Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Билеты по философии (4).docx

— 177.73 Кб (Скачать файл)

— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии  постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна  как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

— постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

— прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».

Постмодернист, французский философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма.

Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.

Постмодернизм — это реакция  на изменение места культуры в  обществе: на сдвиги, происходящие в  искусстве, религии, морали в связи  с новейшей техникой постиндустриального  общества.

Постмодернизм предлагает перейти  на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.

 

 

21. Понятие бытия. Формы бытия.

 

Понятие бытия – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие  «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие»  даётся ответ на важный мировоззренческий  вопрос о том, что есть мир. Представление  о том, что такое бытие изменялось в истории философии:

1. Представление бытия сформировалось  в древности. Демокрит подчёркивал, что первооснова бытия – атомы. Платон говорил, что подлинное бытие только в мире идей.

2. В средние века, бытие рассматривалось,  как сотворённый Богом мир.

3. С эпохи Возрождения и Нового  времени, бытие стало рассматриваться,  как физическая реальность.

4. В немецкой классической философии  соединились два подхода к  трактовке бытия:

  • идеалистический подход Гегеля, который считал, что подлинное бытие у абсолютной идеи;
  • материалистический подход Л. Фейербаха, который считал, что реальное бытие у природы;

5. В марксистской философии учение  о бытии было продолжением  традиции философского материализма.

Бытие – это философское  понятие для обозначения всего  того, что существует, имеет место.

Характеристика бытия.

1. Бытие охватывает собой бесконечное   многообразие, как материальных, так  и духовных предметов и явлений.

2. Бытие – есть всё, что  реально существует.

3. Бытие – понятие предельно  широкое, т.к. охватывает собой  все виды реальности: известные  и неизвестные.

4. Бытие – это сложная совокупность  всего существующего. Мир –  как единое целое.

В истории философии длительное время существуют два альтернативных подхода к осмыслению бытия:

1. Философский материализм (линия Демокрита). Характерно то, что для материализма природа материи стоит на первом месте, как объект сознания, а всё остальное рассматривается, как продукт её длительной эволюции.

2. Философский идеализм (линия Платона). На первый план всегда выдвигается дух в различных его проявлениях.

Важнейшие проявления (слои) бытия.

1. Бытие природы, как мир её  вещей, состояний.

2. Бытие человека, как уникального  живого существа.

3. Бытие общества, как мир духовно-нравственной  деятельности людей.

4. Бытие  духовного или мир духа, как  особого рода реальности.

22. Понятие материи. Развитие ее содержания.

Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.

Это объективная реальность, которая  существует независимо от сознания и  отражается в нем. Материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.

Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием  свойств и взаимодействий, сложным  строением и является элементом  более общей системы. Поэтому  было бы неправильно понимать «материю как таковую» как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.

Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства.

На высшем уровне сложности в  связи с появлением разумных существ  некоторые из свойств материи, такие  как сознание, кажутся необычными, непохожими на нее и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно  приводили к возникновению различных  монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме Противопоставление материи и сознания условно, Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное.

Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в  окружающем нас мире определенная группа материальных объектов (средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п.) по своему происхождению и форме организации  в какой-то мере зависит от сознания человека, поскольку в них воплощается  человеческий замысел.

По мере развития науки и техники  все более будет расширяться  множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение  которых будут зависеть от преобразующей  сознательной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым.

Точно так же ошибочно отождествлять  материю как философскую категорию  с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.

 23. Движение ,его формы.

Движение в широком смысле слова - любое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи.

Движение включает в себя все  происходящие в природе и обществе процессы. В самом Общем виде движение - это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения.

Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном  множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой  проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом  взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как  результат движения микрочастиц.

Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах.

В процессе развития материи появляются качественно новые и более  сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым.

В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с другими телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом.

Так, Теория относительности А. Эйнштейна указывает, что с увеличением скорости движения происходит возрастание массы тел. Всякое движение включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи представляет собой процесс взаимодействия противоположностей.

Так, Механическое движение выступает как единство прерывности и непрерывности пространства и времени; электромагнитный, ядерный и гравитационный виды движения основаны на единстве противоположных процессов поглощения и излучения микрочастицами квантов электромагнитного, ядерного и гравитационного полей; химическое движение включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов и т. д.

Бесконечное самодвижение материи в космосе также выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в итоге к возникновению звезд, галактик и других форм материи.

Если движение материальной системы  подчиняется некоторому единому  закону и включает в себя целостное  изменение системы, то оно выступает  как процесс развития системы. При  восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, т. е. прогрессивное  преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развитии системы.

 

24. 25. Пространство: философское содержание, свойства.

Они вечны и бесконечны;

  1. Объективны – независимы от нашего сознания;
  2. Внутренне противоречивы (конечны и бесконечны, граничны и безграничны).

Отличия пространства и времени.

  1. Быть в пространстве – значит существовать в форме расположения одного  возле другого. Быть во времени, следовательно, существовать в форме последовательности одного после другого.
  2. Пространство имеет три изменения (длина, ширина, высота), а время имеет одно направление.
  3. Пространство обладает свойством симметрии, а время не обладает этим свойством.

В философии существует две точки  зрения о том, связаны ли пространство и время с материей:

  1. Субстанциональная (Ньютон). Пространство и время существует независимо от материи. Это «вместилище» для материальных процессов.
  2. Реляционная (Эйнштейн). Материя существует вместе со временем и пространством. Если тело движется со скоростью света, то масса тела увеличивается, минимальные размеры тела по направлению движения сокращаются, а ритм процессов в теле замедляется.

Единство мира следует  понимать, как основную связь, определяющую его целостность. Единство мира обнаруживается во взаимосвязи и взаимодополняемых предметов; единство мира обнаруживается в том, что все предметы и явления окружающего мира подчиняются единому закону.

Два мнения о вопросе единства мира.

  1. Дюринг – мир един, т.к. мыслится единым.
  2. Материалистическое – единство мира в том, что всё окружающее нас – это различные виды и формы материи.

 

26. Развитие: основные законы диалектики.

 Диалектика из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира.

Диалектика – это философское учение о всеобщих универсальных связях бытия и развития всего сущего.

В философии употребляется понятия:

Объективная диалектика – это процессы взаимодействия и развития, царящие во вне мира.

Субъективная диалектика – это отражение процессов, происходящих во вне мира в головах людей, мыслях.

Наиболее  важные диалектические вопросы: Что  такое развитие? Почему оно происходит? Как оно протекает? Куда оно направлено?

3-и  исторические формы диалектики:

  1. Стихийная. Она возникла в античной философии. Результат происхождения созерцания мира.
  2. Идеалистическая. Наибольший вклад внес Гегель. Он впервые представил мир в виде процесса, то есть закономерные смены форм и состояний предмета. Исходя из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея.
  3. Материалистическая. Ее разработали Маркс, Энгельс. Они сохранили рациональное зерно идеалистического диалективизма, идею развития. Считали, что развитие происходит материи, а не идеи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"