Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка

Описание работы

1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )

Файлы: 1 файл

философия экзамен.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Функции означают: то, что  в рамках философии создаются  всеобщие теоретические концепции, Философия — есть наука о всеобщем;то, что Философия является теоретическим  базисом для всех остальных наук; то, что в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы); в рамках философии создаются этические теории, т.е. Философия является и этикой; Философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.

Как теоретическая дисциплина,  философия имеет ряд разделов:

Онтология (ontos-бытие,   logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

Гносеология (gnosis-знание,   logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы  природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания,  выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя  следующие главы и отделы:

психология познавания, логика знания – наука об общезначимых средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, Критика познания, Аксиология  – учение о ценностях.

В структуре философского знания  выделяют так же: социальную философию – изучение социального устройства общества,  человека в нём,философскую антропологию – учение о человеке.

философию культуры, философию  права, философия истории, история  философии.

Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

Этика – философская наука, объектом  изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

 классификация внутри философского знания: методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)

Систематизация данных научного познания.Оценивающий отдел  философии (область вопросов связанных  с фактами  оценки  деятельности человека).

Современные  философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку  для философии  нет запретных тем. 

Роль философии - она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения,  решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.Рассматривая роль философии в обществе,  сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное,  звучание. Отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.Второй момент - философские проблемы рассматриваются в философии как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни и что поиск путей и средств их решения следует вести в реальной жизни.Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

33. Познание определяется как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире. Можно выделить следующие виды познания: обыденное, научное, социальное, философское, художественное. Все эти виды познавательной деятельности взаимосвязаны.

 Под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, либо общество в целом. Объектом познания является, какой – либо познавательный предмет, либо весь окружающий мир.

Существует две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным познанием, человек, получает информацию с помощью органов чувств.Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.Познание – процесс отражения мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и первых наук – математики, физики, биологии, социально-политических учений, начался прогресс в человеческом познании.Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теория познания или гносеология (от древнегреческого слова гносис – познание).

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств. Поэтому чувственное познание (эмпиризм) – самая простая и исходная форма познания.

 По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.е. на базе ощущений.

Следующей более сложной  формой чувственного познания является представление – воссоздание образа предмета в памяти.Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается относительно предмета и его признаков.Умозаключение – это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений .Из понятий, суждений и умозаключений рождаются гипотезы и научные теории.

34. Рациональное познание протекает в двух основных формах: рассудка и разума. Рассудочное познание оперирует понятиями, но не вникает в их природу и содержание. Рассудок действует в пределах заданной схемы, шаблона. Рассудочная деятельность не имеет собственной цели, а исполняет заранее заданную цель. Разумное познание предполагает оперирование понятиями и исследование их собственной природы. В отличие от рассудка разумная деятельность целенаправлена.  Мышление должно быть и рассудочным, и разумным. Рациональность здесь выступает как определеннная культурная ценность, реализуемая в определённых нормах человеческого поведения Наибольшее распространение получило представление о рациональности, которое сводит ее к научности. Именно процесс научного познания, опирающегося на доказательность и подтверждаемость результатов познания, оказывается соответствующим стандартам рациональности. Иррационализмом в широком смысле принято называть те ф. учения, которые ограничивают или отрицают роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию,  воображение, чувства и т. д. Иррациональное - это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению. Зарождается представление об особой способности интеллектуальной деятельности, получившей название интеллектуальной интуиции. Благодаря интеллектуальной интуиции, мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главная задача эмпирического уровня описание предметов и явлений, а основная форма – научный факт.

 На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений.

 Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

 Наблюдение представляет собой изучение отдельных предметов и явлений. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание.

 Особое место среди методов научного познания занимает эксперимент. Эксперимент – это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определённых условиях.

 Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира.

Научное познание. Определенные знания о мире и человеке дают и миф, и искусство, и религия.

 Наука – это систематизированное познание действительности, опирающееся на наблюдение и изучение фактов и стремящееся установить закономерности исследуемых вещей и явлений.

 Целью науки является получение истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная теория.Такие теории формируют научную картину мира, которая играет важную роль в мировоззрении людей. Но чтобы построить теории, ученые опираются на опыт, эксперимент.  Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.

35. Истина есть процесс адекватного ( правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

 В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна.

Абсолютная  истина – это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Абсолютная истина – это некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят «вечные» или «окончательные» истины, истины факта (даты рождения, смерти и т.п.).

 Понятие «относительная истина» служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени. Разница между абсолютной и относительной истиной – лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле – неразрывные аспекты истины объективной.

 Трактовка истины: действительность – объективная реальность из явлений и сущностей; познание, его результат – истина и объект познания понимаются как неразрывно связанные с практикой, истина воспроизводима на практике; истина не только статичное, но и динамичное образование, процесс.

 Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный – фиксация в ней бытия, духовного; при этом истина обретает собственное бытие;аксиологический – нравственно - этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека;праксеологический – истина связана с практикой.

 Важно обратить внимание на конкретность истины.

 Критерий истины – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения. Критерии делятся на внешние и внутренние.

 В качестве внешних критериев выделяют практику, полезность.

 Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина. Не являются критерием истинности знания и благоприятные или полезные последствия его применения (прагматизм)

 У когеренции как критерия истины, конечно, есть рациональное зерно: мир – единое целое; знание об отдельной вещи или единичном явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом.Но главным, решающим критерием истины является практика, т. е. материальная предметно - чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального.И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Кроме того, практика может быть искаженной. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.

 Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях. 1) критерий логики: по свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.

  36. Классификация в зависимости от ответа на вопрос что первично мире? Первая часть основного вопроса философии. Что первично в мире материя или сознание? В зависимости ответа на этот вопрос все философские направления можно подразделить делить на материализм и идеализм.

Материализм – мировоззренческая позиция, которая основу мира видит в материальной субстанции.

Материальная субстанция – природа, материальное производство, физиологические потребности человека.Материализм  бывает двух видов: диалектический и метафизический.

Идеализм – мировоззренческая позиция, которая основу мира видит в идеальной субстанции.

Идеальная субстанция –  идея, дух, разум, Бог, Абсолютная идея, идеалы.

Идеализм также двух видов: субъективный, основу мира составляет индивидуальное, Внутреннее Я человека.Объективный – в основе мира лежит объективная идея, Абсолют, Бог.

Вторая часть основного  вопроса философии. Классификация  строится в зависимости от того, как отвечает мыслитель на вопрос познаваем ли мир? Если субстанции есть, то познаваемы ли они?

1)Агностицизм. Если мир принципиально непознаваем, то получили агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Последователи агностицизма – агностики. Мир очень сложен и как следствие не познаваем.Есть объекты, которые принципиально непознаваемы.Кант. Вещь-в-себе.

2)Скептицизм. Скептицизм – отрицает возможность достоверного знания.

Мир познаваем, но человеческому  познанию он недоступен. Познавательные способности ограничены: эмоции, логика, корыстные интересы – мешают познанию. Сознание ограничено, а мир бесконечно сложен. Скептики опираются на релятивизм(относительный)Познание релятивно и, следовательно, не достоверно.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

37. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

 Представляя мир интеллектуально, первые философы осознали всеобщую изменчивость существующего. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.

В философской мысли  Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. "нельзя дважды вступить в ту же самую реку".  Гегель писал: "Нет ни одного положения Гераклита,которого бы я не принял в свою "Логику".

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"