Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

– частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).

Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства  предполагает субсидирование части  процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов. За период с 2001 по 2006 год предоставлено 200 субвенций и субсидий на общую сумму 22, 94 млн. руб. (39, с.60).

Законодательство подразумевает  также предоставление субсидий региональным бюджетам для создания местных венчурных  фондов, осуществляющих прямые инвестиции в малые инновационные компании. Расчет сделан на то, что подобная мера приведет к увеличению объема частных  инвестиций в малые инновационные  предприятия и росту их доли в  научно – технической сфере.

К сожалению, этим шансом могут  воспользоваться не все. Государственную  поддержку получают только те структуры, которые уже самостоятельно добились успеха и являются финансово устойчивыми.     

Еще одним важным источником финансирования малого бизнеса стали  кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий       привело к существенному росту финансовых возможностей лишь тех заемщиков,        которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. В отраслевом разрезе в процентном соотношении к количеству выданных кредитов статистические данные по Республике Татарстан выглядят следующим образом: сфера торговли-68%, сфера услуг-14%, производство-8%, сельское хозяйство-5%, строительство-2%, общепит-1%, остальные сферы деятельности-2% (рис. 2.1.1.) В числе основных особенностей финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса в настоящее время следует подчеркнуть сильную региональную дифференциацию. В 2007 году более четверти всех кредитов, выданных малому бизнесу, приходилось на Центральный федеральный округ, по 20 процентов – на Южный и Уральский федеральные округа (рис. 2.1.2.).

Рис. 2.1.1. Удельный вес отраслей в общей сумме выданных кредитов

Рис. 2.1.2. Объем выданных кредитов малому бизнесу по регионам России, % в 2007 году

 

Итак, финансовые услуги банков теоретически возможны, но фактически недоступны для большинства субъектов  малого предпринимательства. Особенно это касается производственных и  научно-технических предприятий, а  также предприятий, находящихся  на начальной ступени своей деятельности. По мнению президента Российского Микрофинансового Центра М. Мамуты малые предприятия никогда не будут соответствовать технологическим требованиям банков. Поэтому такие банки как Сбербанк, ВТБ-24, Россельхозбанк удовлетворяют лишь 20% заявок на кредиты. (39, с.5) Дело в том, что большинство предприятий малого бизнеса либо не имеют необходимого залога вообще, либо обладают низколиквидным имуществом, что является главной причиной отказа в выдаче банковского кредита (рис. 2.1.3.). Поэтому предоставлением небольших кредитов занялись организации, которые обобщенно называют микрофинансовыми организациями (МФО).

Рис. 2.1.3. Главные препятствия  на пути кредитования малого бизнеса, по версии банкиров, %

Микрофинансирование – это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг предприятиям малого бизнеса. Учреждения микрофинансирования осуществляют данные услуги, как правило, путем мобилизации сбережений, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов. Сегодня в России работает более 2 тысяч микрофинансовых организаций (далее МФО), что в 2 раза больше количества самих коммерческих банков. По данным Российского микрофинансового центра, на сегодняшний день в России совокупный финансовый портфель МФО составляет около 22 млрд. рублей. С учетом микрокредитов, предоставленных коммерческими банками, объем микрокредитов составляет уже 37 млрд. рублей. Тем не менее, объем черного рынка кредитов по самым скромным оценкам специалистов, может превышать официальный более чем в 4 раза (41, с.5).

Положительным моментом в  работе микрофинансовых организаций является быстрота предоставления необходимых финансовых ресурсов.

С апреля 2006 года Агенство и «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» реализуют Программу среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства. На 1 января 2007 года по этой программе кредиты получили 1531 субъект малого предпринимательства на общую сумму 389,8 миллиона рублей с учетом 139,8 миллиона рублей уже реинвестированных средств. Средневзвешенная процентная ставка по выданным кредитам составила 9,2% годовых. Средний срок кредитования – 1,5 года. По этой программе предусмотрена выдача кредитов от 500 тысяч до 3 миллионов рублей на одного заемщика по срокам кредитования до 3-х лет. Процентные ставки по кредитам от 8 до 13% в зависимости от категории заемщика.

 

Таблица 2.1.2. Реализация республиканских  программ финансовой поддержки субъектов  малого предпринимательства по состоянию  на 01.03.2007 года

Города и районы Республики Татарстан

Программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства

Программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики

Количество выданных кредитов

Сумма выданных кредитов, тыс. руб.

В% к итоговой сумме выданных кредитов

Количество выданных кредитов

Сумма выданных кредитов, тыс. руб.

В% к итоговой сумме выданных кредитов

Всего по РТ

1431

389760,6

100

307

671492

100

г. Азнакаево

11

3220

0,8

2

3750

0,6

г. Альметьевск

61

17340

4,4

10

22670

3,4

г. Бавлы

3

600

0,2

3

7500

1,1

г. Бугульма

45

10862

2,8

13

26895

4,0

г. Буинск

60

16611

4,3

5

10700

1,6

г. Елабука

47

12390

3,2

23

46040

6,9

г. Заинск

24

5810

1,5

7

16130

2,4

г. Зеленодольск

91

25520

6,5

12

21581

3,2

г. Казань

266

73604

18,9

70

174596

26,0

г. Лениногорск

23

6850

1,8

13

30000

4,5

г. Набережные Челны

244

69600

17,9

35

83900

12,5

г. Нижнекамск

91

25075

6,4

19

37200

5,5

г. Нурлат

6

1550

0,4

1

2500

0,4

г. Чистополь

37

10695

2,7

14

29730

4,4

Районы

422

70431

29,5

80

158300

24


К микрофинансовым организациям, привлекающим инвестиции в малый бизнес, можно отнести кредитные потребительские кооперативы граждан и сельскохозяйственные кооперативы, которые по своей природе представляют специализированные организации, аккумулирующие деньги преимущественно для кредитования своих членов, и не нацелены на получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Главным их ориентиром в отличие от банков являются социальные параметры. Поэтому цель кредитного кооператива – не получение прибыли, а оказание финансовой помощи пайщикам. Будучи некоммерческими институтами, они способны ориентировать определенную часть денежных ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе и в малый бизнес. Доля кредитных кооперативов в микрокредитовании составляет 22 млрд. руб.

По мере развития бизнеса  потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более  года (32, с.79).

Несмотря на то, что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными  темпами (в 2003–2007 гг. темпы прироста составляли примерно 59%), банки удовлетворяют  не более 20–30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных  российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10–25%.

2.2 Анализ формирования  инфраструктуры поддержки и развития  инновационного предпринимательства  в Российской Федерации и Республике  Татарстан

Инновационная деятельность государств в настоящее время  является критерием их поступательного  развития и уровня. Степень развития государства все больше определяется не количеством природных ресурсов или объемами производства, а эффективностью национальной инновационной системы  и состоянием научно-исследовательского комплекса.

Российское государство  переходит к построению национальной инновационной системы. В целом  под понятием «национальной инновационной  системы» подразумевается совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научные учреждения, потребители), и  институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих  в процессе производства, распространения  и использования конкурентоспособных  знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей  устойчивого развития экономической  системы. Одним из главных направлений  развития и стимулирования инновационной  деятельности является создание инновационной  инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области  развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач  формирования национальной инновационной  системы. (2, с.3)

Поддержка научной, научно-технической  и инновационной деятельности, ее стимулирование стали в последние  годы одним из важнейших направлений  государственной политики Российской Федерации.

Особую актуальность приобретают  вопросы государственной поддержки  инновационных процессов, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Практика рыночного реформирования отечественной экономики выявила  основные формы активизации инновационной  деятельности и инновационных процессов  в регионах, это:

1. образование концернов,  финансово-промышленных групп;

2. деятельность государственных  общественных образований (в том  числе учебных заведений, университетских  и исследовательских центров  и т.п.);

3. научные парки, технологические  парки, инкубаторы бизнеса, технологические  центры;

4. развитие предпринимательства  в сфере инновационной деятельности  – сети малых предприятий как  формы инициативного предпринимательства  в регионе;

5. формирование региональной  инновационной инфраструктуры как  базы обеспечения инновационной  деятельности и содействия становлению  малого инновационного бизнеса.

Важным элементом инновационной  инфраструктуры являются малые инновационные  фирмы.

В настоящее время российская экономика характеризуется низким уровнем активности предприятий  в области инноваций: удельный вес  организаций, занимающихся инновационной  деятельностью, составляет не более 10% (в промышленности еще меньше – 7,1%). На сегодняшний день также крайне низка инновационная активность малого бизнеса. Однако, инновационному сектору экономики и, прежде всего  малому, присущи высокие темпы  роста (рис. 2.2.2.). Особенно это характерно для стран, лидирующих в областях высоких технологий.

Рис. 2.2.2. Динамика инновационно – активных предприятий в РТ (единиц)

Наиболее передовыми странами Европы по развитию инновационной деятельности являются Франция (доля инноваций в  НИОКР в 2000 г. – 1,9%, 2005 г. – 2,1%, и 3% в 2010 г.) и Германия (2003 г. -2,55% и 2007–2008 гг. – 3%).

Россия в этом плане  не исключение, и при определенных условиях развитие инновационных фирм можно рассматривать как источник будущего экономического роста. (32, с. 81)

Целью формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных  фирм является создание наиболее оптимальных  условий для функционирования на основе обеспечения комплексной  помощи малым предприятия в различных  направлениях: информационном, консультационном, технологическом, финансовом, имущественном.

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса