)

Комплекс ограничений, задаваемых формальными (законами, подзаконными и  правовыми актами) и неформальными  нормами и регулирующие взаимодействия людей на всех уровнях, включая и  органы власти, формирует институциональную  среду, в которой функционируют  организации.

Оценка институционального климата экономической организации  предполагает выделение внутренней и внешней составляющих институциональной  среды. Внутренняя предпринимательская  среда определяется совокупностью  внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации: выбором организационно-правовой формы  и предмета деятельности, наличием необходимого собственного капитала; подбором кадров; знанием рынка и  проведением маркетинговых исследований; квалификацией управленческого  персонала и рядом других.

Внешняя предпринимательская  среда определяется совокупностью  факторов и условий, прямо или  косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют взаимоотношения  с органами государственной и  местной власти, поставщиками и потребителями, субъектами рыночной инфраструктуры.

Таким образом, институциональная  среда организации представляет собой систему институтов (экономических, политических, идеологических) через  которые обеспечивается развитие малого предпринимательства в условиях рынка.

Вышесказанное позволяет  сделать вывод, что развитие малого предпринимательства на данном этапе  – одна из важнейших задач социально  экономической политики страны. Это  осуществимо при условии создания стимулов и условий для развития малого предпринимательства, через  создание и реализацию эффективной  системы его поддержки, включающую как построение целей ее оказания, так и практического механизма  их достижения. 

 

1.2 Основные этапы  развития малого бизнеса

Повышение эффективности  функционирования российской экономики  связано с решением проблем становления  и развития малого предпринимательства  как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических  отношений, обусловленная современным  этапом научно-технической революции, предопределила ряд существенных структурных  сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого и среднего бизнеса  и превращение его в одного «из агентов воспроизводства.

Для выявления закономерностей  становления малого бизнеса, на наш  взгляд, необходимо рассмотреть важнейшие  этапы его развития. Профессор В.Я. Горфинкель (33, с.94) выделяет основные этапы развития малого бизнеса в соответствии с хронологической последовательностью принятия законодательных документов, регламентирующих деятельность малых предприятий (Приложение 1.).

С точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных  изменений, за последнее десятилетие  в развитии сектора малого предпринимательства, по мнению доктора экономических  наук Ф.Ф. Хамидуллина, можно выделить, по меньшей мере, пять основных этапов.

Первый и наиболее яркий  наблюдался еще в условиях бывшего  СССР в конце 80-х гг. до начала 1992 г. Огромные льготы всех видов, в том  числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное  положение дел в экономике  обусловили отношение к данному  периоду как к «золотому веку»  малого предпринимательства.

Действительно, происходило  очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления  и сфера всевозможных и столь  же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного  питания и пр. Это было время  легализации теневых капиталов, интенсивного создания собственного бизнеса  предпринимателями из разных социальных слоев, период бурной ротации предпринимательской  среды, легитимизации предпринимательства в глазах общественного мнения (46, с.59).

Конечно, в развитии малого предпринимательства имели место  не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился  в общий процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения  основам предпринимательства происходило  через развитие кооперации и малого бизнеса

По данным статистики, в  Республике Татарстан в 1988 г. после  принятия Закона «О кооперации» насчитывалось 1,7 тыс. кооперативов, являвшихся в указанный  период основной формой малого предпринимательства.

Важнейшим фактором, способствовавшим успешному развитию кооперативного движения, стало установленное Законом  «О кооперации» право кооперативов приобретать в собственность  объекты, находящиеся в государственной собственности. Таким образом, был дан первый импульс дальнейшему процессу разгосударствления собственности.

Наиболее распространенными  видами деятельности малого бизнеса, как  правило, были посредничество, проектные  и научные разработки, туризм, торговля, компьютеризация, строительство, производство товаров потребления.

Проведенная государством в 1991 г. первая перерегистрация предприятий  привела к резкому сокращению числа кооперативов и возникновению  такой формы малого предприятия, как товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО).

Однако нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса  и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в противоречии с другими направлениями экономических  преобразований, а точнее – с  неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат  государственной власти и управления. Попытки центрального правительства  как-то ограничивать возможности получения  дутых доходов от разницы между  фиксированными ценами госсектора и  свободными ценами негосударственных  предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались  на явную дееспособность государственного аппарата.

Был необходим кардинально  иной экономический курс, который  воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап и в  развитии российского малого предпринимательства.

1992 г. – год шоковой  терапии – характеризовался самыми  высокими с середины 80-х гг. темпами  роста числа (в РТ их количество  составило 3079) малых предприятий  и численности занятых в них.  Этот факт носит феноменальный  характер, поскольку осуществленная  тогда либерализация цен и  введение налогового прессинга  сильно подорвали финансовую  базу малого предпринимательства.  Бурная инфляция привела, с  одной стороны к обесценению  сбережений населения, а с другой  – к резкому увеличению процентных  ставок банковского кредита. Это  вызвало настоящий паралич инвестиционной  деятельности, не преодоленный до  сих пор. (46, с.62)

В общей отраслевой структуре  малого предпринимательства в Республике Татарстан в 1992 г. произошло заметное уменьшение доли малых предприятий  в сфере материального производства.

Удельный вес малых  предприятий в промышленности снизился до 24,1%, в строительстве – до 27,6%. Одновременно происходило увеличение доли малых предприятий, занятых  в торговле и общественном питании  – до 17,6%, в посредничестве – до 14%.

Бурное развитие торгово-посреднического  малого предпринимательства стало  ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней  торговли еще в условиях бывшего  СССР и снятие запретов на частную  торговлю внутри страны создали благоприятные  условия любой торговой деятельности.

Сразу же после либерализации  – и не последнюю роль здесь  сыграли «челноки» – резко  активизировалась внешняя торговля. Первоначальный импульс потребительских  предпочтений стимулировал рост импорта  потребительских товаров. Переориентация потребления на импорт усугубила  кризис в отраслях, производящих потребительские  товары, но частично решила социальные проблемы, увеличив занятость в торговле и обеспечив определенную стабильность физического объема потребления, хотя и за счет низкокачественных товаров  и при резком росте социального  неравенства.

За 1992 год было создано  порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых  предприятий. К 1995 году порядка 65 процентов  всех российских частных предприятий  были малыми. (46, с.63)

Однако уже к 1995 году оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших  ранее малых предприятий преимущественно  торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции  в развитии российского предпринимательства.

Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых  предприятий.

В течение 1996–1997 гг. наблюдались  определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны  к середине 1997 года. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального сектора экономики, что обусловило прекращение спада и начало экономического роста.

Однако относительная  стабилизация развития малого бизнеса  в целом и рост количества малых  предприятий в сфере финансов происходили на фоне углубления фундаментальных  экономических проблем: фискального  кризиса, значительного ухудшения  состояния платежного баланса и  нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики. Долгое время  назревавший и, в конце концов, разразившийся в августе 1998 года кризис дал отсчет началу нового, четвертого этапа в развитии малого бизнеса  в России.

Следствиями кризиса стали  понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной  системы, фактическое прекращение  кредитования, резкое ускорение спада  реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики.

Среднесписочная численность  занятых на предприятиях малого бизнеса  в России, включая внешних совместителей, в 1998 году резко снизилась, составив 7,4 млн. человек против 8,6 млн. в 1997 году. Сокращение персонала наряду с уменьшением заработной платы стало для малых предприятий одной из основных форм приспособления к последствиям финансового кризиса.

Таблица 1.2.1. Численность  занятых на малых предприятиях

 

1995

1996

1997

1998

1999

Численность занятых на МП, включая совместителей и работающих по договорам, тыс. чел

8479,9

8621,2

8639,2

7401,4

7543,4

Удельный вес занятых  па МП, в общей численности занятых, %

12,8

13,0

13,2

11,6

11,7


 

В Республике Татарстан снижение численности малых предприятий  до 15600 на конец 1998 года повлекло за собой резкое снижение численности занятых до 76472 против 106152 в 1997 году. (30, С. 33)

Таким образом, малый бизнес, используя различные формы приспособления к реальным условиям, в наименьшей степени подвергся влиянию финансового  кризиса по сравнению с предприятиями  среднего и крупного бизнеса.

К началу 2000 года число малых  предприятий составило порядка 891 000, приблизившись к отметке 1994 года. Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в  соответствии с новыми критериями отнесения  предприятий к малым, введенными Законом РФ от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно  сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число  работающих на одном малом предприятии  с 200 до 100 человек.

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса