Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка

Описание работы

1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )

Файлы: 1 файл

философия экзамен.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

22. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе.Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности. Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Цель этого метода - прояснение существенной природы истин, которые являются источниками человеческого знания. А в двухтомных «Логических исследованиях» Гуссерль «… наметил принципиальную установку на очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, что носят метафизический характер. Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным - вот принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. (Здесь очевидно влияние на Гуссерля Р.Декарта) Новая философия с ее особым, обещающим достижение более глубоких знаний методом, согласно Э. Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации.

23. Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Важнейшим условием жизни  человека — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в  жизненно важном, судьбоносном, когда  решения избежать нельзя (вопросы  жизни и смерти, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка  различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы.По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством.

Вместе с проблемой  свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что  он совершает, за самого себя.Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно  или неосознанно направлена к  трансцеденции — к полному  раскрепощению энергии и пониманию  некого высшего абсолюта.

Человек приближается к  транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:

• эротику, секс;

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

• свободу;

• смерть — конечность бытия.

24. Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю,обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее он вглядывается в природу, тем более осознает ее глубокое отличие от себя и ее равнодушие к своим заботам. Подобно Сартру, Камю истолковывает этот факт как «изначальную враждебность мира».Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом. Иллюзии на спасение в боге бессмысленны,как и бессмысленны ужасы «страшного суда». Нельзя верить и в разум как божественный, так и в человеческий, поскольку разум предполагает логичность мыслей и действий, а в жизни все протекает бессмысленно и нерационально. Абсурд и есть реальность. Осознание бессмысленности своего существования, превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю избирает первый путь. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. А обрести свободу можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны. Именно свобода, выражающаяся в бунте, придает смысл человеческой жизни.( «Миф о Сизифе»)

Хайдеггер Сущее, существующее должно иметь понятие, которое бы его отражало, и такое понятие есть, это понятие "сущее".

Бытие как таковое  не является сущим. Начала бытия есть начала бытия; начала сущего есть начала сущего и не нужно путать различные  начала.

Хайдеггер принципиально  не согласен с подменой терминов. Бытие "есть Оно само... Бытие - это не бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее... Бытие - это ближайшее. Однако ближайшее остается для человека самым далеким", поскольку человек держится прежде всего за сущее, радуется больше всего сущему, не может жить без сущего. И, к сожалению, может обходиться без бытия.

Учением о сущем и  о его началах занимается онтология, как учение о сущности сущего. Но метафизика смешала воедино сущее  как таковое и божественное сущее. Сущее потаенно, божественное сущее- непотаенно. Непотаенное сущее и есть бытие. Непотаенное сущее, или бытие, не может быть названо традиционным именем - "онтология", а должно носить имя "фундаментальная онтология".

Понятие "фундаментальная  онтология" указывает на то, что здесь предметом мысли становится не сущее и не истина сущего, а бытие и истина бытия.

Чтобы вернуться к  проблеме бытия, нужно осмыслить  человека, наделенного этим бытием, поскольку бытие - есть бытие думающего  о нем человека. Для фиксирования такого человеческого бытия Хайдеггер в "Бытии и времени" предлагает термин "Dasein" - "Вот-бытие", т.е. бытие, которое открыто человеку: "Вот". Другими словами, "Вот"- открытость, означает характер связи человека и мира как предпосылку бытия; место же, в котором стоит человек и куда ему является эта открытость бытия ("Вот"), именуется Хайдеггером как "присутствие",- место, куда стекаются смысложизненные цели человека.

( понимаются как смысл  человеческого бытия). В рассуждениях  о человеке, и речи не может  быть о физическом пространстве. Человеку присуще собственное  пространство - это экзистенциальное - жизненное - пространство. "Вот"  не просто означает, но специфицирует место человека в экзистенциальном жизненном пространстве. Вторая часть термина "Вот-бытие" означает, что бытие человека - это не просто жизненное пространство, но культурно-историческое пространство, культурно-историческое время.

25. Структурализм - (от лат. - structure - строение, порядок) направление и интеллектуальное движение в философско-гуманитарном познании 1950-70-е гг. XX ст., базирующееся на выявлении структуры - устойчивых многоуровневых самовоспроизводящихся связей и свойств объекта, системы. В античности понятие структуры было синонимом понятия «форма». В XIX веке, когда возникли предпосылки синтеза философских и конкретно-научных знаний, понятие «структура» приобрело общенаучный статус. Современная философия понимает структуру как совокупность устойчивых внутренних связей объекта как целого и тождественного самому себе, а учение структурализма объясняет мир с помощью понятия «структура».

К методам структурного анализа относят: структурно-функциональный анализ, гештальтпсихологию, лингво-семиотический анализ, методы аналогии и социологии. Различают:

 - русскую формальную школу;

 - Пражский лингвистический кружок;

 - Копенгагенскую и Иельскую школы.

Отличительные черты  структурализма:безличная логика; порядок; целостность; слаженный ансамбль; органическое единство.

Структурная лингвистика  требует отказа от сбора фактов и  призывает к построению теорий, характерен переход от сбора фактов к синхронной обработке фактов в «инвариантное» - относительно устойчивое целое, предпочитает анализ и критику языка анализу и критике сознания.

Постструктурализм - это общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, этике гедонизма (вседозволенности желаний и наслаждений). Это философия изнанки структуры, когда тело и власть становятся объектами первостепенного интереса и значат больше, чем язык и объект. Структуралистские методики покинули социальную сферу и нашли выражение в философии, социологии, истории, искусствоведении. Постструктурализм, отрицая социальность, акцентируется на  самодостаточности события, дух противоречия царит над каждой субстанцией: вводится  концепции, подходы, эмоции и аффекты, случайность, машинные механизмы.  Общее в постструктурализме - это эмоция сомнения, критика субъекта. Постструктурализм  снимает систему противопоставлений, абсолютизирует различия , «тексты»,  «стили письма»  характеризуется  цитатностью Постструктурализм - это яркая реакция на лишенное жизненного смысла традиционное философствование.

Постмодернизм как относительно новый этап философии постструктурализма начинается в работах французских мыслителей Ж. Дерриды и Ж. Делёза.

Постмодернизм в философии  декларируется как «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность  достоверности и объективности..., а такие понятия как «справедливость» и «правота» утрачивают свое значение...». К факторам возникновения философии постмодернизма относят:

 1) исчерпанность управленческого потенциала государства;

 2) антигуманность процессов технологической коммуникации;

 3) активное включение в социальный процесс новых социальных групп (феминисты, экологи). Представители посмодернизма: Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Бодрийар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, К. Кристева, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти, в логике признает существование более чем одной истины.

26. Идеи Просвещения активно проникали в Россию с 40-х годов ,XVIII века. Носителями прогрессивных идей выступали дворяне и формирующаяся разночинная интеллигенция.

Русские просветители были убеждены в том, что процветание страны зависит от состояния науки, торговли, ремесла и промышленности.

Просветители отстаивали освобождение общества от церковной зависимости как важнейшее условие развития, самостоятельности и независимости научных исследований.

Решение основных вопросов развития большинство просветителей связывали с развитием просвещения.

Особенности русского Просвещения: своеобразие русского просветительства состояло в том, что носителями демократического мировоззрения в основном были представители высшего привилегированного сословия - дворяне.Устойчивый интерес к жизни крестьян, критика крепостнических порядков, вера в то, что отмена крепостного права принесла бы всеобщее благополучие.

Интерес к российской истории, чувство гражданственности  и патриотизма, любовь к Отечеству, пробуждение национального самосознания.

Мысль: В общественное сознание внедрялась идея верховенства государства. На государе лежит забота о благе отечества и народа, и он обязан дать правильные законы, создать систему управления и добиваться их точного исполнения, чтобы обеспечить процветание страны. Достижение «общего блага» возможно только через служение государственному интересу,  служба является долгом гражданина.

Горячая вера в силу разума, рационализм: народное благосостояние связывалось с распространением просвещения и научных знаний. Жесткая регламентация общественной и частной жизни. За невыполнение законов и указов строжайшие наказания (штрафы, конфискация имущества, ссылка на каторгу, лишение жизни)

Феофан Прокопович (1681-1736). Выступал в поддержку реформ, подготовил церковную реформу.

27. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. Страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"