Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.
– частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).
Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов. За период с 2001 по 2006 год предоставлено 200 субвенций и субсидий на общую сумму 22, 94 млн. руб. (39, с.60).
Законодательство
К сожалению, этим шансом могут воспользоваться не все. Государственную поддержку получают только те структуры, которые уже самостоятельно добились успеха и являются финансово устойчивыми.
Еще одним важным источником финансирования малого бизнеса стали кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий привело к существенному росту финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. В отраслевом разрезе в процентном соотношении к количеству выданных кредитов статистические данные по Республике Татарстан выглядят следующим образом: сфера торговли-68%, сфера услуг-14%, производство-8%, сельское хозяйство-5%, строительство-2%, общепит-1%, остальные сферы деятельности-2% (рис. 2.1.1.) В числе основных особенностей финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса в настоящее время следует подчеркнуть сильную региональную дифференциацию. В 2007 году более четверти всех кредитов, выданных малому бизнесу, приходилось на Центральный федеральный округ, по 20 процентов – на Южный и Уральский федеральные округа (рис. 2.1.2.).
Рис. 2.1.1. Удельный вес отраслей в общей сумме выданных кредитов
Рис. 2.1.2. Объем выданных кредитов малому бизнесу по регионам России, % в 2007 году
Итак, финансовые услуги банков
теоретически возможны, но фактически
недоступны для большинства субъектов
малого предпринимательства. Особенно
это касается производственных и
научно-технических
Рис. 2.1.3. Главные препятствия на пути кредитования малого бизнеса, по версии банкиров, %
Микрофинансирование – это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг предприятиям малого бизнеса. Учреждения микрофинансирования осуществляют данные услуги, как правило, путем мобилизации сбережений, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов. Сегодня в России работает более 2 тысяч микрофинансовых организаций (далее МФО), что в 2 раза больше количества самих коммерческих банков. По данным Российского микрофинансового центра, на сегодняшний день в России совокупный финансовый портфель МФО составляет около 22 млрд. рублей. С учетом микрокредитов, предоставленных коммерческими банками, объем микрокредитов составляет уже 37 млрд. рублей. Тем не менее, объем черного рынка кредитов по самым скромным оценкам специалистов, может превышать официальный более чем в 4 раза (41, с.5).
Положительным моментом в работе микрофинансовых организаций является быстрота предоставления необходимых финансовых ресурсов.
С апреля 2006 года Агенство и «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» реализуют Программу среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства. На 1 января 2007 года по этой программе кредиты получили 1531 субъект малого предпринимательства на общую сумму 389,8 миллиона рублей с учетом 139,8 миллиона рублей уже реинвестированных средств. Средневзвешенная процентная ставка по выданным кредитам составила 9,2% годовых. Средний срок кредитования – 1,5 года. По этой программе предусмотрена выдача кредитов от 500 тысяч до 3 миллионов рублей на одного заемщика по срокам кредитования до 3-х лет. Процентные ставки по кредитам от 8 до 13% в зависимости от категории заемщика.
Таблица 2.1.2. Реализация республиканских программ финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01.03.2007 года
Города и районы Республики Татарстан |
Программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства |
Программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики | ||||
Количество выданных кредитов |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
В% к итоговой сумме выданных кредитов |
Количество выданных кредитов |
Сумма выданных кредитов, тыс. руб. |
В% к итоговой сумме выданных кредитов | |
Всего по РТ |
1431 |
389760,6 |
100 |
307 |
671492 |
100 |
г. Азнакаево |
11 |
3220 |
0,8 |
2 |
3750 |
0,6 |
г. Альметьевск |
61 |
17340 |
4,4 |
10 |
22670 |
3,4 |
г. Бавлы |
3 |
600 |
0,2 |
3 |
7500 |
1,1 |
г. Бугульма |
45 |
10862 |
2,8 |
13 |
26895 |
4,0 |
г. Буинск |
60 |
16611 |
4,3 |
5 |
10700 |
1,6 |
г. Елабука |
47 |
12390 |
3,2 |
23 |
46040 |
6,9 |
г. Заинск |
24 |
5810 |
1,5 |
7 |
16130 |
2,4 |
г. Зеленодольск |
91 |
25520 |
6,5 |
12 |
21581 |
3,2 |
г. Казань |
266 |
73604 |
18,9 |
70 |
174596 |
26,0 |
г. Лениногорск |
23 |
6850 |
1,8 |
13 |
30000 |
4,5 |
г. Набережные Челны |
244 |
69600 |
17,9 |
35 |
83900 |
12,5 |
г. Нижнекамск |
91 |
25075 |
6,4 |
19 |
37200 |
5,5 |
г. Нурлат |
6 |
1550 |
0,4 |
1 |
2500 |
0,4 |
г. Чистополь |
37 |
10695 |
2,7 |
14 |
29730 |
4,4 |
Районы |
422 |
70431 |
29,5 |
80 |
158300 |
24 |
К микрофинансовым организациям, привлекающим инвестиции в малый бизнес, можно отнести кредитные потребительские кооперативы граждан и сельскохозяйственные кооперативы, которые по своей природе представляют специализированные организации, аккумулирующие деньги преимущественно для кредитования своих членов, и не нацелены на получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Главным их ориентиром в отличие от банков являются социальные параметры. Поэтому цель кредитного кооператива – не получение прибыли, а оказание финансовой помощи пайщикам. Будучи некоммерческими институтами, они способны ориентировать определенную часть денежных ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе и в малый бизнес. Доля кредитных кооперативов в микрокредитовании составляет 22 млрд. руб.
По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года (32, с.79).
Несмотря на то, что кредитование
малого бизнеса развивается
2.2 Анализ формирования
инфраструктуры поддержки и
Инновационная деятельность государств в настоящее время является критерием их поступательного развития и уровня. Степень развития государства все больше определяется не количеством природных ресурсов или объемами производства, а эффективностью национальной инновационной системы и состоянием научно-исследовательского комплекса.
Российское государство
переходит к построению национальной
инновационной системы. В целом
под понятием «национальной инновационной
системы» подразумевается совокупность
хозяйствующих субъектов (предприятия,
научные учреждения, потребители), и
институтов (правовых, законодательных,
финансовых, социальных), взаимодействующих
в процессе производства, распространения
и использования
Поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности, ее стимулирование стали в последние годы одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации.
Особую актуальность приобретают
вопросы государственной
Практика рыночного
1. образование концернов, финансово-промышленных групп;
2. деятельность государственных
общественных образований (в
3. научные парки,
4. развитие предпринимательства
в сфере инновационной
5. формирование региональной
инновационной инфраструктуры
Важным элементом
В настоящее время российская
экономика характеризуется
Рис. 2.2.2. Динамика инновационно – активных предприятий в РТ (единиц)
Наиболее передовыми странами Европы по развитию инновационной деятельности являются Франция (доля инноваций в НИОКР в 2000 г. – 1,9%, 2005 г. – 2,1%, и 3% в 2010 г.) и Германия (2003 г. -2,55% и 2007–2008 гг. – 3%).
Россия в этом плане
не исключение, и при определенных
условиях развитие инновационных фирм
можно рассматривать как
Целью формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных фирм является создание наиболее оптимальных условий для функционирования на основе обеспечения комплексной помощи малым предприятия в различных направлениях: информационном, консультационном, технологическом, финансовом, имущественном.