Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

- в закрытых  системах энтропия увеличивается,  в открытых системах усиливается  порядок через случайные отклонения

- сохранение  закрытой системы- это принцип отрицания обратной связи, т.е. система перестраивается таким образом, чтобы сохранить устойчивость важных параметров. Самоорганизация- принцип положительной обратной связи, изменения накапливаются, а потом усиливаются. Это приводит к возникновению нового порядка и стр-ры.

Основная идея синергетики: Сложные системы качественно  изменяют свое макроскопическое состояние  в результате изменений, происходящих на микроуровне.

Синергетическая картина мира:

  1. практически невозможна жесткая детерминация и программирование эволюции сложных с-м (природы), а возможно лишь их самоуправляемое развитие путем точно рассчитанных резонансных воздействий;
  2. хаос обладает самосозидающим потенциалом – любые микроизменения могут порождать макроструктуры;
  3. любая сложная система имеет беск. число путей развития, но все эти варианты допустимы в пределах инерционно-исторической определенности изменений в точках ветвления;
  4. целое и сумма его частей принципиально отличаются;
  5. одно из условий стабильного и динамического развития с-мы явл. ее неустойчивость;
  6. природа – это иерархия сред с различными нелинейностями.

Осн. понятия синергетики: сложность, неравномерность, необратимость вр., становление порядка через хаос, неустойчивость. Они характеризуют развитие системы.

Глобальный эволюционизм

Одно из центральных  мест в современной научной картине  мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая  общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих  принципов: системности, самоорганизации  и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными  между собой генетической и структурной  преемственностью.

Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция  биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

В основе схемы  глобального (универсального) эволюционизма  лежат, согласно Н. Н. Моисееву, следующие  исходные принципы:

•Вселенная - это  единая саморазвивающаяся система;

•эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста  их разнообразия и уменьшения их стабильности;

•во всех ее процессах  неизбежно присутствуют случайные  факторы, влияющие на их развитие;

•во Вселенной  господствует наследственность: настоящее  и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

•динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных  состояний система избирает наиболее реальные. 

  1. Понятие философской антропологии и основные подходы к пониманию человека в философии. Многомерность феномена человека. Индивид, индивидуальность, личность.

Философская антропология в  широком смысле слова означает философское  учение о человеке, его природе, сущности. В этом значении данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные  на проблему человека,- персонализм, прагматизм, религиозная философия, экзистенционализм, феноменология и другие, а так же и научные представления о различных изменениях человека,  изучаемые в отдельных науках.

В философской антропологии 20го века прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ницше (парадигма  жизни), второй- к С.Кьеркегору (парадигма существования или экзистенции). В рамках первого подхода человек рассматривается как витальное существо, а значит, представляет собой часть жизненного, т.е. в конечном счете, природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек здесь рассматривается как самость, результат собственного полагания и в то же время застает себя как нечто уже положенное. Он собержит в себе проективность брошенность, свободу и фактичность, самополагание и положенность. Человеческое бытие есть с самого начала бытье-в-мире, ибо человек есть то, что он из себя делает.

 

Индивид – отдельный человек, как единичный представитель  человеческого рода, являющийся членом какой-либо социальной группы.

Индивидуальность – выражает неповторимость во всём богатстве его  личностных свойств. Индивидуальность характеризует своеобразие человека, выходящее за пределы его единичности  как представителя человеческого  рода.

Личность- устойчивая система эмоционально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Она формируется определенной системой общественных отношений, а так же обусловлена биологическими особенностями человека.

 

  1. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как единство биологического и социального бытия. Телесность и духовность человека.

Философская антропология представляет собой учение о человеке и его  природе (сущности) и бытии. Существует несколько концепций о происхождении  человека:

Идея человека как Божьего  творения, воплощенная в ветхом завете, античных религиях и включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и души, а так же учения о свободе личности и духовности,  бессмертие души, воскрешение плоти  и проч.

Натуралистический подход:

Человек – есть результат  эволюции природного мира и, в принципе, от высших животных они не отличаются. Здесь есть 2 подхода:

А) Дарвинизм: человек - биологическое существо, класс – млекопитающее, отряд -приматы, семейство – гоминиды род – хомо, вид - сапиенс.Б). Социобиология (этология) – это наука о социальном поведении высших животных.

Поведение человека и животного  – единство наследуемого и приобретённого. У человека наследственное восприятие является основанием для культурных образов. Наследуется также ритуальное поведение. От ритуализации человек  переходит к символизации. Именно символическое оформление ритуалов есть толчок к образованию общества и культуры.  Наряду с наследственными  факторами важными являются: разум, способность к агрессии, язык. Разум  выполняет адаптационную функцию  в виде орудий труда. Абстрактное  мышление и язык – передают социальный опыт. Наибольшую роль играет врождённая агрессивность. В поведении она  выступает как «воинствующий  энтузиазм», который проявляется  в культуропорождающей и культуроуничтожающей деятельности.

Социально-практический подход:

Человек и общество формируется  одновременно, благодаря совместной практической деятельности людей. Орудийно-трудовая теория (Морган, Энгельс): появлению  человека предшествует длительная эволюция животного мира, которая ведёт  к появлению животных предков  человека и современных человекоподобных обезьян. У биологических предков  человека существовало своеобразное сложное  поведение, подчинённое инстинктам самосохранения, полому и родительскому  инстинкту. Предки человека вели стадный  образ жизни, при этом отношения  в стаде затрагивали половую  и родительскую жизнь, питание. Эти  отношения выражались с помощью  мимики, жестов, звуков. Предок человека дополнял передние конечности естественными  предметами (палки, камни). Использование  предметных тел завершилось адаптацией передних конечностей к вырабатываемым орудиям труда.

В результате антропогенеза  появилось человеческое существо –  разумное, пользующееся орудиями в  совместной общественной жизнедеятельности, обладающее речью, способное к самообучению, передающее опыт не через генетические механизмы, а через социальные.

Использование орудия труда  и потребность в нём имеет  не биологический, а социальный характер. Появление орудий труда свидетельствует  о наличии у человека сознания. Орудие труда – первый знак, не являющийся частью биологической организации  человека и существующий отдельно от человеческого тела. Общение с  помощью знаков – ограничено, поэтому  формируется речь, т.е. материальная оболочка, адекватная человеческому  мышлению.

Совершенствование орудий труда  и развитие речи происходили в  системе общественных отношений. Исходным рубежом в их становлении являются биологические потребности стаи. Совместная деятельность предков человека была невозможной в условиях внутриродовых  расприй, основанных на действии инстинктов. Источник возникновения запрета на близкие родственные половые связи (экзогамия) – первое социальное ограничение.

Появление экзогамии способствовало осознанию кровного родства. Принадлежность индивида к роду делает их родственниками, а родственность – первое социальное качество. Родственность обязывает  к определённому типу поведения. После введения экзогамии складываются брачные отношения между родами, эти отношения социальны.

Социальное значение родственности  закрепляется в символах, выражающих принадлежность человека к определённой общине (тотемы). Под влиянием общественных отношений формируются новые  значимые знаковые системы, в том  числе и нормативная, формирующая  мораль.

Общественные отношения  формируют у людей социальные качества (родство), которые надстраиваются над инстинктами, ограничивают их и  модифицируют. Орудия труда и речь не сами по себе формируют сознание людей, влияние на психику опосредуется влиянием общественных отношений.

Психоаналитический подход

З.Фрейд. Согласно этой концепции возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало по модели австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда результатом эдиповой драмы, разыгравшейся в первобытной орде и связанной с восстаниемсыновей против отца.

Трудовая  концепция (Ф. Энгельс): Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природной действительности с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Труд не только определил особую форму адаптации человека к природе, но и стал источником человеческого общества. Вместе с тем труд стал и первым фактором человеческой культуры. Фактически передача от поколения к поколению орудий труда стала первым опытом внебиологической трансляции знания и информации (первый вариант культурной традиции). Изготовленное орудие труда начинает фигурировать в человеческом обществе уже не как чисто природный материал, но как вещь, обладающая особыми функциями и информацией. Орудие труда - это своего рода знак, абстракция, нечто вырванное из системы естественных связей, обработанное с целью выделения его значимых свойств и подчиненное законам и требованиям человеческого сообщества. Это, таким образом, первоэлементы человеческого языка. Усложнение коммуникации в процессе труда, потребности обмена информацией - развитие языка и речи.

Игровая концепция (Й. Хёйзинга): Реконструкция архаической культуры из принципа игры. Игра при этом выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра противостоит сферам труда и повседневности, подчиненным требованиям практической целесообразности. В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают ее временной ритм, закрепленный в особых правилах, и пространство, в пределах которого действуют эти правила. Анализ архаичных форм культуротворчества - организованы по правилам игры. Религиозные культы - игра-представление, война - игра-состязание и т.д. То же и в современных формах культуры (бизнес, политика, образование).

Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс): Культура - особая знаково-символическая реальность, в центре которой находится язык. Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные предметы. Человек воспринимает действительность только в смысловых характеристиках, заданных языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык рассматривается как создатель культуры и человека. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. При этом в качестве языка выступают самые разнообразные культурные феномены и знаковые сферы (системы родства, структуры власти и т.д.).

Человек как единство биологического и социального бытия

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального  уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного  и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Социальное и  биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в  многообразии человеческих свойств  и действий. Так, если идти в анализе  человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования  его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных  на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность— две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"