Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

 

22. Социальные трансформации и  модернизация, их роль в развитии  современных обществ. Модернизация  как эффективный ресурс белорусской  модели социального развития.

Трансформация - это процесс приобретения обществом  новых черт, которые соответствуют  требованиям времени. Происходят изменения  в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях, частично они сопровождаются негативными  явлениями, страданиями многих людей. Концепция трансформации можно  сравнить с рассмотрением нынешнего  этапа как переходного от тоталитарной системы к рыночной экономике. Термин "переход" недостаточно адекватно  описывает процессы, происходящие поскольку может обозначать четкого начала или определенного конца. Понятие же «трансформация» более четко характеризует данное явление, оно является нейтральным относительно вектора перехода, а поэтому политически индифферентным. Трансформироваться - это менять форму, изменяться; поэтому необходимо решать вопрос о механизмах преобразований, первоначальную форму, черты и свойства новой формы.

Трансформация - это действие или процесс изменения  формы, вида, природы или характера  общества или отдельной структуры. Трансформация означает превращение  сущностных компонентов социума, всех сторон сфер общественной жизни.

Трансформация не предусматривает вектора изменений: они могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Главное  в трансформации - само преобразование форм и содержания общественной жизни, ее институциональной сферы, норм, ценностей, менталитета и других социокультурных  сторон социума.

Поскольку превращению  подвергаются все стороны социума, то в литературе предлагается термин "системная трансформация", под  которой понимают постепенные изменения, преобразования общественных структур, в рамках которых могут сосуществовать параллельно как старые, так и  новые. При этом происходит постепенная  трансформация бывших структур в  новые, возникают новые социальные структуры.

Трансформации подлежат все стороны общественной жизни: экономическая, политическая, культурологическая и т.п.

Процесс социальной трансформации связан с наличием противоречивых явлений кризиса  и прогресса, всплеска традиционализма  и модернизации социального протеста и поддержки; в то же время некорректно  абсолютизировать конфликт современного и традиционного, ведь реальные культурологические явления свидетельствуют о парадоксальном восприятия традиционного как модернизации, и наоборот.

Поскольку теория трансформации объясняет динамику общества, все остальные концепции  социальных изменений требуют сопоставления. Так, циклические теории, синергетическая  теория, теория постиндустриального  общества, теория информационного общества, теория общества устойчивого развития, теория общества риска, теория сетевого общества-и другие теории в различных аспектах могут быть полезны для понимания трансформационных процессов в Украине.

Ключевым  аспектом социальной трансформации  выступает модернизация. В широком  смысле она обозначает любые прогрессивные  изменения, тогда модернизации можно  описывать в разные исторические периоды (античность, средневековье, Новое  время). В современной литературе этот термин используется для обозначения  изменений в обществе за последние 200 лет, имея в виду переход от традиционного  общества к индустриальному.

Современное состояние белорусского общества характеризуется  сложной конфигурацией социальных и экономических проблем, которые  указывают на необходимость фронтальной  модернизации важнейших и смыслообразующих механизмов социокультурного развития. Наиболее перспективным вектором социодинамики, позволяющим успешно реализовать модернизационные сценарии развития, большинство современных исследователей провозглашает постиндустриальную перспективу. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни населения и создания условий для современного стиля и образа жизни. Одна из фундаментальных особенностей постиндустриального типа развития состоит в том, что его экономические основы должны быть органично согласованы с социально-антропологическим потенциалом модернизирующихся обществ.

Специфика современной  социокультурной ситуации в Беларуси состоит в том, что успешная модернизация и проведение серьезных реформ в  немалой зависят от того, насколько  эффективно и рационально властвующие  элиты распорядятся таким социальным ресурсом как высокий потенциал  доверия и толерантности белорусского населения, характерные для него формы реакции на трудности переходного  периода и относительно невысокие  стандарты качества жизни.

Уровень доверия  значительной части белорусского населения  существующим институтам власти и властным элитам, особенно, в сравнении с  другими постсоветскими государствами  представляется весьма высоким. Следовательно, и социальный капитал в современном  белорусском обществе обладает значительным позитивным потенциалом

 

23. Основные понятия философии  истории. Линейные и нелинейные  интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.

Понятие исторического  процесса можно трактовать как последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Все, кто  осуществляет эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности.

Начало философскому анализу исторического процесса в европейской культуре положил  Августин Блаженный. Он рассматривал историю  с позиций провиденциализма. Провиденциализм  — это религиозное понимание  истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека.

Начиная с  Возрождения и особенно в эпоху Просвещения, развивается рационалистический взгляд на историю. Так, французские просветители XVIII в. утверждали, что ход истории определяется идеями. Кант же полагал, что всемирная история есть реализация «плана природы» при активном участии людей, направляемых философским разумом.

Маркс и Энгельс  разработали диалектико-материалистическую концепцию исторического процесса. Согласно ей, основой существования  и развития общества является материальное производство. «Способ производства материальной жизни обусловливает  социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Со временем исторический процесс стал интерпретироваться либо как линейные, либо как нелинейные.

Нелинейные  интерпретации являются исторически первичны. Впервые они воспроизводятся в мифах. Для данного рода интерпретаций присутствует момент повторяемости. В концептуальном виде впервые предложен Жан Батист Веко, замечая при этом, что исторический круговорот складывается из 3-х стадий: 1) божественное (власть жрецов, отсутствие государства); 2) героическое (аристократическое государство); 3) человеческое – присутствие демократии.

В 19 веке нелинейные интерпретации стали связываться  с понятием цивилизации. В связи  с этим зарождается цивилизационный  подход и формируются цивилизационные модели, такие как: модель морфологии и культуры Шпенглера, теория локальных цивилизаций Тойнби, культурно-историческая модель Данилевского.

Наиболее  обстоятельно цивилизационный подход к объяснению человеческой истории  в целом нашел выражение в  трудах английского историка А. Тойнби. Он выделил в истории человечества ряд цивилизаций, каждая из которых  в своем развитии проходит четыре стадии: генезис, рост, надлом и распад. А. Тойнби считал, что цивилизации  существуют локально, т.е. как самостоятельные  образования. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, вступает деятельность людей. Особую роль при  этом играет творческое меньшинство. Однако оно исчерпывает свой потенциал  и цивилизация распадается. Распад цивилизации носит, согласно А. Тойнби, универсальный характер и заканчивается  ее полным исчезновением.

Цивилизационный подход обладает следующими свойствами:

1. Существует неоднородность оснований при типологизации основания. В качестве основы ограничивается набор параметров, веществ к хозяйственной тематики, либо техники, либо специфики властных отношений, особенности социализации человека и т.д.

2. Возникает элемент редукционизм, исчезает должная строгость

3. Применение цивилизационного подхода к социодинамике предлагаются свои собственные решения проблем философии и истории, появляются стадиционные цивилизации и локальные цивилизации.

В рамках цивилизационного подхода формируется следующая  типология: 1) доиндустриальное; 2) индустриальное; 3) постиндустриальное развитие общества.

Для доиндустриального  периода характерно: аграрное развитие, власть -  прямое насилие, присутствует сословная иерархия. Технический  процесс рассматривается как  фактор не влияющий на социо динамику и имеет периодический характер.

Для индустриального  характерно: промышленная революция 18-19 века, промышленный сектор, власть сращивается  с капиталом, что приводит к формированию государства, возникают институты, роль семьи снижается, усиливается  урбанизация, системно образующий фактор – научно-технический прогресс. С течением времени индустриальная цивилизация стала иметь много  недостатков: противоречивость научно-технического процесса в развитии; потеря контроля за научно-техническим прогрессом; несогласованность научно-технического и социального прогресса; разочарование в ценностях социального развития общества.

В 70-е годы благодаря работам Форрестера и Медоуса начинают развиваться концепция постиндустриального общества. Основной акцент делался на возврат к нулевому росту;  на идеи информационного общества. Масуда, Тоффлер. Масуда считал, что информационные черты помогают постиндустриальному развитию общества. Информатика и кибернетика – основа для развития общества. Может возникнуть инфосфера.

В свою очередь  кроме нелинейных интерпретаций  особое внимание в историческом процессе уделялось и линейным интерпретациям.  Линейные интерпретации пытаются представить  историю как единую линию развития и существование благодаря христианству. Данная интерпретация существует в  двух основных видах:

1. Регресизм –идеализирует прошлое, рассматривает его как золотой век, а настоящее и будущее в образах катастроф.

2. Прогрессизм – прошлое и настоящее подчиняются будущему и в будущем будет реализовано все цели прошлого и настоящего.  Связан с просвещением, развития знания, идеи свободы, идеи Гегеля и т.д.

 

В рамках линейной интерпретации формируется формационная концепция: общество последовательная смена формаций (первобытно общинная – рабовладельческая – феодальная – буржуазная - коммунистическая). Формации отличаются друг от друга, прежде всего, способом производства материальных благ, тем, что и как производится. В  производстве имеет значение не только технический, но и экономический  базис формации, соотносящиеся между  собой. На основе обобщения опыта  исторического развития.  К. Маркс  доказывал, что все возможное  разнообразие сводится к следующей  периодизации общества;

I. Первобытная  доклассовая ("первичная") формация.

II. Антагонистическая  ("вторичная") формация.

1. Первая "крупная  форма" антагонистического общества:

а) азиатский  способ производства; б) античный способ производства; в) феодальный способ производства.

2. Вторая "крупная  форма" антагонистического общества - капиталистический способ производства.

III. Коммунистическая  общественная формация.

Для формационного  подхода основными структурными элементами являются – басиз и надстройка.

Базис – совокупность производственных отношений, включающих в себя: отношения складывающиеся в процессе 1) производства; 2) обмена; 3) воспроизводства; 4) потребления.

Надстройка  – совокупность политических институтов: государства, право, формы мора и  т.д.

В основе смены  формации лежат формы собственности: 1. Общее а) первобытно (общинное) б) общее  социалистическое 2. Частное а)рабовладельческое; б) феодальное; в) буржуазное.

В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный исторический процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах  выражают взаимосвязанные, дополняющие  друг друга единые формы бытия  социального.

 

24. Понятие социального  прогресса. Критерии прогресса.  Основные концепции социального  прогресса и их альтернативы.

Под прогрессом обычно понимается совершенствование  социального устройства общества и  культурной жизни человека. Предполагается такая направленность социального  и всего общественного развития, для которой характерен переход  от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Таким образом, социальный прогресс – это тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она в целом или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных  социальных изменений. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к  современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"