Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.
Таблица 2.2.1. Инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса
№ |
Тип поддержки |
Выполняемые функции |
1. |
Организационная поддержка |
-организация и – организация и управление инновационными проектами; – исследования инжиниринг; – разработка и совершенствование технологий; – создание и функционирование производств, перенос на них инноваций; – содействие в реализации продукции; – внедрение систем управления качеством; – организация |
2. |
Ресурсная поддержка |
-привлечение на инновационное
предприятие финансовых и – финансовый анализ и мониторинг субъекта малого предпринимательства; – рыночная оценка стоимости бизнеса. |
3. |
Информационная поддержка |
-предоставление информации
о рынках сбыта продукции, – предоставление услуг по подбору кадров и повышению квалификации персонала; – оказание помощи предприятиям в развитии международного партнёрства. |
4. |
Правовая поддержка |
-решение проблем юридического,
методического обеспечения – соблюдение требований налогового таможенного кодекса, разрешительных систем (лицензирование, аккредитация, сертификация); – защита объектов интеллектуальной собственности. |
Эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства возможна лишь в том случае, если заранее продуманы схемы ее создания и механизмы функционирования.
Государственную поддержку
получают именно те направления развития,
которые связаны с
Рис. 2.2.3. Доля инновационной
продукции в валовом
Значения этого важного
параметра различны по предприятиям
и колеблются от 1 до 84%. При этом более
высокие темпы увеличения этой доли
имеют предприятия
Субъекты малого бизнеса имеют наиболее квалифицированный состав работников. Доля специалистов с высшим образованием на малых предприятиях составляет 34,2% от среднесписочной численности, хотя общероссийский уровень для производственных предприятий колеблется в пределах 20,8%.
Малые предприятия лидируют и по объему инновационной продукции и услуг. Если для субъектов малого бизнеса выработка на одного работника в сфере производства колеблется в пределах от 72,1 тыс. до 115,1 тыс. руб., а в сфере услуг – от 39,9 тыс. до 49,2 тыс. руб., то для крупных предприятий – 36,9 тыс. – 51,8 тыс. руб. и 0,65 тыс. – 0,94 тыс. руб. соответственно.
Наукоемкость продукции, производимой малыми предприятиями России, в 3 раза выше, чем предприятиями-гигантами. Так, в 2005 г. затраты на внедрение инноваций в расчете на одного работника на малых предприятиях составляли 64,5 тыс. руб./человека, а на предприятиях крупногобизнеса – 17,4 тыс. руб./человека. Как показывают данные таблицы 2.2.3 за годы реформ общее число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось не столь существенно – всего на 21–22%. Более заметные изменения произошли в их структуре.
Таблица 2.2.2. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки (ед.)
Наименование организаций |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
всего |
4059 |
4019 |
4555 |
4089 |
4099 |
3906 |
3797 |
3656 |
3566 |
Научно-исследовательские организации |
2077 |
2284 |
2549 |
2603 |
2686 |
2630 |
2564 |
2464 |
2115 |
Конструкторское бюро |
865 |
548 |
381 |
360 |
318 |
257 |
228 |
194 |
489 |
Проектные и проектно-изыскательские организации |
495 |
207 |
108 |
97 |
85 |
76 |
68 |
63 |
61 |
Опытные заводы |
29 |
23 |
27 |
30 |
33 |
34 |
28 |
31 |
30 |
вузы |
446 |
395 |
393 |
387 |
390 |
390 |
393 |
402 |
406 |
Промышленные организации |
340 |
325 |
240 |
289 |
284 |
255 |
248 |
244 |
231 |
прочие |
303 |
277 |
321 |
323 |
303 |
264 |
268 |
258 |
234 |
Сильнее всего уменьшилось
количество конструкторских бюро, а
также проектных и проектно-
По итогам 2006 года по сравнению с 2004 годом при увеличении количества малых инновационных фирм в 3 раза затраты на технологические инновации возросли в 5 раз (рис. 2.2.2.). Для сравнения: в целом по республике инновационных предприятий увеличилось на 22,4% при сохранении объемов на уровне предыдущего года.
Рис. 2.2.4. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки (1995–2006)
По оценкам российских и зарубежных экспертов, внутренние затраты на НИОКР в России составляют около 1,1–1,2% ВВП (таблица 2.2.3.) против 2,2 в странах ОЭСР, 2,5 – в США и 3%- В Японии. В абсолютных величинах наша страна тратит на НИОКР меньше, чем Испания, Тайвань, Бельгия.
Таблица 2.2.3. Внутренние затраты на исследования и разработки
1995 |
1998 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Всего, млн. руб. |
140,6 |
12149 |
25082 |
76697 |
135004 |
169862 |
196040 |
230785 |
% к ВВП |
0,74 |
0,85 |
0,95 |
1,05 |
1,25 |
1,28 |
1,16 |
1,07 |
Рис. 2.2.5. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в% к ВВП (1995–2006)
В результате постоянно снижается число созданных современных технологий. При всей условности оценок, которые применяет Росстат для отделения «передовых» технологий от «непередовых», заметна угрожающая тенденция «затухания» (996 в 1997 году, 821-в 2003 и всего 637 в 2006) технического прогресса и снижения эффективности использования национального инновационного потенциала. Вместе с тем, по официальным данным, внедрением инноваций в стране занимается всего 6,2% общего количества предприятий, а в промышленности не более 10%. Затраты на инновации не превышают 1,5% от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах Евросоюза этот показатель составляет 4,2%.
Рис. 2.2.6. Динамика затрат на технологические инновации (в % к предыдущему году в действующих ценах)
В связи с этим актуальной представляется разработка совместной долгосрочной стратегии развития стран СНГ на базе использования опережающей инновационной модели для перехода к постиндустриальному обществу на основе согласованного использования научно-технического потенциала стран и расширения кооперационных связей.
В России такой интерес
появился в связи с принятием
в октябре 2006 года Федеральной целевой
программы «Исследования и
В соответствии с Программой социально-экономического развития республики до 2010 года, принятой Законом Республики Татарстан в декабре прошлого года, магистральный путь развития республики – инновационная экономика. (4, с.3)
В этой программе поставлена задача увеличения доли инновационной продукции в ВРП темпами не менее 2% ежегодно. Если в 2006 году значение этого параметра составляло 15%, то в 1 полугодии 2007 доля инновационной продукции составила в целом по экономике более 17%.
Таким образом, при реализации единой политики в рамках инновационного центра – технопарка, реально создается единая взаимодействующая связь, в которую включены наука, промышленность и бизнес.
2.3 Оценка эффективности малого и среднего бизнеса в решении социальных задач регионов России
Условие существования любого
предприятия на рынке – это, прежде
всего, знания местной специфики. Россия
в этом случае представляет собой
территорию, где сложились свои исторические,
природные и климатические
Сферы деятельности традиционного малого бизнеса, даже с учетом местных условий, практически одинаковы для всех регионов России: мелкосерийное и индивидуальное производство, розничная торговля, организация общественного питания, гостиничное хозяйство, строительство, транспорт, здравоохранение и т.д. Сложившееся положение отраслей предпринимательства в составе производительных сил регионов, на наш взгляд, весьма закономерно и отражает сложности, связанные с развитием малого бизнеса в регионе и стране.
Структура валового национального продукта и роль каждой из отраслей в процессах развития региона, позволяет сделать вывод, что доля отраслей экономики, в которых основными являются предприятия среднего и малого бизнеса, формируют его значительную часть (рис. 2.3.1.)
Рис. 2.3.1. Отраслевая структура малого предпринимательства в России по состоянию на 1 января 2007 года
Оценивая тенденции и перспективы развития субъектов РФ, становится очевидным, что все они совершенно разноплановые по ряду принципиальных позиций. Все регионы отличаются друг от друга различным объемом валового регионального продукта, собственных доходов и уровнем финансовой поддержки из федерального бюджета, структурой налогооблагаемой базы, структурой малого бизнеса (15, с.60). Структура валового национального продукта и роль каждой из отраслей в процессах развития региона, позволяют сделать вывод, что доля отраслей экономики, в которых основными являются предприятия среднего и малого бизнеса, формируют его значительную часть (рис. 2.3.2.). Как уже говорилось ранее, развитие предпринимательской среды определяется совокупностью факторов и условий, которые прямо или косвенно влияют на успех деятельности предприятий.
Этому способствуют и взаимоотношения с органами власти, которые заинтересованы в открытии предприятий малого бизнеса с точки зрения налоговых поступлений в местный бюджет и снятия частичной социальной напряженности на местах.
Рис. 2.3.2. Структура валового регионального продукта в 2007 году, %
Таблица 2.3.1. Основные показатели деятельности малых предприятий по регионам РФ на 01.01.2007 г.
РФ |
Центральный |
Северо-западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный | |
Количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей, ед. | ||||||||
На 01.01.2004г. На 01.01.2007 г. |
66,8 71,6 |
88,2 90,6 |
113,2 127,3 |
46,9 52,4 |
51,7 55,2 |
49,7 52,3 |
53,4 56,8 |
60,0 69,6 |
Доля занятых на МП, в общей численности занятых в экономике, % |
11,8 |
15,5 |
16,3 |
9,4 |
10,2 |
8,9 |
8,5 |
9,3 |
Доля продукции (работ, услуг) МП в ВРП, % |
15,3 |
18,0 |
19,7 |
15,1 |
15,6 |
7,7 |
11,8 |
15,9 |
Производство продукции (работ, услуг) МП на душу населения, тыс. руб. |
15,6 |
22,2 |
21,4 |
9,8 |
12,3 |
16,4 |
10,2 |
16,7 |
Отношение производительности труда на МП к средней по региону, % |
130,2 |
116,9 |
120,8 |
218,6 |
152,4 |
85,9 |
140,0 |
170,9 |
Отношение производительности труда на МП к средней по РФ, % |
100,0 |
89,8 |
92,8 |
167,9 |
117,1 |
66,0 |
107,5 |
131,3 |
Инвестиции в основной капитал МП на душу населения, руб. |
697,3 |
608,7 |
808,0 |
782,1 |
752,8 |
727,4 |
654,5 |
448,7 |
Доля МП в общем объеме инвестиций в основной капитал, % |
2,8 |
2,5 |
2,4 |
5,8 |
4,0 |
1,5 |
3,8 |
1,2 |