Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

– пересмотреть эффективность существующих услуг для малого предпринимательства в области госзаказа;

– обеспечить равные условия для предприятий при подготовке заявок на конкурс и совместное использование ресурсов;

– разработать меры по улучшению перспектив для малых субподрядчиков;

– развить практику открытого и простого госзаказа между участниками контракта;

– улучшить информационное обеспечение в случае пороговых контрактов, предоставление информации об ответственных организациях, национальных правилах и европейских стандартах и технических требованиях в удобном формате;

– ускорить внедрение информационных технологий для обеспечения малых предприятий оперативной информацией о продукции и контрактах (8, с.58).

Проведенный анализ глобальных факторов развития мировой экономики  позволяет дать оптимистический  прогноз о жизнеспособности малого бизнеса в меняющихся производственно-технических, информационных и социально-экономических  условиях, как в сфере производства товаров, так и в сфере выполнения работ и оказания услуг. Необходимо также подчеркнуть, что именно благодаря  этому качеству малое предпринимательство  в России есть.

Активность малого бизнеса  определяется системой правовой и политической поддержки, социально – бытовыми условиями и притязаниями населения.

В Республике Татарстан малое  и среднее предпринимательство  рассматривают как одно из наиболее перспективных направлений развития, создания рабочих мест и регионального  бюджета. Здесь принята и действует  программа поддержки малого предпринимательства  на 2005–2010 годы. Эту региональную программу  отличает, прежде всего, то, что в  ней государственная политика поддержки  малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Татарстана. В целях обеспечения  эффективного развития малого предпринимательства  приняты согласованные и увязанные  между собой нормативные акты, направленные на создание необходимых  правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических  условий деятельности субъектов  малого предпринимательства, а также  действуют постановления кабинета министров Республики Татарстан: «О проведении сертификации услуг розничной торговли», «Об утверждении регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одного окна», «О создании республиканского банка данных о незадействованных площадях и оборудовании», «О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства», «Об утверждении регламента взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности при представлении ими отчетности», «Об Агентстве по развитию предпринимательства Республики Татарстан», «О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства», «Об утверждении регламента универсальной процедуры предрегистрационной подготовки документов по принципу «одного окна». Анализируя отчеты региональных властей, можно констатировать, что этот комплекс законодательных мероприятий привел к определенным результатам (24, с.125).

В соответствии с принятой программой в настоящее время  расширена инфраструктура поддержки  малого предпринимательства в регионе.

На период действия программы  до 2010 г. в ней поставлены следующие  задачи в сфере поддержки развития малого предпринимательства:

– развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности  малого предпринимательства;

– развитие инновационного потенциала Республики Татарстан и  реализация приоритетных направлений  развития предпринимательства;

– оптимизация налоговой  и административной нагрузки на малое  предпринимательство;

– защита прав собственности  и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности;

– содействие в развитии товар сырьевых рынков и обеспечение  свободной конкуренции; совершенствование  земельных отношений и развитие рынка земли;

– создание условий для  развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса;

– развитие прогрессивных  финансовых технологий в сфере малого бизнеса;

– адаптация системы образования  к потребностям предпринимательства;

– совершенствование системы  постоянно действующего мониторинга  и информационного обеспечения  предпринимательской деятельности;

– дальнейшее развитие эффективной  системы бизнес – информационной коммуникации;

– создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса  с учетом сбалансированной территориальной  экономической политики в области  занятости населения;

– обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса. (4, с.3)

Комплексное решение всех указанных задач действительно  соответствует федеральным и  региональным приоритетам и должно превратить малое предпринимательство  в один из определяющих факторов развития республиканской экономики. Однако конкретизация финансовых ресурсов по каждому из этих направлений и  аудит эффективности вложенных  средств еще явно недостаточны и  внимания развитию инновационного предпринимательства  в промышленности, в том числе  в нефтедобывающих отраслях, уделяется  крайне мало.

Показатели эффективности  республиканской программы поддержки  малого предпринимательства нацелены на увеличение доли субъектов малого предпринимательства в валовом  региональном продукте Татарстана до 30%, доли налоговых платежей субъектов  малого предпринимательства в общей  сумме налоговых доходов консолидированного бюджета региона до 18% (4, с.4).

В России в 2007 г. размер средств  федерального бюджета, направляемых на комплекс мероприятий по поддержке  малого предпринимательства, составил 3,8 млрд руб. и увеличился на 0,3 млрд руб. по сравнению с 2006 годом. Средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов (46, с.132).

Приоритетными видами поддержки  малого бизнеса являются мероприятия  по развитию сектора финансовых услуг  малым компаниям, обеспечению доступа  к современным офисным и производственным площадям: создается 120 бизнес-инкубаторов, 38 из которых уже открыты, что на 27 бизнес-инкубаторов больше, чем было открыто в 2006 году. К 19 созданным региональным венчурным фондам, созданным в 2005–2006 гг., в 2007 г. добавились по одному фонду в Москве и Краснодаре, каждый объемом 200 млн. руб. В 2007 г. управляющие компании региональных венчурных фондов г. Москвы, Омской области и Красноярского края инвестировали в малые компании около 400 млн. руб. – это первые венчурные инвестиции в малый бизнес, создано 20 гарантийных фондов, к концу 2007 г. их совокупные активы превысили 3 млрд. руб., 6 регионов начали реализацию мероприятий, направленных на поддержку малых предприятий в условиях вступления России в ВТО. В настоящее время на региональном и муниципальном уровнях действует 1 тыс. объединений предпринимателей (союзы, ассоциации, лиги и пр.) (30, с.74).

Таким образом, можно констатировать, что действующий до настоящего времени  механизм государственной поддержки  малого предпринимательства через  разработку и реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства  себя не оправдал. Существенным недостатком  региональных программ является полное отсутствие анализа направлений (в  количественном и качественном аспектах) в секторе малых предприятий.

3.2 Совершенствование  кредитования предприятий малого  и среднего бизнеса

Устойчивый долгосрочный экономический рост в стране требует опережающей динамики развития финансовой системы. По всем показателям, характеризующим интенсивность функционирования финансов, Россия в несколько раз уступает развитым странам. С учетом этого обстоятельства поддержание стабильного экономического роста, модернизация производства предполагают наращивание указанных показателей интенсивности, а требование ограничения рисков, концентрируемых финансовым сектором, объективно ориентирует на ускоренный рост его капитализации. Чтобы к 2020 году выйти на уровень финансового рынка развитых стран Европы, средний ежегодный прирост активов и капитализации финансового сектора должен составить 25–30%.

Кредитование предприятий  малого бизнеса является одним из направлений деятельности банков, поскольку  это реальный механизм привлечения  новых клиентов и соответствует  государственной политике развития малого предпринимательства (40, с.5).

В то же время имеются  определенные причины, которые не позволяют  банкам удовлетворить в полной мере потребности малых предприятий  в кредитных ресурсах.

Одна из них – высокая  степень риска кредитования, поскольку  большинство предприятий малого бизнеса не имеют стабильных показателей  финансового состояния и не могут  предложить ликвидного обеспечения  в необходимом объеме.

Обследование, проведенное  Ассоциацией региональных банков, свидетельствует, что высокие риски кредитования являются основной причиной (58,3% от всех причин), препятствующей увеличению банками  объемов кредитования малого предпринимательства (8, с.59).

Материалы проведенного обследования показывают, что финансовое состояние  предприятий является наиболее существенным фактором при предоставлении кредитов малому бизнесу. Предпочтение данному  фактору отдали 91,6 проц. банков, участвовавших  в обследовании (41, с.5).

В этих условиях банки уделяют  большое внимание оценке кредитоспособности малых предприятий. Как свидетельствует  практика, большинство банков изучают  кредитоспособность таких заемщиков  достаточно долго. Так, от подачи заявки в минимальный срок (1–3 дня) выдается 31,9% кредитов, в максимальный (1 месяц) – 48,6%, в срок от 4 до 25 дней – 18%. Имеются  случаи, когда кредит выдается и  через 1,5–2 месяца. Но, как правило, это  связано с оформлением недвижимости в качестве залога. В среднем же время от подачи заявки до выдачи кредита  по обследованным банкам составило 5,9 дня.

Из-за низкого качества подготовки кредитной программы на начальной  стадии, по статистике, каждая третья (33,6%) от общего объема поданных заявок на получение  кредита удовлетворяется, что, тем  не менее, является положительным результатом. У 1/3 банков имеется специальная кредитная политика по малому предпринимательству (39, с.5).

В целом следует отметить, что большинство банков используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Лишь немногие из них в  этих целях используют экспресс-анализ, скорингoвые модели, зарубежный опыт оценки кредитоспособности. Например, экспертами КМБ-Банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) была разработана специальная технология упрощенной оценки деятельности заемщика, которая адаптирована именно к ведению малого бизнеса. Она позволяет принимать экспертное решение о выдаче кредита за срок до 14 дней, в то время как другие банки устанавливают срок рассмотрения заявки от трех до шести месяцев и к тому же требуют представления множества документов.

Данная технология основана на том, что специально обученные  кредитные эксперты выезжают на место  ведения бизнеса и по своим  критериям оценивают его финансовую состоятельность, причем на безвозмездной  основе. От заемщика не требуется представления  даже бизнес-плана. К большому удивлению  специалистов ЕБРР, российские банки  весьма охотно кредитуют предприятия  за счет средств, выделяемых им ЕБРР, но не добавляют ни одной копейки  собственных средств на реализацию этих программ, хотя они не менее  эффективные, чем любые другие программы.

Одним из условий, сдерживающих кредитование малого бизнеса, является недостаточность кредитных ресурсов банков со сроками кредитования свыше  трех лет. Так, если на конец 2007 года общая сумма привлеченных вкладов и депозитов в банковской системе составляла 3333,3 млрд. рублей, то средства срок свыше трех лет составляли всего 239,3 млрд. руб., т.е. 7,2% (29, с. 123).

Развитию банковского  кредитования предприятий малого бизнеса  будет способствовать совершенствование  системы государственной поддержки  данного сектора экономики.

По нашему мнению, льготы при кредитовании предприятий малого бизнеса необходимо предоставлять  коммерческим банкам, а не организациям, в состав которых предприниматели  могут входить. Льготное кредитование малого бизнеса следует предоставлять  в первую очередь банкам с государственным  участием. Кроме того, посредством  льгот можно стимулировать и  определенную специализацию предприятий  малого бизнеса. Например, промышленность, сельское хозяйство и др. производящие отрасли.

По мнению Минэкономразвития, следует разработать федеральный  закон, регулирующий развитие и господдержку малого предпринимательства. В основе концепции должны быть такие направления:

– субъекты малого и среднего предпринимательства принимают участие в выработке государственной политики;

– государство обеспечивает им равный доступ к финансовым ресурсам;

– органы государственной власти и местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

Нам представляется, что  предлагаемые меры окажут только незначительное косвенное воздействие на финансовое состояние предприятий малого бизнеса. Более действенное положительное  влияние на деятельность малого бизнеса, окажет создание региональных фондов гарантий, которые предлагается создать  в соответствии с обязательной программой. Целесообразность создания и эффективность  деятельности фондов гарантий подтверждается опытом других стран.

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса