Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.
Для изучения вопросов становления
и экономической деятельности системы
предпринимательства важно
Уровень развития предпринимательства, и в частности малого, зависит от:
1) развитости нормативно-
2) состояния конкурентной среды;
3) защищенности частной собственности;
4) методов и форм
5) неформальных норм и обычаев делового оборота.
Важнейшим отличием малого предпринимательства от крупного и среднего являются:
1) высокий уровень
2) высокая степень
3) «адаптивная» реакция на изменения внешней среды и высокая степень зависимости от ее воздействий;
4) низкий потенциал отдельно
взятых субъектов малого
Эти качественные характеристики
являются определяющими при разработке
и осуществлении
Комплекс ограничений, задаваемых формальными (законами, подзаконными и правовыми актами) и неформальными нормами и регулирующие взаимодействия людей на всех уровнях, включая и органы власти, формирует институциональную среду, в которой функционируют организации.
Оценка институционального
климата экономической
Внешняя предпринимательская
среда определяется совокупностью
факторов и условий, прямо или
косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
В частности, на эффективность развития
предпринимательства
Таким образом, институциональная среда организации представляет собой систему институтов (экономических, политических, идеологических) через которые обеспечивается развитие малого предпринимательства в условиях рынка.
Вышесказанное позволяет
сделать вывод, что развитие малого
предпринимательства на данном этапе
– одна из важнейших задач социально
экономической политики страны. Это
осуществимо при условии
1.2 Основные этапы развития малого бизнеса
Повышение эффективности функционирования российской экономики связано с решением проблем становления и развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических отношений, обусловленная современным этапом научно-технической революции, предопределила ряд существенных структурных сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого и среднего бизнеса и превращение его в одного «из агентов воспроизводства.
Для выявления закономерностей становления малого бизнеса, на наш взгляд, необходимо рассмотреть важнейшие этапы его развития. Профессор В.Я. Горфинкель (33, с.94) выделяет основные этапы развития малого бизнеса в соответствии с хронологической последовательностью принятия законодательных документов, регламентирующих деятельность малых предприятий (Приложение 1.).
С точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений, за последнее десятилетие в развитии сектора малого предпринимательства, по мнению доктора экономических наук Ф.Ф. Хамидуллина, можно выделить, по меньшей мере, пять основных этапов.
Первый и наиболее яркий наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х гг. до начала 1992 г. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства.
Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. Это было время легализации теневых капиталов, интенсивного создания собственного бизнеса предпринимателями из разных социальных слоев, период бурной ротации предпринимательской среды, легитимизации предпринимательства в глазах общественного мнения (46, с.59).
Конечно, в развитии малого
предпринимательства имели
По данным статистики, в Республике Татарстан в 1988 г. после принятия Закона «О кооперации» насчитывалось 1,7 тыс. кооперативов, являвшихся в указанный период основной формой малого предпринимательства.
Важнейшим фактором, способствовавшим успешному развитию кооперативного движения, стало установленное Законом «О кооперации» право кооперативов приобретать в собственность объекты, находящиеся в государственной собственности. Таким образом, был дан первый импульс дальнейшему процессу разгосударствления собственности.
Наиболее распространенными видами деятельности малого бизнеса, как правило, были посредничество, проектные и научные разработки, туризм, торговля, компьютеризация, строительство, производство товаров потребления.
Проведенная государством в 1991 г. первая перерегистрация предприятий привела к резкому сокращению числа кооперативов и возникновению такой формы малого предприятия, как товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО).
Однако нельзя не заметить,
что «золотой век» малого бизнеса
и вменяемые ему функции
Был необходим кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап и в развитии российского малого предпринимательства.
1992 г. – год шоковой
терапии – характеризовался
В общей отраслевой структуре
малого предпринимательства в
Удельный вес малых предприятий в промышленности снизился до 24,1%, в строительстве – до 27,6%. Одновременно происходило увеличение доли малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании – до 17,6%, в посредничестве – до 14%.
Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия любой торговой деятельности.
Сразу же после либерализации – и не последнюю роль здесь сыграли «челноки» – резко активизировалась внешняя торговля. Первоначальный импульс потребительских предпочтений стимулировал рост импорта потребительских товаров. Переориентация потребления на импорт усугубила кризис в отраслях, производящих потребительские товары, но частично решила социальные проблемы, увеличив занятость в торговле и обеспечив определенную стабильность физического объема потребления, хотя и за счет низкокачественных товаров и при резком росте социального неравенства.
За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65 процентов всех российских частных предприятий были малыми. (46, с.63)
Однако уже к 1995 году оказались
практически исчерпаны ниши и
возможности сверхприбыльной
Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.
В течение 1996–1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны к середине 1997 года. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального сектора экономики, что обусловило прекращение спада и начало экономического роста.
Однако относительная стабилизация развития малого бизнеса в целом и рост количества малых предприятий в сфере финансов происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики. Долгое время назревавший и, в конце концов, разразившийся в августе 1998 года кризис дал отсчет началу нового, четвертого этапа в развитии малого бизнеса в России.
Следствиями кризиса стали
понесенные многими экономическими
субъектами значительные финансовые потери,
временный паралич платежно-
Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса в России, включая внешних совместителей, в 1998 году резко снизилась, составив 7,4 млн. человек против 8,6 млн. в 1997 году. Сокращение персонала наряду с уменьшением заработной платы стало для малых предприятий одной из основных форм приспособления к последствиям финансового кризиса.
Таблица 1.2.1. Численность занятых на малых предприятиях
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Численность занятых на МП,
включая совместителей и |
8479,9 |
8621,2 |
8639,2 |
7401,4 |
7543,4 |
Удельный вес занятых па МП, в общей численности занятых, % |
12,8 |
13,0 |
13,2 |
11,6 |
11,7 |
В Республике Татарстан снижение численности малых предприятий до 15600 на конец 1998 года повлекло за собой резкое снижение численности занятых до 76472 против 106152 в 1997 году. (30, С. 33)
Таким образом, малый бизнес,
используя различные формы
К началу 2000 года число малых
предприятий составило порядка 891
000, приблизившись к отметке 1994 года.
Следует учесть, что, начиная с 1996
года, статистический учет велся в
соответствии с новыми критериями отнесения
предприятий к малым, введенными
Законом РФ от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О
государственной поддержке