Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

Когда же мы рассматриваем  социальную природу человека или  говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от антропологических  особенностей его, от изучения его телесной организации и некоторых элементарных психических процессов и свойств (например, простейших инстинктов) в  их сугубо естественнонаучной специфике. Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного  смысла химических реакций, протекающих  в функционирующем живом организме,—  это задача специальных наук. При  рассмотрении личности человека имеют  в виду такие ее свойства, которые  могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. И телесная организация чеовека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические особенности человека. Телесная ор­ганизация человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека.

Каким же образом  в человеке объединяются его биологическое  и социальное начала?

Человек появился на Земле в результате длительной эволюции, приведшей к изменению  собственно животной морфологии, появлению  прямохождения, освобождению верхних конечностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие головного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определенном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, трудовой деятельностью, общением и формирующейся духовностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек как биосоциальное единство. Человек и рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону челоека, включает в себя и его социальную сущность. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человееское существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Каждый человек  обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и  начать рисовать. Но не это сделает  его настоящим живописцем. Точно  так же и с сознанием, которое  не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления  формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения  языком, миром культуры.

Телесность: понятие тела в философии подчеркивает прирожденные основы человека, его особенности как биологического вида. Тело человека представляет собой продукт социокультурной эволюции. Оно одновременно выступает как элемент природы и как собственно человеческое тело, рассматриваемое не только с точки зрения его биологическох особенностей, но и через призму таких, искючительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач, страдание и тп.

Понятие духа связанно не столько с описанием индивидуальности, сколько всеобщего о человеке. Царство духа- это царство высших ценностей, сфера человеческой культуры с ее нормами, идеалами, смыслами. В отличие от понятия души понятие духа включает  относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний, акцентирует объективную значимость его содержания, разумность, социальность, общезначимость.

  1. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Феномен субъективности. Свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Осмысление феномена смерти и бессмертия.

Одной из главных проблем, сохраняющих актуальность во все  времена, является проблема смысла жизни человека. В любой исторической эпохе и конкретном типе общества существуют только им присущие доминанты в определения этого вопроса. Выбор цели жизни носит индивидуальный характер, при этом жизненный путь человека определяется жизненной позицией, стратегией и непосредственно смыслом жизни. Есть несколько подходов к трактовке смысла жизни:

-натурализаторский- смысл жизни- стремление к счастью (эвдемонизм), наслаждению (гедонизм) или пользе (утилитаризм).

-религиозно-персоналистический-  смысл жизни связан с потусторонним бытием, а его земное назначение- служение высшим ценностям и духовныи мдеалам.

-социологизаторский- обозначает приоритеты общественного в жизнедеятельности человека, измеряя смысл жизни мерой взаимодействия человека с обществом.

Экзистенционализм, акцентирующий своеобразие и уникальность каждой отдельной личности, направляет на определение смысла его существования в каждой конуретной ситуации выбора- самого себя или мира в целом

Статус смерти. Сам факт наличия смерти как бы дискредитирует все попытки абсолютизировать жизнь. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Спектр многообразных человеческих стремлений в каждом отдельном случае заканчивается обинаково: можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или других, в конечном итоге смерть уравнивает всех. Чел — это единственное существо, «знающее о смерти». Отдавая ей дань уважения в ритуальной практике, человечество едва ли способно на действительную абсолютизацию смерти. Напротив, классической философии свойственна абсолютизация жизни (смерть — переход к иному состоянию жизни). В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь и сейчас», смерти нет, т. к. пока мы есть, то ее нет, а когда она есть, то нет уже нас (Эпикур), а бессмертие возможно как продолжение себя в детях. Религиозный персонализм отталкивается от идеи бессмертия души.

В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический  уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает  религия, как приближение к жизни  вечной, а как координату, которая  помогает определить ценность жизни. Смерть открывает нам ценность жизни.

В европейской философии  Нового проблема бессмертия не считалась научной, а вопрос о смерти терял свою остроту. Преодоление смерти марксизм находил в социальном бессмертии – это продолжение дел и мыслей индивида потомками; фактически это растворение индивида в жизни рода, символическое бессмертие результатов человеческого творчества. В наше время высказываются предположения, что решению проблемы личного бессмертия могут способствовать достижения методов генной инженерии и средств реанимации. Формируется новая наука о бессмертии – иммортология.

 

Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы:

-Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн законом функционирования которого является судьба

-Свобода воли (способность  выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении

-Свобода как познанная  необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека  как cogito, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона

-Экзистенциальная свобода  как свобода выбора (своего Я  и своего мира), предполагающая  одновременно отрицание расхожих  истин («свобода от») и проектирование  собственной позиции («свобода  для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор.

Уникальность каждой отдельной  личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Реализуя себя как свободные личности, однако, мы в действительности очень многого  не выбираем, предоставляя право решать за нас обстоятельствам и окружению.

Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.

 

 

 

 

  1. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и ценности массовой культуры. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.

 

Антропологический кризис в  современной техногенной цивилизации.

Тема так называемого  антропологического кризиса стала  в философии ХХ века темой фундаментальной. Возникновение философской антропологии обязано М. Шелеру, Х. Плеснеру. Человек  поставлен в качестве самостоятельного предмета философского анализа.

Уже Сократ тесно увязал вопрос об объективности истины с  антропологической проблемой, а  также с проблемами этики. Далеко не случайно, что в философии Нового времени - времени начала складывания  современной научной картины  мира - картезианский переворот в  философии и науке нашёл решение  проблемы человека как проблемы онтологической в самоочевидности и несомненности  когитальной субъективности. Именно Кант поставил во главу угла великий вопрос - “Что есть человек?” Этим он по сути возвестил начало конца классического мира и классической философии, что было обусловлено не только внутрифилософскими интенциями, Кант верно уловил то, что в своём историческом движении человечество вступает в эпоху дегуманизации. Х1Х век - век дегуманизации философии.

 

Если взглянуть на то, как философия современности  оценивает саму современность, то можно  заметить преобладание пафоса тревоги, негативизма,  растерянности или  воинствующего нигилизма. Антропологический  кризис, кризис легитимностей, ситуация Освенцима, исчерпанность энергий, восстание масс, кризис самоидентичности, технизация мышления, экзистенциальный вакуум - вот лишь те немногие характеристики, данные современному европейскому человечеству.

Агрессия - проявление антропологического кризиса. События последнего времени - погромы на рынках, массовые беспорядки - позволяют говорить о серьезном  социальном явлении и требуют  его серьезного объяснения. Ибо во всей череде кризисов оказался незамеченным главный кризис - антропологический, связанный со злокачественной мутацией самого человеческого типа. Причиной этого кризиса послужил "модернизационный шок", порожденный процессом распада традиционной патриархальной культуры, освободившим деструктивные и антисоциальные импульсы.

Человек как родовое существо не рождается биологически, а формируется  в процессе культурогенеза.

Для объяснения всплеска агрессивности  молодежи наиболее подходит концепция  природы человеческой агрессии, предложенная Фроммом. Исследователь не связывает проявления человеческой агрессивности только с раскрепощением "инстинктов", полагая, что объяснение их истоков "следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого".

В подобных условиях социальное недовольство молодых, вызванное феноменами наследственной бедности, бесперспективности, отсутствием равных стартовых условий  и др., принимает форму войны  против общества и опирается на "альтернативные ценности".

Кризисные явления в происходящем заключаются, прежде всего, в том, что  с человеком начали совершаться  какие-то резкие изменения. Человек  перестал быть прежним, казалось бы, вполне знакомым предметом, неизменным в своей  основе – и вместо этого стал предметом каких-то активных перемен, интенсивной антропологической  динамики.

При более пристальном  рассмотрении горизонта антропологического кризиса можно придти к выводу, что глубинный, порождающий его план – это, в первую очередь, сам человек! – как он представлен себе в своем собственном сознании, а вовсе не обстоятельства его жизни. Иными словами - в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывается именно кризис европейской модели человека. Эта модель сегодня расщепилась на множество самых разных, но уже фантомальных моделей. Так появился фрейдистский человек, скиннеровский – крысо-подобный человек, репертуарно-ролевой человек, человек потребляющий, человек играющий, и несть числа таким человекам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность сознания и его функции. Основные подходы к пониманию сознания. Феномен бессознательного.

Сознание- форма отражения объективной действительности в психике. Сознание является особой формой бытия и имеет моровоззренческий статус.

Сознание многопланово изучается  различными науками. В философии сознание определяется как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, Сознание – это идеальная реальность. В социологии Сознание – отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных групп. В психологии Сознание – высшая форма организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности. Сознание можно рассматривать в аксеологическом аспекте – понимается как избирательное отношение к принятым в обществе ценностям. В гносиологии Сознание – совокупность знаний об окружающем и собственном духовном мире. В деятельностном аспекте Сознание – способность человека принимать решения, действовать. В культурологическом аспекте сознание производно от норм и установок определенной культуры, его содержание – продукт культуры (язык, знаки). С. в античности = душа, С. в духовной традиции = сосуд, С. в классической традиции = разум, мышление, С. в материалистической традиции = высшая форма развития, способность к отражению действительности. В классическом психоанализе С. – высший уровень психики человека, который взаимодействует с двумя другими (бессознательное, сверхсознательное). Сознание выступает в качестве цензора, не пропускающего бессознательное влечение. “Цензура” осуществляется на основе усвоенных индивидом норм и предписаний культуры (“сверх Я”). Сознание противоречиво, так как находится под действием биологических влечений и социальных норм. Психика содержит механизмы компенсации или реализации бессознательных влечений: - замещение, - сближение (перевод энергии бессознательных влечений). Сознание играет подчиненную роль в психической жизни индивида и в культурной жизни общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"