Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.
Доля прибыли малых
предприятий в суммарной
Таблица 2.3.2. Доля прибыли малых предприятий в суммарной прибыли предприятий региона в среднем за 2003–2006 гг., %
Регионы – лидеры |
Регионы – аутсайдеры | ||
Республика Алтай |
89 |
Магаданская обл. |
1 |
Республика Северная Осетия – Алания |
32 |
Архангельская обл. |
1 |
Камчатская обл. |
26 |
Курганская обл. |
1 |
Республика Марий Эл |
25 |
Липецкая обл. |
1 |
Челябинская обл. |
20 |
Республика Саха (Якутия) |
Ничтожно малое значение |
Ростовская обл. |
19 |
Амурская обл. |
то же |
Московская обл. |
17 |
Иркутская обл. |
» |
Нижегородская обл. |
17 |
Калининградская обл. |
» |
Свердловская обл. |
15 |
Республика Хакасия |
» |
Костромская обл. |
15 |
Тамбовская обл. |
» |
Следует отметить, что усредненный показатель за ряд лет лишь относительно корректен, поскольку для его расчета используется не сальдированная прибыль (убыток) за четыре года, а именно средний показатель прибыли за те годы указанного периода, когда она была получена. В годы, когда был получен убыток, прибыль считалась равной нулю. Показатель, превышающий 100%, зафиксированный в отдельные годы в ряде регионов, означает, что крупные и средние предприятия понесли убытки, которые в масштабах региона не были покрыты прибылью малых предприятий. Отрицательный показатель означает, что малые предприятия получили прибыль, которая в тех же масштабах не покрыла убытка крупных и средних предприятий (15, с.59).
Местные органы власти могут
также предъявить ряд требований
к предпринимателям по благоустройству
прилегающих территорий вокруг арендованных
зданий, строительству детских
Так, например, в г. Воскресенске Московской области было одно крупное предприятие по производству хлеба, и оно диктовало свои цены и условия поставки продукции по району, что не устраивало потребителей. Альтернативой ему стали несколько частных маленьких пекарен, которые решили вопросы удовлетворения спроса на продукцию по более низким ценам и увеличения числа рабочих мест, как основного, так и вспомогательного персонала.
Все малые предприятия в регионах ориентированы на местный рынок и поставщиков. Поэтому, развиваясь, одна группа предприятий подтягивает другие. Так, развитие частных транспортных предприятий в малых городах России с численностью населения до 150 тыс. жителей способствовали развитию в них сети магазинов автозапчастей и автомастерских, автомоек с чисткой салонов и многих других. (26, с.55)
В южном регионе России, на Черноморском побережье Краснодарского края, активно развивается малый бизнес в сфере туристического обслуживания, гостиничного хозяйства, общественного питания и развлечения. Происходит увеличение сети частных семейных гостиниц. Появилось такое забытое слово как «пансион», обозначающее небольшую (до 40 человек проживающих) гостиницу с набором таких услуг, как питание, присмотр за детьми, транспорт. Комфортные условия проживания и обслуживания в пансионах составили серьезную конкуренцию крупным гостиницам, где в период наплыва отдыхающих всегда возникают проблемы с местами и качеством питания (8, с. 83).
В сезон отпусков малые предприятия в курортной зоне привлекают дополнительную рабочую силу из числа молодежи, тем самым, решая проблему занятости и увеличения доходов работающих.
Увеличение поступлений
в бюджет за счет малого бизнеса
позволяет местной
Таблица 2.3.3. Поступление налогов и других платежей от субъектов малого бизнеса во все уровни бюджетов в г. Бугульма в 2006–2007 гг.
Наименование показателей |
ед. изм. |
2007 г. |
2006 г. |
Темпы в% 2007г. К 2006 г. |
Поступление налогов и других платежей во все уровни бюджетов |
млн. руб. |
1906 |
1655 |
115 |
В том числе: от субъектов МП |
млн. руб. |
340 |
324 |
105 |
Поступление налогов и других платежей в бюджет города и района |
млн. руб. |
470 |
353 |
133 |
В том числе: от субъектов МП |
млн. руб. |
108 |
81 |
133 |
Удельный вес поступлений налогов, других платежей от субъектов МП в бюджете города и района |
% |
23 |
23 |
100 |
По данным Торгово-промышленной
палаты РФ, в настоящее время
В регионах с достаточно
широким спектром выбора рабочих
мест, с устоявшейся инфраструктурой,
наблюдается тенденция
Социальные действия малого
предприятия, улучшающие жизнь местного
населения или устраняющие
Малый бизнес является питательной
средой, необходимой для развития
инициативы и предприимчивости, без
которых не может быть полноценной
эффективной экономики, развитого
общества. Большинство новых, прогрессивных
идей, связанных с развитием бизнеса,
проявляется и реализуется на
практике малыми предприятиями. В 2006 году
было отгружено инновационной
В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн., 85% из них – частные. На оптовую, розничную торговлю и общественное питание приходится свыше 40% всех малых предприятий, на строительство – 16%, промышленность – 15%, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка – 6%, науку и научное обслуживание – 6%, транспорт и связь – 2%, сельское хозяйство – 1%, на другие отрасли экономики – около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. человек, и эта цифра постоянно меняется.
Диапазон вовлечения трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве, а в Московском регионе эта цифра еще больше – 40%. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране.
Малые предприятия в России в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость – более 83 млн. рублей. Таких показателей, можно добиться в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями. (15, с.65)
Таким образом, можно констатировать, что макросреда малого и среднего бизнеса формируется на уровне Правительства. Однако ее качество является необходимым, но недостаточным условием развития экономики. За фасадом отличных макроэкономических показателей скрывается проблема снижения конкурентоспособности средних и малых компаний, которая может стать болезненно острой после вступления России в ВТО. Решить её могут точные меры микроэкономической политики, нацеленные, прежде всего, на развитие существующих сильных сторон хозяйственного комплекса.
3. Совершенствование
форм и методов поддержки
3.1 Совершенствование
методов государственной
В настоящее время действуют
многочисленные организации, осуществляющие
поддержку малого предпринимательства,
или, если быть точнее, в уставе которых
предусматривается такая
Наилучшая структура поддержки
малого предпринимательства – бизнес-
Особенно важным направлением следует признать внедрение системы активного участия в малом и среднем бизнесе создаваемых венчурных фондов. Должна действовать программа их поддержки через создание венчурных институтов, создание благоприятного климата для их возникновения и деятельности в регионах. Национальная система венчурного капитала должна включать корпорации и фонды венчурного капитала (7, с.82).
Эта система должна оказать содействие в формировании и использовании осиновых финансовых продуктов для малого бизнеса, позволяющих ему канализировать долгосрочные сбережения на цели делового инвестирования при поддержке модели предоставления государственных гарантий.
Значительную долю затрат составляют издержки на решение административных проблем. Все управляющие малыми предприятиями единодушно сходятся во мнении, что существующую систему надо менять, для чего:
– провести инвентаризацию рабочих мест в государственном управлении;
– утвердить положение об обязательном проведении конкурсов на занятие той или иной должности;
– повысить заработную плату за счет уменьшения количества дублирующих или функционально не загруженных должностей;
– повысить ответственность государственных служащих за их действия и/или бездействие;
– обеспечить прозрачность деятельности государственных органов, для чего определить объем доступной для потребителей информации, значительно расширить существующий и т.д.
Все предприятия, независимо от их размеров, тратят ресурсы (финансовые, временные, моральные) на преодоление административных барьеров, но для малых предприятий на единицу выпуска продукции (оказания работ, услуг) они намного выше, что значительно удорожает конечный продукт для покупателя (17, с.203).
Кроме того, создание действенного
механизма государственного заказа
для малых предприятий повысило
бы не только жизнеспособность малого
бизнеса, но и усилило бы конкуренцию,
отсеяло наиболее жизнеспособные предприятия,
повысило бы качество изготавливаемой
продукции и оказываемых услуг,
явилось бы стимулом для поддержания
и совершенствования