Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

Политическая сфера в  первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование  политических отношений, или отношений  власти. В современных демократических обществах государственные органы включают в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае нарушения ими законов.

 Основная задача государства  как целостной политической системы  состоит в сохранении социальной  стабильности, обеспечении эффективного  и гармоничного развития основных  сфер общественной жизни. Выполнение  этой задачи предполагает:

- сохранение стабильного  политического режима; - сохранение  суверенитета страны, защиту от  внешних политических угроз; - развитие  законодательной базы и контроль  исполнения законов; - обеспечение  необходимыми средствами социальной  и культурной сфер; - готовность  к ликвидации последствий природных  катаклизмов;

духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Духовная сфера включает систему воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного  развития индивидов, органы печати, памятники  культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни ? это культура, наука, воспитание и образование, религия.

 

 

  1. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

Социальная структура  – строение общества как целостной  системы, состоящей из элементов  и связей между ними. Социальная структура – исторически сложившаяся  устойчивая система связей и отношений  между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами, социальными общностями людей, классами, социальными группами. Основными  элементами социальной структуры общества являются: -классы; -страты; -сословия ( основанные не только на экономическом, разделении, но и на традициях);-люди города и деревни; - представители умственного и физического труда; - социально-демографические группы( мужчины, женщины, старики, молодежь) –национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: - классовый, согласно которому все общество делится на классы (распространен в марксистской философии). -стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д. взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина в число рабочих) Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализация каждого человека.

 Соц.стр-ра общ-ва исторически изменяется. Можно выделить следующие подструктуры:

1) соц.-этническая стр-ра, связанная с биологич.природой и включающая в себя:

 род -объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями

 племя -объед-е вышедших из 1го корня, но потом отделившихся друг от друга родов;

 народность -исторически сложившаяся общность людей, в основу к-рой уже не кровно-родственные, а террит-ные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей;

 нации – сов-ть людей, формирование к-рых было связано с развитием капитализма и к-рые отличаются такими признаками, как общность территории, языка, экон.жизни, общие черты психического склада, наличие нац.самосознании и специфич.культуры, общность духовной жизни.

2) соц.-демографическая - в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

3) соц.-пространственная, , выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).

4) соц.-классовая, - в рамках марксистского подхода определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественною производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и по способам получения доли общественного богатства.

 5) профессиоиально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

 Теория соц стратификации –обознач-т сис-му критериев соц расслоения м соц диффер-ции по широк кругу принц-в (доходы, образов, квалифик).

Соц. Страт.

 основы современного  подхода  к изучению соц.  стратификации были заложены  М. Вебером, рассматривавшим соц.  структуру об-ва как многомерную систему, в к-рой наряду с массами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу (см. Теории социального статуса)  и власти. Наиболее разработанной является функционалистская К.С.С. (Т. Парсонс, Э. Шилз, Б. Барбер, К. Дэвис, У. Мур). С т.зр. функционалистской методологии стратификационная система об-ва, редставляющая собой дифференциацию соц. ролей и позиций в нем является "эволюционной универсалией", т. е. объективной потребностью  любого развитого об-ва. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и соц. диффенциацией различн. групп, а с др. - господствующей в об-ве системой ценностей и культурных стандартов, определяющей значимость той или иной деятельности и узаконивающей складывающееся соц. неравенство,  возникающее в силу неравномерного распределения наград и поощрений. Функционалисты подчеркивают в первую очередь значение  соц. стратификации для интеграции социальной (см.) об-ва. "Инструментальная" функция ее заключается в том, что она призвана обеспечить адекватное восприятие  и выполнение соц. ролей посредством санкционируемой системы поощрений, призванных быть стимулом различн. типов деятельности. В теории соц. действия Парсонса предпринимается попытка разработать универсальные критерии соц. стратификации, в качестве к-рых выделяются: "качество" , т. е. предписывание индивиду  определенной характеристики, позиции (напр., ответственность,  компетентность  и др.); "исполнение", т. е. оценка  деятельности индивида в сравнении с деятельностью др. людей; "обладание" материальными ценностями, талантом,мастерством,  культурными ресурсами. Оценка этих трех универсальных объектов ранжирования осуществляется в соответствии с господствующим в об-ве ценностным образцом (см. Действия переменные типовые) . В 50-60-е гг. критики функционализма  (Р. Дарендорф, Дж. Рекс, Дж. Тьюмин) в качестве недостатков К.с.с. называли чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующей политич. власти, в значительной мере определяющей существующую систему соц. стратификации, игнорирование конфликтов между классами и стратами, ведущими между собой борьбу за власть,  престиж,  материальные ценности.  В социологии эмпирической (см.) выделяются три различн. подхода к изучению соц. стратификации: "самооценочный", или метод "классовой индентификации", когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к нек-рой. условной шкале классового состава населения; метод "оценки  репутации", при к-ром опрашиваемым предлагают выступить в качестве судей (экспертов), т. е. оценить соц. положение друг друга или известных им соц. групп; "объективный подход", при к-ром исследователь оперирует нек-рым объективным критерием дифференциации социальной (см.); чаще всего основывается на соц.-классовой шкале, связанной с понятием  соц.-экономич. статуса, включающего обычно три переменные - престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.  Этот "объективный подход" как раз и является предпосылкой широко распространенного в зап. социологии деления классов по их соц.-экономич. статусу. При изучении мобильности социальной (см.) часто используется семиклассовая вертикальная стратификация:  1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технич. специалисты среднего уровня; 3) коммерч. класс;  4) мелкая буржуазия;  5) техники и рабочие,  осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие. Обобщением многомерной стратификации является ее геометрич. модель,  условно представляющая соц. пространство  как состоящее из рядов взаимосвязанных осей, образуемых различн. измеряемыми признаками (профессия,  доход, образование,  жилище и др.). Предполагается, что любая соц. позиция имеет свой аналог в этой модели. Существенный недостаток "объективного подхода" - то, что он не имеет разработанной теоретич. базы. По этой причине многие исследования, несмотря на высокую точность используемой техники и методики, являются описательными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Марксистская концепция социума. Концепция социального действия М. Вебера.

Марксистская концепция  социума является материалистической.

: сущность общественных  связей – совместно проектируемая  жизнедеятельность людей, преобразующая  окружающий мир и самого человека (Бах, Фейербах).

Движущей силой в развитии являются противоречия взаимодействия производительных сил (это люди, занятые  в производстве, а также средства и орудия труда) и производственных отношений (это отношения, в которые  вступают люди по поводу собственности  в процессе производства). Производительные силы развиваются быстрее производственных отношений. В определённые периоды  развития производственные отношения  начинают сдерживать рост производительных сил. В такие моменты может  возникнуть революционная ситуация и в обществе происходит коренной качественный переворот, а старый способ производства сменяется новым. Базис  определяет развитие надстройки. Однако, она самостоятельно может оказывать влияние на базис (пример надстройки - государство).

Общий социологический  закон: способ производства материальных благ определяет социальный, духовный и политический образ жизни. В зависимости от преобладающего способа производства в историческом процессе выделяют этапы – общественные, экономические формации. Выделяют 5 формаций: капиталистическая, коммунистическая, первобытнообщинная, феодальная, рабовладельческая. Переход от одной к другой может иметь эволюционный характер  или с помощью революции. История человечества – единый прогрессивный процесс, движущей силой которого являются народные массы. Марксизм не отрицает роль ведущих выдающихся личностей. Таким образом марксизм противостоит фатализму и волюнтаризму, т.к. полагает, что деятельность выдающихся исторический личностей была под действием общественной необходимости.

Применительно к обществу марксизм придерживался позиций материализма. Общественное бытие определяет общественное сознание. При этом общественное сознание относительно самостоятельно.  Основы общественного бытия- производственные отношения.

Марксистская философия вкл. в себя два направления: диалект материализм и исторический материализм (социология).

Общество  – это система сост. из 2 осн. компонентов:

  1. общ. бытие – материальная сторона общ. жизни, экономич отношения, производство материальных благ; (основа)
  2. общ. сознание – совокупность идей, идеалов, норм, теорий. (вторично)

Общество  рассматрив, не как совокупность фактов, а как естественный исторический процесс, реализ. в соответствии с какими-то законами истории. История же упорядочена, совокупность фактов

Социология  марксизма — это исторический материализм. История объясняется  развитием производительных сил  общества. Исторические эпохи соответствуют  общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых  является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют  все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел особый тип – экономических отношений – базис общества. Он состоит из двух компонентов: 1) производительные силы(люди и средства производства); 2) производственные отношения. Производственные отношения включают в себя: 1) форму собственности на средства производства; 2) отношения распределения и обмена; 3) отношения потребления. От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь(политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).

Законы развития общества:

1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции. 2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке. 3. Закон классовой борьбы и социальных революций. 4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Вебер (1864-1920) – Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. в основе его теории  лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Вебер проводит различия между науками о природе, основанными на объяснениях, науками о культуре, основанных на понимании.

Разр-л концепцию 2-х методов:

  1. объяснение (в естествознании иногда в соц. науке) – этот метод требует строгого объективизма, запрещ. привнесение субъективной, личностной оценки описания объекта;
  2. понимание – позвол. привносить элементы субъективно-личностного (в соц-гии).

Социология  – наука, которая стрем. постичь смысл поведения людей (соц. действий). Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:

1)действующий  субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.

2 признака  социального действия: - субъективно  подразумеваемый смысл и - ориентация  на поведение других людей. 

Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

- целерациональное (созн. избран., созн. цель, осознанное); - ценностно-рациональное (зависит от ценностных ориентаций); - аффективные (из-за вспышки эмоций); - традиционные (в следствие привычек, традиций, обычаев).

Два типа действ. человека:

  1. Иррациональн. – авантюрная модель (торговцы, спекулянты, пираты), надеятся на удачу, случай.
  2. Рациональн. – разумная практичность.

4  идеальных типа социального действия:

  1. - целерациональное – действие из разумного основания;
  2. - ценностно-рациональное – побуждением к действию является дух. Ценность;
  3. - эмоциональное;
  4. - традиционное – опирается на сущ. Культурную традицию.

Характер  и облик общества определяется первыми  двумя типами (a,b). Они определяют цели и смысл всего что происходит в обществею

Вебер выделил 3 типа власти:

1) легальный (законы, рац. принципы управления, чел-к подчин. закону);

2) традиционный (признание старых традиций и др. иерархий);

3) хоризмотический «высший» (власть – божественный дар, преданность государю, святая иррациональная вера в правителя).

 

 

 

19. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.

Парсонс предложил изучать общество как систему. Согласно Т.Парсонсу, любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

  - приспособление  к окружающей среде (адаптация);

  - определение  и достижение целей (целедостижение);

  - координация  функций и поддержание внутреннего  единства (интеграция);

  - снятие  напряжения и воспроизводство  культурно-ценностных образцов, норм  и стандартов поведения (поддержание  образца).

  На уровне  общества функцию адаптации выполняет  экономическая подсистема, функцию  целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, функцию поддержания образца - институты семьи, образования, религии.

Т.Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс упорядочения системных отношений, повышения сложности систем и увеличения их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"