Приоритеты малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;
– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 208.06 Кб (Скачать файл)

– отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

– необходимость контроля над соблюдением принципов свободной  конкуренции и ограничения монополистической  деятельности на товарных и финансовых рынках.

Сглаживание негативных тенденций  и дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности предполагает формирование единой системы государственного регулирования  предпринимательской деятельности.

Сейчас готово около десяти подобных законопроектов, и эта работа будет продолжаться. Законопроекты, касающиеся вопросов налогообложения, требуют согласования, что достаточно проблемно – такое согласование идет очень долго и с большими трудностями, например, в части вопросов пороговых величин для перехода на упрощенную систему налогообложения. Но вопросов, требующих решения, по-прежнему остается масса, поэтому до принятия конкретизирующих законов, Закон № 209 с 2008 года будет реально работать не в «полную силу». При поддержке  органов власти на местах начнут работать его нормы об активах, используемых для поддержки малого предпринимательства (20, с. 52).

Развитие малого предпринимательства  должно быть обозначено как пятый  национальный проект, ему должно уделяться  огромное внимание со стороны государства  – это серьезная социально-экономическая  задача. Принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» – важный шаг на пути ее решения.

В настоящее время система  государственного регулирования и  поддержки предпринимательской  деятельности в Российской Федерации  находится на стадии становления  и требует качественно нового отношения к себе. Необходимость  совершенствования условий ведения  предпринимательской деятельности очевидна, что, в свою очередь, предполагает реформирование всей государственной  политики в области предпринимательства.

Целью реформы государственного регулирования предпринимательской  деятельности является существенное снижение как степени зависимости от административного  регулирования предпринимательской  деятельности, так и сокращение финансовых и временных затрат, понесенных предприятиями  на получение лицензий, согласований, числе затрат, связанных с оказанием  контролирующими органами платных  услуг.

Достижение должного уровня экономического роста и благосостоянию населения возможны только путем  глубокого реформирования и оптимизации  существующей системы государственного регулирования. Конечной целью данной реформы является разработка и принятие государственной политики в сфере  регулирования предпринимательской  деятельности, составными частями которой  должны стать:

1. Внедрение новых регулирующих  норм и правил в ту или  иную сферу предпринимательской  деятельности.

2. Внедрение конкретных  механизмов государственного регулирования,  базирующихся на анализе возможных  затрат, которые могут понести  экономические агенты, обязательное  согласование данных по обоснованиям, а также текстов нормативных  документов с Правительством  РФ и соответствующими министерствами.

3. Применение действенной  системы контроля каждого решения  в данной сфере на предмет реального достижения декларируемой цели влияния на предпринимательскую деятельность.

4. Процедурные требования  к публичности нормотворческой  деятельности, внедрение практики  обязательных публичных дебатов  перед принятием нормативных  актов (37, с. 123).

По нашему мнению, развитие государственного регулирования предпринимательской  деятельности должно идти с соблюдением  следующих требований:

1) меры реализации государственной  политики должны носить комплексный,  системный, последовательный, логически  выстроенный обоснованный характер; они должны охватывать все  субъекты предпринимательской деятельности, независимо от размера предприятия  и вида деятельности;

2) необходимо усилить  меры участия предпринимательских  объединений, экспертных и независимых  исследовательских организаций  в процессе принятия решений  по вопросам государственного  регулирования и поддержки предпринимательской  деятельности;

3) необходимо строго регламентировать  меры контроля над предпринимательской  деятельностью со стороны государства,  которые должны быть ограничены  периодичностью, и носить только  предварительный и последующий  характер. Текущий контроль, по нашему  мнению, должен быть ограничен  лишь периодическим предоставлением  финансовой, бухгалтерской и налоговой  отчетности;

4) необходимо ограничить  степень вмешательства государства  непосредственно в процесс осуществления  предпринимательской деятельности, обеспечить равные возможности  ведения бизнеса, устранить административные  препятствия на пути развития  предпринимательской деятельности;

5) необходимость постоянного  мониторинга, экспертизы и контроля принимаемых и проводимых мер, своевременное обновление и совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, минимизация числа подзаконных актов, инструкций, разъяснений.

Данные принципы могут  быть реализованы с помощью следующего механизма развития государственного регулирования предпринимательской  деятельности (рис. 1.3.1.).

Успешная реализация государственной  политики в отношении развития предпринимательства  в большей степени зависит  от организации взаимодействия между органами власти и субъектами хозяйственной деятельности (20, с. 51).

Экономический эффект от внедрения  данного механизма может быть оценен как положительными, так и  отрицательными последствиями. На наш  взгляд, поэтапная реализация механизма  совершенствования государственного регулирования позволит уменьшить  издержки предпринимателей на организацию  и ведение своей деятельности и сократить количество неэффективных  решений со стороны государства.

Следует определить тот оптимальный  уровень государственного регулирования  по каждому из указанных направлений, который обеспечивал бы рост показателей  экономики страны, с одной стороны, и упростил бы процедуры, связанные  с ведением предпринимательской  деятельности, снизив тем самым издержки ведения предпринимательской деятельности, с другой стороны.

Исследование политики государственного регулирования предпринимательской  деятельности позволяет сделать  главный вывод: государство должно проводить в отношении предпринимательства  целенаправленную политику, направленную на снижение своих контролирующих функций. В то же время, необходимо усилить  роль государства в формировании благоприятной предпринимательской  среды.

Целью мер государственного регулирования предпринимательств должно стать упрощение формальных правил ведения предпринимательской  деятельности, улучшение состояния  внешней предпринимательской среды. Крупное предпринимательство стоит  регулировать, а малое и среднее  – преимущественно поддерживать.

Следует четко обозначить степень допустимости вмешательства  государства в деятельность предпринимателей, завершить процесс формирования нормативно-правовой базы и системы  регулирования предпринимательства  в целом.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

 

2. Анализ государственной  политики в реализации основных  направлений развития малого  и среднего бизнеса 

 

2.1 Анализ финансово-кредитных  факторов активизации малого  бизнеса в РФ

Важнейшим фактором успешности хозяйственной деятельности является создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и, прежде всего, системы  привлечения материальных и финансовых ресурсов.

В последнее время в  России, несмотря на достигнутую экономическую  стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики  переживает известную стагнацию, а  число вновь зарегистрированных малых фирм, примерно соответствует  количеству уходящих с рынка.         

Одной из основных причин в  сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для  развития малого бизнеса. Причем выход  из этого положения каждое предприятие  вынуждено искать по-своему. Исследование Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) показало, что  наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых  предприятий являются внутренние ресурсы  и лишь четверть из них пользуется внешними источниками. Первое место  среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий (67%). На втором месте (21%) оказался другой внутренний резерв – личные средства учредителей; на третьем – частный кредит,          которым воспользовались 17,9% малых предприятий. Другие источники финансирования-15%. Так, недостаток средств, для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. (22, с.127) Основные источники финансирования в настоящее время представлены в таблице 2.1.1.

Исследование ТПП РФ и  анализ ситуации в малом бизнесе, показали, что необходимые средства можно получить за счет ресурсов различных  инвесторов и кредиторов. В частности, такую возможность предоставляют  государственные программы поддержки  малого предпринимательства, банковские и частные кредиты, лизинг, микрофинансирование и кредитная кооперация (Приложение 2).

Таблица 2.1.1. Основные источники  финансирования малого бизнеса (в% от числа опрошенных)

Источники финансирования

Для пополнения оборотных  средств

Для инвестиций в развитие фирмы

Доходы от деятельности предприятия

92

84

Личные средства учредителей

24

33

Кредиты финансовых учреждений, банков

24

21

Заемные средства у родственников  и друзей

33

17

Финансовая поддержка  местных властей и фондов предпринимательства

8

11

Имущество физических и юридических  лиц

9

9

Ссуды других организаций  и предприятий

9

5

Гранты

2

3

Займы кредитных кооперативов и союзов

1

1


Как видно из таблицы, в  настоящее время государственная  политика в области поддержки  малого бизнеса направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. По итогам 2007 года объемы выданных кредитов для малого бизнеса (до 2 млн. руб.) достигли порядка 30 млрд. руб., что примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель 2006 года. Однако, по мнению Ассоциации российских банков, это всего лишь на 15% удовлетворяет существующий в России спрос на данный финансовый продукт. Общая потребность малого бизнеса в финансовых ресурсах в настоящее время, по оценке МЭРТ РФ, составляет 240 млрд. руб. (26, с.120)

Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, используются по следующим  направлениям:

– формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса – бизнес – инкубаторов;

– стимулирование деятельности предприятий, производящих товары и  услуги, предназначенные для экспорта;

– развитие системы кредитования малого бизнеса;

– поддержка инновационных  малых предприятий.

Поддержка малого бизнеса  с помощью бизнес-инкубаторов подразумевает создание самостоятельных юридических лиц, которым по результатам конкурса бизнес-проектов предоставляют аренду государственного имущества по льготным ставкам. Бизнес-инкубатор также дает возможность получения льготного консультационного сопровождения предпринимательского проекта, а также бухгалтерского, правового, финансового сопровождения. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе три года, после чего он обязан освободить место для своих новых коллег. В 2005–2006 гг. Республика Татарстан признана победителем в федеральном конкурсе по созданию бизнес – инкубаторов. В 2006 году были введены три бизнес – инкубатора. Готовится к открытию бизнес-инкубатор в г. Набережные Челны. Кроме того, на участие в федеральном конкурсе готовится проект создания бизнес – инкубатора в г. Чистополе (16, с. 12).

Значительную помощь со стороны  государства получают предприятия  малого бизнеса, производящие товары, работы, услуги, предназначенные для  экспорта. Предприниматели, занятые  в этой сфере производства, а также  крестьянские (фермерские) хозяйства  могут рассчитывать на:

– субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

– компенсацию (50% от суммы) затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований российского законодательства или законодательства страны экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, являющихся необходимыми для экспорта продукции;

Информация о работе Приоритеты малого и среднего бизнеса