Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Билеты по философии (4).docx

— 177.73 Кб (Скачать файл)

Сознание – это продукт общественного развития

 

32. Сознание как субъективное образование. Самосознание.

По вопросу о происхождении  сознания существует две точки зрения.

1. Витализм – доказывает, что живое может возникнуть  толь от живого, поэтому вопрос  о происхождении сознания не  рассматривается. Г. Гольц доказывал, что живое занесено на нашу планету с космической пылью.

2. Философский материализм  – сознание возникает благодаря  тому, что материя обладает таким  универсальным всеобщим свойством,  как отражение – воспроизведение  в себе других предметов. Отражение  в живой природе имеет активный  характер, получает сведения о  внешнем мире и изменяет сферу  своего обитания. Формы отражения:

  1. Элементарная (механическая, физическая, химическая);
  2. Раздражимость – возникновение в месте с появлением жизни в простых формах.
  3. Чувствительность как способность ощущать внешний мир.
  4. Психическое отражение – возникает с появлением ЦНС.

Характеристика сознания.

  1. Сознание – субъективный образ объективного мира.
  2. Сознание всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира.
  3. Ядром сознания является знания о внешнем мире (научное и ненаучное).

Формула сознания: сознание = знание о мире + самосознание + отношение  человека к внешнему миру.

Функции сознания:

  1. Познавательная;
  2. Целеполагающая;
  3. Регулятивная;
  4. Сознание – способ трансляции социального опыта в ходе совместной деятельности.

Творческая активность сознания выражается в непассивном  восприятии мира. Активная роль сознания выражается в способности создания человеком второй природы.

Язык и мышление. Язык и мышление  человека имеют общее: они социальны по форме содержания.

Отличия:

  1. Мышлением имеет функцию познания мира.
  2. Мышление динамичнее сознания, язык консервативнее.
  3. Мышление – общечеловеческое средство, а язык национален.

Самосознание

Совокупность психических  процессов, посредством которых  индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом  себе складываются в мысленный <образ  Я>.

Самосознание человека, отражая  реальное бытие личности, делает это  не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится  правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным  источником образования отношений  к себе как личности.

Всякое изменение жизненного положения  человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к  субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое  существо, но и первым делом как  трудящегося, как семьянина, как  отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

 

 

33. Взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Общественное сознание – это  сложная система существующих в  обществе чувств и настроений людей, взглядов и идеалов, отражающих матер. Условия их жизни. Это духовная сторона историч. процесса. Это не сумма индивидуальных сознаний членов общества. Оно и индивидуальное различаются:

-  общественное сознание обусловлено,  в конечном счете, общ. бытие. Индивидуальное зависит от воспитания, жизненного пути человека, характера и т.д.

  • индивидуальное сознание рождается и умирает с человеком, а общественное возникло и существует по мере существ-ния человеч. общества
  • индивидуальное – у него своя биография не похожая на общественную

Общественное обладает определённой внутренней структурой. Она включает в себя уровни сознания и формы.

Уровни - это обыденное сознание. Т.е. сознание, которое возникает  в процессе обычной практики человека. Оно закр-ся в нравах, обычаях.

Теорет-ое сознание – это стройная система идей и взглядов, где отражение общественной жизни осущ-ся средствами научного познания. Кроме того, частным аналогом является общ-ая психология обыденного уровня сознания (оценки, взгляды) Идеология- это частный аналог теорет-го познания.

В структуру общ-го познания включаются разные формы общ-го познания:

1 политическое  4 искусство

2 правовое          5 наука

3 мораль             6 религия 

Они тесно связаны др. с другом и влияют др. на друга.

Отличие

  • по времени возникновения и существования
  • по предмету отражения
  • по роли в общ-ве, которую они играют.

 

 

34. Общественное сознание, его содержание и структура. 

   
 

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется  и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как  сознание возможно только как продукт  социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом  лишь тогда, когда сложились его  основные элементы, в том числе  и общественное сознание. 
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. 
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. 
Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе. 
Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна. 
Так, вещи,созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. 
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. 
Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д. 
Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. 
Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. 
В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. 
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

 


 

35. Форма общественного  сознания.

 

Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. 
Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. 
 
Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.

Выделяют следующие формы общественного  сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно - научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

 

36. Проблема познания. Основные концепции познания.

Одной из важнейших проблем философии  является проблема познаваемости мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания.

Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления.

Субъект познания – сам познающий человек.

Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира:

  • Диалектико-материалистическая. Заключается в том, что окружающий нас мир познаваем, что подтверждается практикой, но познать мир до конца нельзя, так как он постоянно меняется.
  • Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано.

С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через  практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира:

  1. Живое созерцание или чувственное познание;
  2. Абстрактное мышление или рациональное познание;
  3. Практика;
  4. Установление истины.

Истина  цель познания.

37. Структура познания.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Чувственное познание - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность Ощущение. Каждый предмет имеет не одно, а много свойств, и мы познаём их с помощью ощущений. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Из отдельных ощущений складывается восприятие целого предмета.

Рациональное познание - углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение

Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

эмпиризм — в основе познания лежит опыт;

рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.

Логическое - это задание системы  с определенными правилами, это  работа по договоренности.

Интуитивное - это забывание правил.

38. Проблема истины. Виды истины. Критерии истины.

На  пути к восстановлению истины о предметах  и явлениях окружающего мира лежит  вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"