Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2.1. Инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса

Тип поддержки

Выполняемые функции

1.

Организационная

поддержка

-организация и функционирование  предприятия;

– организация и управление инновационными проектами;

– исследования инжиниринг;

– разработка и совершенствование  технологий;

– создание и функционирование производств, перенос на них инноваций;

– содействие в реализации продукции;

– внедрение систем управления качеством;

– организация внешнеэкономических  связей.

2.

Ресурсная поддержка

-привлечение на инновационное  предприятие финансовых и материально-технических  ресурсов;

– финансовый анализ и мониторинг субъекта малого предпринимательства;

– рыночная оценка стоимости  бизнеса.

3.

Информационная поддержка

-предоставление информации  о рынках сбыта продукции, конкурентах,  партнёрах, оборудования, основных  фондах, о современных информационных  технологиях процессов, об использовании  глобальных и локальных информационных  сетей;

– предоставление услуг  по подбору кадров и повышению  квалификации персонала;

– оказание помощи предприятиям в развитии международного партнёрства.

4.

Правовая поддержка

-решение проблем юридического, методического обеспечения инновационной  деятельности;

– соблюдение требований налогового таможенного кодекса, разрешительных систем (лицензирование, аккредитация, сертификация);

– защита объектов интеллектуальной собственности.


Эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  возможна лишь в том случае, если заранее продуманы схемы ее создания и механизмы функционирования.

Государственную поддержку  получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых  технологий, о чем свидетельствуют  данные за 2001–2006 годы.

Рис. 2.2.3. Доля инновационной  продукции в валовом региональном продукте по РТ, (в%)

Значения этого важного  параметра различны по предприятиям и колеблются от 1 до 84%. При этом более  высокие темпы увеличения этой доли имеют предприятия нефтехимического комплекса и машиностроения. Представляют интерес данные об эффективности  малого инновационного бизнеса в  Российской Федерации. Так, в организациях численностью от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем  объеме отгруженных товаров составляет 16,3%, притом, что средний показатель для отечественных предприятий  не превышает 12% (25, с.19).

Субъекты малого бизнеса  имеют наиболее квалифицированный  состав работников. Доля специалистов с высшим образованием на малых предприятиях составляет 34,2% от среднесписочной  численности, хотя общероссийский уровень  для производственных предприятий  колеблется в пределах 20,8%.

Малые предприятия лидируют и по объему инновационной продукции  и услуг. Если для субъектов малого бизнеса выработка на одного работника  в сфере производства колеблется в пределах от 72,1 тыс. до 115,1 тыс. руб., а в сфере услуг – от 39,9 тыс. до 49,2 тыс. руб., то для крупных предприятий – 36,9 тыс. – 51,8 тыс. руб. и 0,65 тыс. – 0,94 тыс. руб. соответственно.

Наукоемкость продукции, производимой малыми предприятиями России, в 3 раза выше, чем предприятиями-гигантами. Так, в 2005 г. затраты на внедрение инноваций в расчете на одного работника на малых предприятиях составляли 64,5 тыс. руб./человека, а на предприятиях крупногобизнеса – 17,4 тыс. руб./человека. Как показывают данные таблицы 2.2.3 за годы реформ общее число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось не столь существенно – всего на 21–22%. Более заметные изменения произошли в их структуре.

Таблица 2.2.2. Динамика числа  организаций, выполнявших исследования и разработки (ед.)

Наименование организаций

1995

1998

1999

2000

2002

2003

2004

2005

2006

всего

4059

4019

4555

4089

4099

3906

3797

3656

3566

Научно-исследовательские  организации

2077

2284

2549

2603

2686

2630

2564

2464

2115

Конструкторское бюро

865

548

381

360

318

257

228

194

489

Проектные и проектно-изыскательские организации

495

207

108

97

85

76

68

63

61

Опытные заводы

29

23

27

30

33

34

28

31

30

вузы

446

395

393

387

390

390

393

402

406

Промышленные организации

340

325

240

289

284

255

248

244

231

прочие

303

277

321

323

303

264

268

258

234


Сильнее всего уменьшилось  количество конструкторских бюро, а  также проектных и проектно-изыскательских организаций. Вместе с тем увеличилось  число научно-исследовательских  организаций, причем преимущественно  за счет негосударственных научных  структур.

По итогам 2006 года по сравнению  с 2004 годом при увеличении количества малых инновационных фирм в 3 раза затраты на технологические инновации  возросли в 5 раз (рис. 2.2.2.). Для сравнения: в целом по республике инновационных предприятий увеличилось на 22,4% при сохранении объемов на уровне предыдущего года.

Рис. 2.2.4. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки (1995–2006)

По оценкам российских и зарубежных экспертов, внутренние затраты на НИОКР в России составляют около 1,1–1,2% ВВП (таблица 2.2.3.) против 2,2 в странах ОЭСР, 2,5 – в США и 3%- В Японии. В абсолютных величинах наша страна тратит на НИОКР меньше, чем Испания, Тайвань, Бельгия.

Таблица 2.2.3. Внутренние затраты  на исследования и разработки

 

1995

1998

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Всего, млн. руб.

140,6

12149

25082

76697

135004

169862

196040

230785

% к ВВП

0,74

0,85

0,95

1,05

1,25

1,28

1,16

1,07


 

Рис. 2.2.5. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в% к ВВП (1995–2006)

В результате постоянно снижается число созданных современных технологий. При всей условности оценок, которые применяет Росстат для отделения «передовых» технологий от «непередовых», заметна угрожающая тенденция «затухания» (996 в 1997 году, 821-в 2003 и всего 637 в 2006) технического прогресса и снижения эффективности использования национального инновационного потенциала. Вместе с тем, по официальным данным, внедрением инноваций в стране занимается всего 6,2% общего количества предприятий, а в промышленности не более 10%. Затраты на инновации не превышают 1,5% от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах Евросоюза этот показатель составляет 4,2%.

Рис. 2.2.6. Динамика затрат на технологические инновации (в % к предыдущему году в действующих ценах)

 

В связи с этим актуальной представляется разработка совместной долгосрочной стратегии развития стран  СНГ на базе использования опережающей  инновационной модели для перехода к постиндустриальному обществу на основе согласованного использования  научно-технического потенциала стран  и расширения кооперационных связей.

В России такой интерес  появился в связи с принятием  в октябре 2006 года Федеральной целевой  программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России на 2007–2012 годы». В рамках этой программы предусматривается разработка долгосрочного прогноза научно-технологического развития до 2025 года.

В соответствии с Программой социально-экономического развития республики до 2010 года, принятой Законом Республики Татарстан в декабре прошлого года, магистральный путь развития республики – инновационная экономика. (4, с.3)

В этой программе поставлена задача увеличения доли инновационной  продукции в ВРП темпами не менее 2% ежегодно. Если в 2006 году значение этого параметра составляло 15%, то в 1 полугодии 2007 доля инновационной  продукции составила в целом  по экономике более 17%.

Таким образом, при реализации единой политики в рамках инновационного центра – технопарка, реально создается  единая взаимодействующая связь, в  которую включены наука, промышленность и бизнес.

2.3 Оценка эффективности  малого и среднего бизнеса  в решении социальных задач  регионов России

Условие существования любого предприятия на рынке – это, прежде всего, знания местной специфики. Россия в этом случае представляет собой  территорию, где сложились свои исторические, природные и климатические особенности, с предпочтениями потребителей, традиционной спецификой. Крупные предприятия в большинстве своем или сократили производство или обанкротились, что создало социальную напряженность. Вопросы занятости, увеличение доходов работающих, налоговые отчисления во все виды бюджетов, повышение уровня жизни населения помогает решать малый бизнес.

Сферы деятельности традиционного  малого бизнеса, даже с учетом местных  условий, практически одинаковы  для всех регионов России: мелкосерийное  и индивидуальное производство, розничная  торговля, организация общественного  питания, гостиничное хозяйство, строительство, транспорт, здравоохранение и т.д. Сложившееся положение отраслей предпринимательства в составе  производительных сил регионов, на наш взгляд, весьма закономерно и  отражает сложности, связанные с  развитием малого бизнеса в регионе  и стране.

Структура валового национального  продукта и роль каждой из отраслей в процессах развития региона, позволяет  сделать вывод, что доля отраслей экономики, в которых основными  являются предприятия среднего и  малого бизнеса, формируют его значительную часть (рис. 2.3.1.)

Рис. 2.3.1. Отраслевая структура  малого предпринимательства в России по состоянию на 1 января 2007 года

 

Оценивая тенденции и  перспективы развития субъектов  РФ, становится очевидным, что все  они совершенно разноплановые по ряду принципиальных позиций. Все регионы  отличаются друг от друга различным  объемом валового регионального  продукта, собственных доходов и  уровнем финансовой поддержки из федерального бюджета, структурой налогооблагаемой базы, структурой малого бизнеса (15, с.60). Структура валового национального  продукта и роль каждой из отраслей в процессах развития региона, позволяют  сделать вывод, что доля отраслей экономики, в которых основными  являются предприятия среднего и  малого бизнеса, формируют его значительную часть (рис. 2.3.2.). Как уже говорилось ранее, развитие предпринимательской  среды определяется совокупностью  факторов и условий, которые прямо или косвенно влияют на успех деятельности предприятий.

Этому способствуют и взаимоотношения  с органами власти, которые заинтересованы в открытии предприятий малого бизнеса  с точки зрения налоговых поступлений  в местный бюджет и снятия частичной  социальной напряженности на местах.

Рис. 2.3.2. Структура валового регионального продукта в 2007 году, %

 

Таблица 2.3.1. Основные показатели деятельности малых предприятий  по регионам РФ на 01.01.2007 г.

 

РФ

Центральный

Северо-западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей, ед.

На 01.01.2004г.

На 01.01.2007 г.

66,8

71,6

88,2

90,6

113,2

127,3

46,9

52,4

51,7

55,2

49,7

52,3

53,4

56,8

60,0

69,6

Доля занятых на МП, в  общей численности занятых в  экономике, %

11,8

15,5

16,3

9,4

10,2

8,9

8,5

9,3

Доля продукции (работ, услуг) МП в ВРП, %

15,3

18,0

19,7

15,1

15,6

7,7

11,8

15,9

Производство продукции (работ, услуг) МП на душу населения, тыс. руб.

15,6

22,2

21,4

9,8

12,3

16,4

10,2

16,7

Отношение производительности труда на МП к средней по региону, %

130,2

116,9

120,8

218,6

152,4

85,9

140,0

170,9

Отношение производительности труда на МП к средней по РФ, %

100,0

89,8

92,8

167,9

117,1

66,0

107,5

131,3

Инвестиции в основной капитал МП на душу населения, руб.

697,3

608,7

808,0

782,1

752,8

727,4

654,5

448,7

Доля МП в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

2,8

2,5

2,4

5,8

4,0

1,5

3,8

1,2

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса