Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка

Описание работы

1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )

Файлы: 1 файл

философия экзамен.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

вторая традиционная линия трактовки культуры – историко-этнографическая. Археологические открытия, достижения этнографии социально-деятельностный подход- Труды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало пониманию культуры как результата социально-значимой деятельности;психоанализ- З. Фрейд выделил категорию бессознательного как ключ к пониманию целой системы сил, определяющих структуру личности, корни человеческого поведения Ф. Ницше формирует основы образно-мифологической трактовки культуры. «Русский символизм» считал, что мир культуры есть мир символов, (Д.С. Мережковский). экзистенциональному -Бердяев обратил внимание на личностный характер культуры. Вне человека, обладающего правом на духовную свободу и независимость от общества, культуры нет.  Семиотический подход -Р. Барта. рассматривает всю культуру как текст.  деятельностный подход (Э. Маркарян) определял культуру как специфически человеческий способ деятельности. Личностный подход к определению культуры доминирует в работах Л.Н. Когана, В., Э.В. Соколова. Культура как воплощение сущностных сил человека, культура как способ социально-исторического бытия личности.  Ценностный подход, определение культуры как системы духовных ценностей прослеживается в работах Н. Чавчавадзе, Л.Н. Столовича.М.М. Бахтин говорит о культуре как о диалоге.Он выделяет три сферы культуры: наука , живая событийная реальность (сфера поступка, морали) и эстетическая деятельность (искусство ). 

Цивилизационная концепция общественного развития- представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина . А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть живой и  индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они по аналогии законов истории общества и биологической эволюции.В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории.  Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

59.Техника есть совокупность артефактов (искусственно сделанных объектов), создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. Совокупность операций по целесообразному использованию техники называется технологией. На этапе ручного труда техника имела в основном инструментальное значение, она продолжала и расширяла естественные возможности органов человека, увеличивая его физическую мощь. На этапе промышленного производства техника становится самостоятельной силой, а сам человек - придатком машины, дополняет ее возможности. На этапе компьютеризации человек выступает организатором, творцом и контролером техники и технологии, на первый план выходят не физические, а интеллектуальные возможности че- 
ловека, реализуемые посредством техники. Создание все более сложных и мощных технических средств, далеко не всегда безопасных для человека и человечества, обусловило возникновение особого вида этики - техноэтики, которая формулирует повышенные требования к нравственным качествам инженеров и техников,их долгу и ответственности перед обществом.


60.Сама идея будущего интересовала человека на протяжении всей истории его существования . Научное осмысление будущего и возникновение перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный характер технического прогресса в области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей.Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание.

Взаимодействие  цивилизаций и сценарий будущего

 В конце века западный мир одержал несколько исторических побед и уверенно продвигается к новым рубежам - ему удалось достичь небывалой прежде социальной гармонии и экономического благополучия, началось и политическое объединение Старого Света. Западные страны,  захватили контроль над мировыми природными ресурсами, а их интеллектуальный и промышленный потенциал растет быстро, как никогда.  За последние полвека Восток стал гораздо больше похож на Запад, чем когда-либо прежде в мировой истории. Это касается, в первую очередь, экономической структуры восточных обществ. Человечество интегрируется.

Оптимистические сценарии будущего предполагают, что эта интеграция будет продолжаться и завершится полной конвергенцией ( приближаюсь, схожусь), т.е. слиянием цивилизаций в одно органическое целое; пессимистические предсказывают, что процесс интеграции человечества прервет какая-либо техногенная катастрофа или что конкуренция цивилизаций со временем возобладает над общностью интересов человечества.



Информация о работе Шпаргалка по "Философия"