Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Билеты по философии (4).docx

— 177.73 Кб (Скачать файл)

Вольтер (1694 - 1778). Сочинения Вольтера:

1. «Философские письма»;

2. «Рассуждения о человеке».

Вольтерьянство – символ свободомыслия и гражданской смелости. Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм. Люди вовсе не должны находиться во власти невежественных предрассудков. Они вправе быть свободными. Человек – произведение природы, венец её эволюции. Инстинкт деятельности – это весьма совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья.

Вольтер внёс большой вклад  в философское осмысление истории  общества. Автор термина «философия истории». Анализируя историю, Вальтер  доказывал, что история общества представляет собой неумолимый процесс  развития материального производства. Но история – это также и  борьба мнений: «Мнения правят миром».      

 

 

11. Немецкая классическая философия. ( И. Канта, Ф.Гегель, Л.Фейербах).

 

Немецкая классическая философия  существовала в период с конца  XVIII века до 70-х годов XIX века. Немецкая классическая философия является вершиной рационалистического мышления. Особенности немецкой классической философии:

  1. Немецкая классическая философия явно ориентирована не на исследование природы, а на познание сферы духа в различных его проявлениях.
  2. В немецкой классической философии обоснована философская идея развития. В ней наиболее систематично и последовательно изложена диалектика, как теория развития и метод философского мышления. 
  3. Благодаря немецкой классической философии, философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понитивный аппарат.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Философская деятельность Канта делится на 2 периода:

1. «Докритический» период (до начала 1770-х годов). Кант решал проблемы бытия, природы, религии, этики.

  1. В этот период главным вопросом для Канта были естественнонаучные вопросы. В 1755 году вышла его работа «Всеобщая естественная история и теория мира». В работе, Кант объясняет строение солнечной системы и высказывает гениальную гипотезу о том, что солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частей материи.
  2. Кант анализирует роль приливов и отливов в истории Земли и доказывает, что от этого зависит скорость суточного вращения Земли.
  3. В биологии, Кант классифицирует животных по происхождению. В области религии Кант считает, что надо ограничить знания и дать место вере, т.к. именно вера в бессмертие души, свободу и Бога – это основание для того, чтобы человек стал нравственным существом.

2. «Критический» период (с 1770-х годов).

1) Выходит работа Канта  «Критика чистого разума» (1781 год). В этот период Кант занимается  изучением познавательной деятельности  человека и совершает в этой  области такой же переворот,  как Коперник в астрономии. Впервые  Кант предлагает рассматривать  познавательную деятельность субъекта  как основание, а предмет исследования  – как следствие.

Свой метод Кант называет «критический», т.к. он считал, что надо подвергнуть критическому анализу наши познавательные способности. Познание – деятельность, протекающая по своим собственным законам и главный фактор познания – специфика особенности познающего субъекта.

2) Кант разработал собственное  учение о познании мира –  это учение «О вещах в себе  и явлении вещи». Человек может  познать только то, что сам  сделал, а в целом мир – непознаваем.  Кант делит окружающий нас  мир на 2 части:

I – мир явления вещей – внешняя форма вещей (познаваемый мир);

II – мир «вещей в себе» - суть вещи, её смысл, идея (непознаваемый мир).

3) Анализируя познавательную  деятельность человека, Кант выделяет 3 её основы:

а) Чувственность – способность  к ощущениям;

б) Рассудок – способность к  понятиям;

в) Разум –  способность к умозаключениям, доходить до идей.

Гегель (1770 - 1831)– немецкий философ, профессор Берлинского университета. Его работы весьма глубоки. Основная работа Гегеля – «Феноменология духа» (1806 год). Гегель разработал собственное учение об абсолютной идее. С помощью этого учения, Гегель показал, как происходило развитие мира. Гегель показывает, показывает, что на первом этапе развития мира была некая идея. Эта идея обрастала всё более плотными понятиями, которые явились в будущем источником вещей и явлений. Когда идея достигла предела, она решает выразить себя в чём-либо конкретном. На втором этапе, на базе этих понятий, создаётся окружающий нас мир с его флорой и фауной. Однако абсолютная идея недовольна тем, что в этом мире нет существа наделённого сознанием, способного оценить величие и могущество абсолютной идеи. На третьем этапе идея создаёт человека.

Гегеля критикуют, т.к. он противоречил сам себе: «нет ничего в мире устойчивого, безусловного, святого. На всём и во всём лежит печать неизбежного  падения. Не что не может устоять  перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения. Гегель в этом учении выступает, как объективный  идеалист, т.к. идея находится вне  человека.

Величайшая заслуга  Гегеля в том, что разрабатывая категории  или понятия философии, он на их базе сформировал 3 всеобщих диалектных закона, которые действуют везде:

I – закон единства и борьбы противоположности – указывает на источник, причину развития;

II – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – указывает на механизм процесса развития;

III – закон отрицания отрицания – указывает на направление процессов развития.

Гегель показывает, что  всякое развитие протекает по определённой схеме:

1 этап – утверждение или положение (тезис);

2 этап – отрицание этого тезиса (антитезис);

3 этап – отрицание отрицания (синтез).

Фейербах (1804 - 1872) – последний представитель немецкой классической философии. Основной труд Фейербаха – «Сущность христианства» (1841 год). Основные заслуги Фейербаха:

1. Укрепил позиции материализма тем, что ему в голову пришла мысль о том, что мышление – не сверхчеловеческая сущность – мыслит лишь человек с помощью мозга.

Себя Фейербах материалистом  не считал, т.к. в то время существовало несколько направлений материализма.

2. Рассуждения о природе. Фейербах  пишет, что природа – это единственная реальность, а человек – её высший продукт. Благодаря человеку, природа осуществляет себя, созерцает себя, мыслит о себе. Всё в природе возникло из неживого. Природа – вечна, бесконечна.

3. Рассуждения о религии. Религиозные чувства порождаются трудностями, страданиями. Человек верит в Бога, т.к. сам хочет стать совершенным.

4. Этические воззрения Фейербаха. Движущие силы развития общества – не мистически, а человеческие чувства и страсти.

О свободе. Человек свободен там и тогда, где и когда  условия его жизни позволяют  удовлетворять его естественные стремления к счастью. Фейербах считал, что средства ощущения гармоничного сообщества людей – это любовь, т.к. любящий человек не может  быть счастлив в одиночку. Его счастье  непрерывно связано со счастьем любимого человека. Любовь – решающая сила общественного  прогресса.

Материализм Фейербаха  - антропологический, т.к. в центре внимания его философии находится человек, как единство души и тела, а не отвлечённое понятие. Фейербах встал  на защиту природно-биологического начала человека.

 

 

 

12. Отечественная философия:  представители, основные идеи, направления.

 

Самобытность развития философии  России связана с тем, что здесь  меньшее место было уделено проблемам  гносеологии, познанию в целом, а  на первый план вышли социально-антропологическая  и нравственно-религиозная проблемы. Временем появления философии в  России в ее современном значении, по словам исследователей, можно считать 1755 г. - год основания Московского  университета, т. е. эпоху Просвещения. Однако и до этого периода философия  в России существовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы. «Подготовительный  период», или «пролог» (XIV-XVIII вв.) В. В. Зеньковский (1881-1962) указывает на сборник «Диоптра» (1305 г.), в котором уже выдвигаются и обсуждаются философские вопросы. До эпохи Петра Великого в русской философии решение проблем было проникнуто духом мистического реализма и интуитивными озарениями. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г. С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется  развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения  и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют такие мыслители, как В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, А. Н. Радищев, в трудах которых превалирует социальная и нравственная проблематика. В этот период выступает и М. В. Ломоносов (1711-1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт, ученый и мыслитель.

Период XVIII-XIX вв. характеризуется наиболее бурным развитием философии в  России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а  под влиянием Московского университета - светская.

После войны 1812 г. в Москве возникают  философские кружки и работают такие  мыслители, как В. Ф. Одоевский и П. Я. Чаадаев.

Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию  между западниками и славянофилами (А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, К. С. и И. С. Аксаковыми). В этот период творит А. И. Герцен.

Начало XX в. характеризуют как «вторичное рождение» философии России.

Оно представляет собой этап классического  развития философии, отличающийся созданием  больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого  существования. Здесь прежде всего следует отметить творчество В. Л. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики (гносеологию, антропологию и эстетику; космологию).

После революции в России наступил догматический период бесконечной  интерпретации трудов классиков  марксизма, а позже марксизма-ленинизма  и сталинизма.

Все же необходимо отметить, что и  в этих условиях философия в нашей  стране развивалась параллельно  мировой философии, в ней обнаруживаются те же течения и тенденции.

 

 

13 Философия Жизни.

 

«Философия жизни» - направление  в философии, сложившееся на рубеже XIX – XX вв. в Германии (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), Л. Клагес (1872-1956), О. Шпенглер (1880-1936)) и Франции (А. Бергсон (1859-1941)). «Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Опираясь на данные биологических, психологических и других наук, «философия жизни» утверждала несводимость биологических явлений к законам классической механики и выступала против постулатов, выдвинутых механистическим естествознанием. Одну из своих задач она видела в принципиальной переоценке ценностей научного знания и всей предшествующей философии. Согласно «философии жизни», целостное мировоззрение может возникнуть на базе философствования, вытекающего из полноты «переживания жизни». Это положение было сформулировано «философией жизни» под влиянием традиций немецкого романтизма. Теоретик романтизма Ф. Шегель в лекциях о «философии жизни» и в работе «Философия жизни» призывал обратиться к философии, созданной из самой внутренней духовной жизни, и отказаться от блужданий «в пустом пространстве абсолютной мысли». Для «философии жизни», жизнь – это первичная активная реальность; целостный, органический, иррациональный процесс непрерывного становления, развития, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Жизнь противостоит всему механическому, застывшему, определённому. Трактовка понятия жизни в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как культурно-исторически обусловленный поток переживаний. В теории познания «философия жизни» придерживается позиции антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механистическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь не возможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию, постигается внеинтеллектуально, интуитивно. Основными средствами её постижения являются эстетическая интуиция, вчувствование, вживание. «Философия жизни» разводит науки о природе и «науки о духе», исторические науки. Методом исторических наук является понимание, как непосредственное переживание историком определённых исторических событий, на основе которого интерпретируется прошлое (Дильтей), или интуиция вчувствования (Шпенглер). Общество, как биологический культурный организм, не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и не сводим к другому, развивается циклично. Многие представители «философии жизни» были среди тех, кто подметил отрицательные стороны промышленного переворота, те негативные явления, которые возникли вместе с появлением капиталистических отношений и научно-техническим прогрессом, а вместе с этим кризисные процессы в области культуры. Различно объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни» часто выступали в защиту «аристократической», «элитарной» культуры. Значительное влияние «философии жизни» на духовную жизнь западного общества сохранилось вплоть до 20-х гг. ХХ столетия. На смену ей пришли «философская антропология», экзистенциализм, персонализм и др., опирающиеся на основные положения «философии жизни», но существенно их преобразовавшие. Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии жизни», вошёл в историю с дерзкой идеей – «взглянуть на науку под углом зрения художника». Он говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке» (см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании. Важно подчеркнуть, что Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ницше были усилены обострённым чувством собственного Я – чувством человека, боявшегося потерять в религии своё величие, индивидуальность и свободу(см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Так создаётся философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа. Ницшеанская философия духа – это прежде всего идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу и потому презирающая всякую экономику и «человеческие массы». Другими словами, это непреклонный и последовательный аристократизм. Ницше был убеждён, что над массами господствуют низкие потребности и рабское стремление к подчинению и силе. Массы всегда должны удерживаться на почтительном расстоянии от интеллектуалов: чтобы в них не поселилось стремление к невозможному и недовольство, ибо последнее опасно. Также Ницше был уверен в том, полноценное образование, глубокие знания требуются лишь для небольшой секты интеллектуалов. Дух в ходе эволюции воспаряет над аристократическими массами для того, чтобы гордо и одиноко проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению всё новых и новых блистательных личностей.

 

 

14 Философия психоанализа: идеи и представители.

 

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается  австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные  желания — все, что вытеснено  в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Фрейдом выделяются две схемы психики:

• топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

• "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник  между всеми компонентами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

"Я" пытается подчинить  себе "Оно". Это редко удается  сделать. Обычно "Оно" в скрытых  или открытых формах подчиняет  "Я". Фрейд сравнивает "Я"  со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"