Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Билеты по философии (4).docx

— 177.73 Кб (Скачать файл)

 

4. 5. Мифология как мировоззрение.  Религия как мировоззрение.

 

Онтология — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своём классическом понимании есть знание о предельно общем». В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Основным предметом онтологии  является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов  реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Гносеология — теория познания, раздел философии.

Основные проблемы эпистемологии

Проблема истины

Истина и смысл

Проблема метода

Сущность познания

Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)

Эмпирический и теоретический  уровень познания.

Принципы познания

Вера (интуиция) и знание

Структура и формы опыта

Специфика и критерии научного познания.

Понимание и объяснение

Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа.

 

6. Материализма и идеализм как  философские направления.

 

Философы в древности  стремились понять, какой вопрос в  философии основной, главный.

Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.

Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.

Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.

В решении этого вопроса  существует два подхода:

  1. Монистический – когда за первооснову мира берут что-то одно.
  2. Дуалистический – когда первоосновой мира считают две основы  и материю и сознание.

В зависимости от решения  основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:

1. Философский материализм или демакрический.

Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования  материи.

За 2,5  тыс. лет в существовании  философии в ней выделили 3 формы  материализма:

  1. Наивный материализм. Древняя Греция VI-I века до нашей эры. Представители – Фалес, Гераклит, Демокрит. Философы объясняли мир, исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.
  2. Механистический материализм – XVII век (Спиноза, Бэкон). Особенность – объясняли явления окружающего мира с позиции более развитой науки механики.
  3. Диалектический материализм – 40-е года XIX века (Маркс, Энгельс). Считали, что первооснователем мира является материя, которая всё время изменяется.

2. Философский идеализм.

Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).

В философском идеализме  развивалось два направления:

  1. Объективный идеализм;
  2. Субъективный идеализм.

Сходства их в том, что  первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что  объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты  считают, что идея находится в  человеке.

У основного вопроса  философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали  ли мы окружающий мир.

   Два мнения:

Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.

Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека. 

 

7.  Античная философия, основные  течения и учения.

 

7-5 до н.э. Начало античной  философии. Досократический период, натурфилосовский, ищут первоначало мира

5-кон. 4 в до н.э. Классический (непревзойдённый) период, созданы  основные философские системы  (Сократ, Платон, Аристотель) от природы  к человеку

Кон 4-2 в до н.э. эллинистический, эллинизм – период в истории восточного средиземноморья со времён Александра Македонского (334-324) до 33 н.э. появление философских школ, перипатетики, академическая философия (академия Платона), стоицизм, скептицизм, эпикуризм. Переход от комментаторства учений к проблемам этики и рождение философии практического характера.

1 до н.э. – 5-6 в. н.э. Римская  философия, продолжают быть филосовские школы, 3 направления: стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуризм (Тит Лукреций Кар) В 3-5 веках неоплатонизм (Плотин) – играет роль моста между языческой и христианской культурой

Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет  сферическую форму и в нем  происходит постоянный круговорот - все  возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает.

 

8. Средневековая философия: (патристика, схоластика; номинализм, реализм)

 

Космоцентризм уступает место теоцентризму.

Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Характерны идеи догматы христианства

Личностная форма единого бога-отца, растворяющего единство в многообразии форм

Догмат о творении мира за 7 дней

Патристика — II—VII века

Схоластика — VIII—XV века

Одним из представителей ранней средневековой  философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианства в средневековом обществе.

Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизаторортодоксальной схоластики, в 1323 г. был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя).

 

9. Философия Нового времени.  Эмперизм-реализм. Философские взгляды Ф. Бэкона.

 

XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения.

Особенности философии XVII века:

1. В связи с разногласиями  по вопросу объективных знаний  человека в философии возникло 2 крупных течения:

  1. Эйнелизм. Представители данного течения (Бэкон, Гоббс, Локк) считали, что важнейший источник знаний человека – это живой чувственный опыт и достоверность знаний, проверяемая в ходе эксперимента.
  2. Рационализм. Представители данного течения (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что важнейший источник знаний человека – это деятельность человеческого разума.

2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины.

3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам.

Символом философии  раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный  деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона:

  1. «Новый Арсанон».
  2. «Новая Атлантида».
  3. «О принципах и началах».

Основные моменты работа Бэкона:

1. Ф. Бэкон много делал  для обоснования научного знания. «Цель научного знания – это  принесение пользы человеческому  роду. Знание, не приносящее практических  плодов – ненужная роскошь.  Главное в знании – это его  достоверность. Цель науки –  познание скрытых сил всех  вещей». Именно Бэкону принадлежит  знаменитый афоризм «Знание – это сила», т.к. он был убеждён в том, что знания и могущество человека совпадают.

2. Ф. Бэкон занимался  анализом познавательной деятельности  человека. Человеческий разум в  состоянии познать бытие. Наука  раскрывает действительное строение  мира и закономерности природы;  его истину восстановить сложно. Истина возможна, если человек  освобождается в познании мира  от влияния четырёх идолов или призраков:

  1. Идол пещеры. Познать истину, человеку мешает то, что он смотрит на мир, как бы из своей пещеры и найти истину ему мешают собственные пристрастия, склонности, воспитание.
  2. Идол театра. Найти истину человеку мешает вера в авторитеты.
  3. Идол площади. Найти истину человеку мешает язык общения людей.
  4. Идол рода. Он обусловлен самой природой человека и особенностью его органов  чувств и разума.

3. Ф. Бэкон уделял  большое внимание поиску правильного  метода познания. Выбор метода  – важнейшее условие обретения  истинного знания. «Хромой, идущий  по дороге, опережает того, кто  бежит без дороги». Бэкон обосновал  индуктивный метод движения от  частного к общему. Бэкон является  родоначальником английского философского  материализма и экспериментальной  науки нового времени. 

 

10. Философия эпохи Просвещения. 

 

XVIII век в исторической философской мысли называют эпохой Просвещения. Родиной эпохи просвещения является Англия, но наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вальтер, Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

Особенности эпохи Просвещения:

1. Представители эпохи  просвещения критиковали религию  и церковь, считая их препятствием  общественному прогрессу. 

2. Философы эпохи Просвещения  опирались на точные науки  в познании мира.

3. Для эпохи Просвещения  была характерна просветительская  трактовка человека: если в Средневековье  считалось, что человек изначально  греховен, он источник зла, то  «просветители» доказывали, что  человек по своей природе добр, нет ничего дурного в его  стремлении к самосохранению. Человек  любит удовольствие, избегает страдания.  Человек – природное существо, а всё природное – хорошо. Только  искажение и ущемление цивилизации  ведёт к злу и несправедливости.

Представители эпохи Просвещения.

Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ. Локк был основателем принципа буржуазности либерализма. Он считал, что неотчуждаемые права человека – это:

  1. Право на жизнь;
  2. Право на свободу;
  3. Право на собственность. Частная собственность – это фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида.

1. Джон Локк большое  внимание уделял проблемам человека  и утверждал о четырёх важных  качествах:

  1. Рассудительность;
  2. Честность;
  3. Трудолюбие;
  4. Великодушие.

2. Джон Локк ввёл  понятие «гражданин мира» - носитель  разума и справедливости, это  человек, который находит хороших  людей в любом народе, сословии, вере; ему чужда приверженность  к «устному мирку». В свою очередь,  антиподом «гражданину мира»  является «частный человек». Это  человек, который руководствуется  в жизни только собственными  интересами; себялюбив, своекорыстен, не общественный.

3. Джон Локк уделял  внимание проблеме теории познания. Локк обосновал происхождение  знаний из мира чувств. В момент  своего рождения, душа человека  – это как бы чистый лист  бумаги, на котором нет знаков. Лист заполняется по мере накопления  практической и познавательной  деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"