Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка

Описание работы

1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )

Файлы: 1 файл

философия экзамен.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

В философии человека ХIХ века можно выделить несколько  особенностей:

1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

2) формирование целостного  взгляда на общественную жизнь,  на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология) сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным), лишенным опытных оснований и практической ценности.

54.Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов, необходимость есть выражение закономерного,  обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей.

Помимо объективной  природной необходимости человека побуждают действовать так, а  не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения".

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Смысл жизни – «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах

стремиться человеческая душа. Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем: 1. Стремление к смыслу – ценность для выживания.Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая его. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся.

 2.Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких об¬стоятельствах. Смысл всегда может быть найден. Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни но может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой.

 3.Смысл нельзя дать, его нужно найти. Смысл – не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого.  Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, которым мы «схватываем» внезапно.Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

 4.Смысл может быть найден, но не может быть создан.Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек.  смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.

5.Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым

люди отличаются от животных. ценности располагаются на трех уровнях: Первый  – ценности  дающие возможность  осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти представление о Боге.Второй – ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, история.  Третий уровень – ценности личной жизни, здоровье и долгая жизнь, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь.  все виды ценностей –  смыслов – тесно связаны  составляют единый сплав.

55.Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.Первой  ценностью является сам человек  Понятие ценности человека - универсальное и его нельзя сводить к "полезности" человека для общества. 
Вторым  являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека.  люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей,  нет и верхнего предела насыщения вещами, а их количество все умножается. 
Духовные ценности -  духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия,  не обесценивается, возрастает.  исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни.   моральные ценности-вопрос о соотношении добра и зла,  любви и ненависти, смысле жизни. Гедонизм - наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм- добровольное отречение от наслаждений и желаний. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу.  
Эстетические - в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека , а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. 
России действует закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" -"право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

56. В России в XIX в. под обществом понимали всякое собрание людей, товарищески связанных какими-либо условиями. "Гражданское общество" - это граждане одного государства, одной местности. Разновидностями "гражданского общества" были "дворянское" и "купеческое общество". Под "крестьянским обществом" разумели "мир", собрание всех домохозяев, кому на "миру" дано право голоса. Говорили об обществе врачей, ученых. Существовало "высшее общество" - сливки дворянского сословия. Наряду с "благородным" было и "низкое", "дурное" общество. Затем возникли понятия, о акционерные, финансовые. Философское понятие общества как совокупной деятельности 'людей, направленной на производство, поддержание их жизни.  Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь от животных. Под воздействием нужды они развили руки, ум, научились делать орудия труда, строить и шить. Аристотель| называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину - как развитую семью. В философии Нового времени, у Гоббса, два общества: естественное и гражданское. В естественном шла борьба всех против всех по формуле "человек человеку волк", а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.

      Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.

      Философское понятие общества включает в себя два главных признака:

      1. есть обособившаяся часть природы,

      2. общество будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание

      Только люди способны производить орудия труда. Непосредственное производство жизни у животных заключается лишь в продолжении рода.Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом ;и энергией с окружающей средой,изменяет свое состояние, развивается во времени. Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты. В философской науке имеются как естественные, так и телеологические интерпретации развития общества. В первом развитие общества как естественно-исторический процесс. Во втором - как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом) заранее заданной цели. Прежде всего общество - система иерархическая, многоуровневая. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой, по справедливому замечанию Канта, целое господствует над частным.Если какое-либо  общество теряет свою целостность , то оно обречено на разрушение и исчезновение. 

Наиболее разработанной моделью  общества и общей теорией его  развития является исторический материализм, или материалистическое понимание  истории. Интерес представляет созданная  в середине XX в. Т. Парсонсом  структурно-функциональная теория общества.Общепринятым является выделение в обществе следующих подсистем: экономической, социальной, политической, духовной.

57.  История общества отличается от истории природы тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама.  Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Законы общественного развития, по словам Г.В. Плеханова,  мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы - без посредства материи. Законы истории  создаются самими людьми, но люди потом уже подчиняются их власти. общественный закон выступает не просто как тенденция (которая и сама может оказаться случайной), а как ведущая, основная тенденция.Вопрос о роли объективных и субъективных факторов в историческом процессе. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Деятельность людей  уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли.К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-технических реалий: орудия и средства труда, различные предметы,определенные традиции, сложившаяся система общественных отношений, формы власти и  определенный уровень развития производства и общественных отношений. Содержание субъективного фактора раскрывает механизм воздействий людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния политических, социальных, идеологических отношений на экономический строй общества. С наибольшей силой влияние субъективного фактора выражается в той роли, которую играют великие личности в истории. Долгое время считалось, что личности творят историю. Заслугой исторического материализма в лице К. Маркса и Г.В. Плеханова было развернутое обоснование того, что возможность влиять на историю у великих личностей наступает только в случае обнаружения ими объективных закономерностей. Другими условиями является неопределенная ситуация, когда воздействие небольшого количества лиц или одного лица могут изменить ход истории.

 Важной проблемой является вопрос о степени соотношения сознательного и стихийного  в истории. В своей повседневной жизни люди действуют, как правило, сознательно, преследуя определенные цели и так или иначе предвидя последствия своих действий. Однако можно ли на основании этого сказать, что  истории совокупность их деятельности всегда ведет к сознаваемым ими самими результатам? Нет, общий результат может быть таким, о котором никто и не помышлял: дело делается сознательно, но далеко не все результаты его совпадают с предвидимыми. Для стихийности исторического развития характерно то, что люди не сознают объективно складывающихся общественных последствий своей деятельности. Непременной чертой стихийной деятельности является то, что, даже осуществляясь на сознательном уровне, она преследует ближайшие цели, ближайший интерес либо при достижении цели недостаточно учитывает средства их достижения, наличные условия и тенденции общественного развития. Сознательная деятельность в истории строится на соответствии индивидуальных целей участвующих в ней людей общим целям всех членов социальной группы или общества. А это возможно только на основе познания общественных законов, взаимосогласования целей деятельности и средств ее с этими законами.

58. цивилизацией называют переломный этап всемирной истории,  который сменяет эпоху первобытного варварства; его началом служит так называемая «неолитическая революция» III–IV тыс. до н.э., когда люди впервые перешли от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство) к производящему (выращивание  растений, животноводство, металлические орудия; ); а  завершением — появление государства с его аппаратом управления, городов  архитектурой, письменности. под цивилизацией понимают максимальные  достижения человечества в организации экономики и быта  
; сегодняшним образцом цивилизованности в этом смысле могут служить страны Западного мира, у которых самые производительные технологии, политическая демократия, комфортный быт 
  отдельные страны и народы располагаются по вертикальной шкале прогресса, среди них есть передовые, а есть отсталые; одни люди — цивилизованные, а другие — варвары, дикари по своему нраву, образу жизни. этим же словом именуют важнейшие ступени культурно исторического прогресса человечества глобальные  цивилизации:· природная, миллионы лет основанная на  готовых продуктов природы;· аграрная, несколько тысячелетий ориентированная  на земледелие;· индустриальная, которая около двух последних столетий базируется  промышленном производстве, всемирном рынке торговли; 
· постиндустриальное общество «информационно- компьютерный век», телематический мир. 
· в настоящее время на Земле сочетаются и чередуются анклавы и симбиозы всех названных типов общественного устройства. словом «цивилизация» называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода; в качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя (Южная Америка), шумеров (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире;  западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.

культура – это система ценностей, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.  подходы к определению культуры можно разбить на две группы: культура как мир накопленных ценностей , как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее  разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"