Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Билеты по философии (4).docx

— 177.73 Кб (Скачать файл)

Существует 2-е точки зрения на процесс развития: диалектическая и метафизическая диалектика. Диалектические концепции развития. Употреблялись понятие развития – одно из проявлений движения изменения в мире. Оно представляет собой движение от низшего к высшему, от простого к сложному, включает обратное движение.

Диалектическое  понимание включает в себя связь, воздействие, противоречие. Диалектическая концепция рассматривает мир  как постоянно изменяющийся, в  котором все взаимосвязано, взаимопереплетено; в котором происходят как количественные, так и качественные изменения.

Метафизическая  концепция. Ее характеристики.

  1. Метафизика – одностороннее восприятие объекта при увеличении роли одной их сторон.
  2. Развитие – простое уменьшение и увеличение бескачественного изменения.

В философских тетрадях Ленин отмечал: «диалектика жизненна, так как  дает ключ к пониманию движения как  самодвижения, а метафизика не жизненна, бледна, суха. Для нее источники  развития находятся за пределами  предмета.

Метафизика  проявляется в повседневном сознании людей, в форме догматизма, релятивизма, софистики (то есть сознательное применение неправильных суждений и доводов).

Основные законы диалектики.

Основные законы диалектики: Гегель сформировал три всеобщих диалектических закона. Их действие распространяется на природу, общество и человеческое мышление. Закон – это устойчивая, необходимая связь между предметами и явлениями окружающего мира.

  1. Закон единства и борьбы противоположений. Этот закон является ядром Диалектики. В его рамках исследуются источники развития материального мира. В нем подчеркивается особая роль противоречия как движущей силы развития. Суть: развитие объективной реальности осуществляется путем раздвоения единого на противоположности и их взаимодействия. В ходе взаимодействия противоположности меняются. В итоге происходит развитие. Верх берет та сторона, которая оказывается больше жизнеспособной и прогрессивной.
  2. Закон взаимного перехода. Он раскрывает механизм развития. Диалективизм характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Каждый предмет есть протеворечивое единство качества (устойчивое в предмете) и количество (неустойчивое в предмете). Это единство сопротивления, но лишь в рамках определенного интервала, который называют в философии мерой. Суть: диалективизм утверждает, что на определенной степени существования предмета наступает скачек как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние количества (вода лед).
  3. Закон отрицания. Он раскрывает общую напряженность процесса развития. В этом законе особую роль играет понятие отрицание – преодоление вытеснения старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Без отрицания нет развития. Развитие возможно если  конструктивно, то есть сохраняет все ценное из прошлого. Форма процесса развития – спираль.

Эти законы дают общую  схему развития мира.

 

27. Природа и общество.

  Природа – широкое понятие.  Это совокупность естественных  условий существования человека  и человечества. Человек и природа связаны др. с др. Эта связь с природой физическая и духовная. Она даёт человеку естественные условия его существования и поле для преобразовательной деятельности, а человек в свою очередь оценивает природу и отвечает за неё.

Две точки зрения по отношению к природе:

1 т. зр.: природа неорганизованна, неразумна. Это царство слепых, стихийных сил. Надо подчинить природу человеку.

2 т. зр.: природа – образец совершенства, в ней господствуют разумные законы. Человек должен учиться и подчиняться природе.

Взаимоотношение общ-ва и природы явл-ся ключевым вопросом о человеке.

1)В  первобытном общ-ве человек одухотворяет природу и расстворяется в ней. Нет чёткого противопоставления человека и природы.

2)В  античном обществе природа как  внешняя слепая сила, человек  счит-ся частью её. Идеалом мудреца считается жизнь в сочетании с природой.

3)В средневековье природа творение  Бога, считается источником зла,  стоит ниже человека, т. к. не  обладает душой.

4)Эпоха Возрождения  - отношение  к природе меняется, рассматривается  как источник радости и наслаждения,  убежище от развращённой цивилизации.

5)С развитием промышленного  капитализма до середины 20в, целью  науки и техники является установленное  господство над природой. Она рассматривается как кладовая, черпать из которой можно без меры.

6)С середины 20в, с развитием  НТР люди убедились в опасности  неограниченного, бесконтрольного  использования природы и призвали к гуманному отношению к природе, стали говорить об экологической проблеме.

 

28. Понятие практики. Формы практики.

Практика - это способ включения  человека в окружающий его природный  и социальный мир путём активного  преобразования объективно существующих предметов и явлений. Категория  практики занимает особое, ключевое положение  в системе основных понятий философии. Именно с её помощью выявляется место  человека в структуре бытия, его  взаимосвязи с неживой и живой  природой, с социальной действительностью, его включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. 
Категория практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной реальности. 
Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект - объектных и субъект — субъектных отношений, она представляет собой всегда общественную деятельность. Практика предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая включает в себя: 
1. реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств. 
2. Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования. 
3. Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и 
обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. 
Формы практической деятельности: 
Производственная практика (материальная производственная деятельность) - форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом; 
Социальная практика (перестройка) - носит революционный характер и направлена на 
реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей; 
Наука - особая форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами; 
Техническая деятельность - представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком - артефактов. 
Объектом практического воздействия субъекта могут быть как предметы природы, так и сами люди. С учетом этого различают два вида практики: материальное производство и социальная практика. В первом случае, практика выступает в качестве способа разрешения противоречий между человеком, обществом и природными условиями его жизни, а во втором - общественных противоречий. 
Такая дифференциация видов практики относительна, ибо в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Природные и социальные компоненты среды жизни человека и общества образуют единое целое: мир природных состояний является отражением мира социальных состояний и, наоборот, жизнь общества, общественные отношения существенно зависят от состояния той природной среды, в которой люди живут и действуют.

 

 

29. Человек как философская проблема: происхождение, природа человека.

 

Большое внимание философы уделяют  проблеме становления человека в  этом мире. Отмечается, что превращение  животных в людей имеет длительный период. Этот период становления человека (антропогенез) и становления общ-ва (социогенез) занимает длительный отрезок в истории общ-ва.

Происхождение человека.

1 т. зр. – высказана в трудовой гипотезе Энгельса, в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Труд рассматривается как решающий фактор

2 т. зр. – Ницше считал, что человек произошел от большого животного. Смысл: в результате вооружения человека простыми орудиями труда снизилась его непосредственная приспособляемость к среде обитания, он стал слабее.

3 т. зр. – современный человек возник из-за регулирования брачных соотношений. Эндогамия сменилась на экзогамию. Это привело к тому, что половое чувство стало одухотворяться, появились степени родства. Люди стали учиться взаимопониманию, доверию, терпимости.

Почему это произошло:

Одни считали, что из-за превращения  появилась дегенеративное потомство. Однако многие учёные с этим не согласны, т.к. считали, что в те времена люди ещё не осознавали связи м/д половыми отношениями и рождением детей. Основная причина - экономическая. В борьбе за обладание гаремом “самок” погибали самые сильные мужские особи.

Человек – социальное сущ-во, но он и часть природы, т.е. биологическое. Как биологический вид, человек имеет ряд видовых признаков, свойственных только ему. Биологически определяется продолжительность старости, зрелости, детства, продолжительность жизни средняя. Биологически запрограммирована способность человека усваивать пищу, усваивать язык. Учёные по-разному оценивают соотношения биологического и социального в человеке.

 

 

 

 

 

 

30. Проблема смысла жизни.

Рассматривая проблему смысла человеческого  бытия, необходимо вспомнить определение, данное немецким философом конца XIX - начала XX в. Э. Кассирером - человек прежде всего животное символическое, живущее в новой, созданной им самим реальности - символическом универсуме, состоящем из бесчисленного множества символических нитей, на которые опирается каждый из составляющих эти нити символов. Символ многозначен, бесконечен и бездонен, не столько концентрат знания, сколько указание, обозначение определенной направленности, «план, проект или программа жизнедеятельности» (М. Бахтин).

Содержание смысла не сводится к  значению понятия, т. е. к простому представлению  предмета в знании. Смысл выражает не значение, а значимость.

Значение отвечает на вопросы: что  это; что это такое? Смысл - на вопросы: для чего; для какой цели?

Смысл не только указывает, но и имеет  в самом этом указании некую цель. Человек поэтому, будучи «символическим животным», всегда есть смысложизненное существо. Смысложизненность есть его подлинная природа. Совокупность жизненных смыслов личности составляет его мировоззрение. И хотя мировоззрение не строится по системе взаимообосновывающего знания, составляющие его смыслы выстроены в иерархию в соответствии со значимостью содержащихся в них целей. Это означает, что они по значимости и ценности одновременно как локальные, так и генеральные. Отнесение к генеральным, а затем и локальным смыслам есть оценка. Безоценочное понимание, говорил М. Бахтин, невозможно.

Встреча с великим как с чем-то «определяющим, обязывающим и связывающим» - это высший момент понимания, и  более того, совершенно необходимое  условие жизнедеятельности каждого  человека.

Для тех, кто не знает, «чего он хочет  и что он должен», характерны особые психогенные неврозы, требующие  особых методов лечения, устраняющих  экзистенциальный смысложизненный вакуум.

Это подтверждают исследования по психологии лиц, совершавших уголовные преступления, алкоголиков, безработных, людей, совершавших  самоубийство или покушавшихся на него, и ряда других категорий.

Сказанное о Смысложизненной природе человека позволяет понять все значение проблематики смысла жизни человека. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не о том, почему, а о том, для чего живет человек. С незапамятных времен он занимал человека. «Есть, - пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», - только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит наше бытие или наша жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна».

 Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек 
вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав 
то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает 
возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою 
сущность.(самореализация)  
Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии 
личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью 
подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые 
атрибуты личности.  
Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, 
средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и 
претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели 
и плана действий.  
Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь 
смыслом. 
Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, 
уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и 
пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, 
выступая в совокупности. 
Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл: 
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех 
человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, 
потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный 
человек может делать выбор. 
Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом 
состоянии счастья, а в его достижении. 
Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, 
всегда полна смысла. 
Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что 
освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем 
собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.  
Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

 

 

31. Понятие, проблемы сознание. Природа сознания: аспекты, свойства.

 

Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в  нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это  специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории  философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания:

1.Философский материализм (линия Демокрита). Сознание – это сложный исследовательский процесс, отражения человеком внешнего мира,  который (процесс) включает в себя следующие элементы:

  1. Ощущения, восприятия, представления;
  2. Самосознание;
  3. Чувства, эмоции;
  4. Воля.

Представители философского материализма считают, что сознание – это закономерное следствие  эволюции живой природы; сознание вторично.

2.Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично.

3.Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но в разной степени.

4.Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест».

Большой вклад в изучение сознание внесли русские учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет  контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального  функционирования, равен 1000 граммов, а  если меньше, то имеет место явление  дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%.

Учёные установили, какие участки  мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека:

  1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;
  2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий.
  3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"