Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная  с простого пространственного перемещения  предметов и заканчивая человеческим мышлением.

Движение есть атрибут материи, т.е. неотъемлемое свойство любого материального  объекта. Не существует материи без  движения, равно как и наоборот: нет движения без материи.

Движение как философская категория  обозначает свойство изменения, которыми обладает любое сущее. По Аристотелю "всякое движение есть некоторое  изменение". Выделяют разные формы движения, исходя из качественной спицифики  сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпритация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхождение от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая.

 

5. Пространственно-временная организация бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического и социального пространства-времени

Понятие «пространство» обознач. св-тво вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указыв. на св-во вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего. Вместе с тем в фил-ии и науке часто используют понятия перцептуачьного (психическое восприятие чел-м реальных пространств. и временных св-в) и концептуального (теоретич. Представл. о них) пространства и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

•размерность - способность вещей  и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и  зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той  или иной системе координат). В  макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.

•изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени  чаще всего считают:

•необратимость (одномерность) - способность  процессов развертываться лишь в  одном направлении: от настоящего к  будщему (так называемая «стрела времени»).

Современное естествознание в принципе допускает существование в микромире  даже 10- и 11-мерных структур и обратимых  во времени процессов.

В истории философии сложились  две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция рассматривает  пространство и время как особые  самостоятельные сущности. Пространство  предстает в ней как абсолютная  пустота, вместилище вещей и  явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов - и сегодня: например, французский философ Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время - как смену событий, разворачивающихся в этой среде.

2) Реляционная концепция понимает  пространство и время как систему  отношений, которые не обладают  самостоятельным су- шествованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

В результате формируются неклассические представления о пространстве и  времени, в частности:

-пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);

-пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуум пространство-время;

-свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют две  концепции: динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);

статическую (отрицается «течение»  времени, т. е. нет разницы между  временными событиями).

Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной  организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления о пространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем.

Сформировались следующие основные понятия: пространство химической реакции, химические часы, свидетельствующие  о взаимодействии химических веществ  и регулярном изменении их свойств;

биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии» (аминокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо). Биосфера является таким биопространством;

биотоп (греч. topos - место) - участок среды обитания биоценоза, характерен для пространства надорганизменных структур; экологическая ниша, которую занимает каждый вид; биологическое время - внутреннее время живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов.

Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить:

социальное пространство - социально  организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия  людей. Основные характеристики социально-исторического  пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность - с другой;

социальное время понимается как  исторический процесс, допускающий  параллельное развитие культурных и  цивилизацион ных процессов, их ветвление и т. д.

Формы существования материи: пространство и время.

Пространство- это категория, которая отражает сосуществование и отделенность вещей друг то друга и порядок их расположения.

Время-  это категория, которая выражает длительность существования и порядок следования.

Концепции понимания пространства и времени:

  1. Субстанциальная.

Всеобщие объективные свойства материи, которые не зависят от других ее свойств (скорости движения).Пространство 3-мерно, время одномерно. Пространство обладает симметрией, время нет. Пространство изотропно, время - необратимо.

  1. Релятивистская.

Пространство и время не являются независимыми, они определяются свойствами движущейся материи (специальная теория относительности) и способами их фиксации (Общая теория относительности).

Различают:

- реальное пространство и время;

- концептуальное пространство  и время (в понятиях, теориях);

- перцептуальное пространство и время (как субъективно воспринимает человек).

 

6. Многозначность  понятия природы. Природа как  среда обитания человека. Взаимодействие  природы и общества на разных этапах исторического процесса

В предельно широком смысле понятие  «природа» обозначает весь мир в  целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие  природы совпадает в своем  содержании с такими научными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего  сущего, включая и самого человека. Природа - вся совокупность естеств. условий существования чел-а и человечества. Чел., человеческое общество и культура одновременно противостоят природе, и включены в нее. Природа м/восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому более низкое, чем культура. Другая позиция - природа понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и чел-а.

 Естеств. среда обитания чел-а охватывает геосеферу (географич. среда - земная природа, часть географич. оболочки, освоенной чел-ом, кот. включена в обществ-ое производство и является необходимым условием существования общества; геологическая среда - разведанная и освоенная часть земной коры, вкл. горные породы, минералы, руды и др. полезные ископаемые, пригодные к использ. в производств. процессах и необходимые для существования соврем. производства и обеспечения жизнедеятельности общества) и биосферу (область активной жизни, охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы; в ней живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимод. друг с другом). Освоение косм. пространства, развитие космич. технологий позволили включить в число объектов среды обитания людей опред. часть Солнечной системы. На заре истории интересы людей были направлены в осн. на естеств. источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т.д.). Но по мере развития производительных сил возрастает интерес к таким прир. богатствам, как минералы, уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т.д. В целом же хар-р взаимод. чел-а и естеств. среды обитания определялся не только прир. составляющей, но и ур-нем развития производства, орудий и средств труда, интеллектом чел-а. Важнейший итог периода, связанного с интенсивным развитием производства, - создание искусств. среды обитания - "второй природы" (это не только предметы, вещи, созданные чел-ом и не существовавшие до него, но и растения, животные, получ. искусств. отбором, селекцией и генной инженерией). Искусств. среда не тождественна своей матер. основе. Для обеспеч. существования и деятельности чел-а необходима опред. система обществ. отношений, как важный элемент искусств. среды.

Способом взаимодействия человека и природы является труд (процесс, совершающийся между человеком и природой - К. Маркс).В результате этого человек занял универсальное место в природе, создав себе искусственную реальность.К ранее существовавшим в природе основным круговоротам вещества и энергии - геологическому и биологическому - присоединяется все более мощный третий основной круговорот, который вызван производственной деятельностью людей -антропогенный, или техногенный круговорот.

Взаимодействие  природы и общества на разных этапах исторического процесса

Существует 3 основных модели отношения к природе.

-Мифологическая; наблюдается приоритет природы по отношению к человеку.

- Научно-технологическая; Господство человека над природой;

-Диалогическая; декларируется единство человеческого и общества и природы.

Мифологическая  модель имела специфику на древнем Востоке и в Древней Греции. В др. Китае - природа это целостный мир, в котором все развивается по единым законам. Поэтому она совершенна и гармонична. Все сущее имеет естественную природу. Поэтому человек не вмешивается в естественный ход вещей.

В др. Индии одним из главных  принципов является:

1) Единство человека со  всем живым (непричинения зла живого).

2) Множество существующих  миров.

3) Отсюда совершенствование  .....

Др. Китай 

          - представление о едином пути (дао), по которому следует весь мир;

          - признание гармонии и совершенства  природы;

          - отказ от ее преобразований.

Античность:

        - физическая  модель природы;

        - была  разработана рационально-идеалистическая  модель природы, где космос  воспринимается как совершенный  и вечный;

        - признание  единства микрокосмоса и макрокосмоса.

Христианство:

        - природа  - творение Бога, совершенное и  прекрасное;

        - природа будучи сотворена не является эталоном для человека; его задача возвысится над ней;

        - природа  это своего рода книга, которую  предстоит прочесть, а ключом  к ее пониманию является священное  писание

~Научно  техническая модель~

Возрождение:

        - культ  природы, тела и чувственности;

        - признание  ценности человека;

        - идеал  человека творца, который преобразует  и подчиняет себе природу.

Новое время:

           понимание природы как огромного  механизма;

            - природа принципиально отличается  от человеческого мира, потому  что не способна к самообновлению;

            - капиталистическое хозяйствование  невозможно без активной человеческой  деятельности; отсюда понимание  природы как мира объекта;

            - природа закрыта, конечна и  линейна;

            - опозиция науки со стороны философии в понимании природы; в философии мир и человек едины;

~Диалогическая  модель понимания природы~

- отрицания простых ценностей  в контркультуре;

- формирование новой научной  картины мира;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"