Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Описание работы

1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ1.docx

— 356.45 Кб (Скачать файл)

 

 

29 билет. Классическая немецкая социология  Ф. Тённиса

Основные вехи жизненного пути

Фердинанд Тённис (1855—1936), один из основателей формальной социологии, родился в Германии в семье богатого крестьянина. В молодости получил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. поступил в университет г. Страсбурга, завершил образование в 1875 г. в Университете г. Тюбингена, защитив диссертацию по классической филологии. Главная работа, содержащая основную социологическую концепцию и принесшая Теннису впоследствии мировую известность и славу, — "Общность и общество" (1887). Другие работы — "Преступность как социальное явление" (1909), "Мораль" (1909), "Критика общественного мнения" (1922), "Собственность" (1926), "Прогресс и социальное развитие" (1926), "Введение в социологию" (1931).

Академическое призвание пришло к Тённису поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу, на должность профессора Кильского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., т.е. вплоть до прихода фашистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего профессора и врага этого режима с работы. В 1909 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание Немецкого социологического общества, одним из основателей которого (вместе с Зиммелем, Зомбартом, Вебером) был Тённис. В этом же году он был избран его президентом и оставался им бессменно до 1933 г., когда нацисты разогнали общество. Вплоть до последних дней жизни Тённис боролся с национал-социализмом.

До этого он активно участвовал в поддержке социал-демократического и рабочего движения, выступил в защиту Кильской стачки (1896—1897), отстаивал свободу слова и право на образование профсоюзов. Чисто практическая, социальная и политическая деятельность Тенниса характеризовала его не только как ученого, но и как демократа и антифашиста, конституционалиста и социал-реформиста. В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный ученый и яростный политик – таким Тённис запомнился людям, которые с ним общались и хорошо его знали.

Далее будет охарактеризована концепция и основные взгляды проработавшего в социологии более 50 лет немецкого ученого с использованием в качестве первоисточника и материала для ссылок статьи Тенниса "Общность и общество", написанной для "Настольного словаря по социологии" в 1931 г. В отличие от одноименной книги (где социологическая концепция автора приведена в довольно сложной форме), эта статья отличается относительной простотой и доступностью изложения и, по существу, воспроизводит все основные положения, и понятия главного труда его жизни.

Предмет социологии

Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. "Социология, — пишет он, — это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное" [1998. С. 207]. Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомостью и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тип (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.

Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это — "вещи", имеющие место только в социальной жизни. "Они, — пишет социолог, — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей..." [Там же. С. 214]. Эту "связанность" людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.

По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что "если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием — и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее...".

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй — как общественные. Общинные (общностные) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присуши характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Община (общность) выступает как неформальная социальная группа, общество — как совокупность формальных социальных групп.

Эти два ряда связей — общинные (общностные) и общественные — характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества — это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся на его теории разделения общественного труда.

В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли — естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, второй — общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значение проблеме воления. "Это общечеловеческое воление, — писал Теннис, — способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней" [Теннис. 1998. С. 216]. Социальная связанность между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.

В отношении понимания воли Теннисом есть две точки зрения. Представители первой полагают, что тот большой интерес, который уделялся немецким социологом проблеме воли (воления), свидетельствует о психологизме его концепции. Однако есть и другая позиция, согласно которой воля вряд ли трактуется ученым как психологический фактор. Скорее всего, она отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к социальному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, имеет не столько психологический, сколько рациональный характер.

 

30 билет. Социал-дарвинизм в социологии Г.Ратценхофер.

По мнению Ратценхофера, социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности. 
 
Основными явлениями и процессами социальной жизни Ратценхофер считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество. 
 
Отрицая противоположность наук о природе и наук о духе, Ратценхофер полагал, что социологические закономерности близки химическим и, особенно, биологическим закономерностям. 
 
В качестве основной задачи социологии Ратценхофер выдвинул изучение и описание «взаимоотношений единиц сознания», коренящихся в биологии человека и определяемых «первичной силой» и «внутренним интересом», являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям. 
 
Разрабатывая идеи социального дарвинизма, Ратценхофер стремился к истолкованию «внутреннего интереса» как регулирующего фактора сознания и общественных процессов, как силы, обусловливающей борьбу за существование. 
 
Основой социологического учения Ратценхофера являлась концепция конфликта интересов. Разделяя мнение Гумпловича о конфликтной при- 
 
роде социального процесса, Ратценхофер утверждал, что социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. По его мнению, значительное разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: прокреативным (стимулирующим продолжение рода), физиологическим (связанным с питанием), индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению), социальным (родственным и групповым) и трансцендентным (религиозным). 
 
В отличие от Гумпловича, придававшего социальному конфликту статус извечной всеобщности, Ратценхофер стремился к выработке более взвешенной оценки роли конфликта в общественной жизни и детальной разработке системы значений интересов, лишь намеченной его предшественником. Признавая первичность и универсальность конфликта, Ратценхофер тем не менее обращал особо пристальное внимание на выявление возможностей его социализации, которая понималась им как присущая конфликту тенденция к самоликвидации. В качестве единственно реального пути преодоления социального конфликта Ратценхофер называл сотрудничество между людьми. Последнее, по его мнению, достижимо на основе действия закона «приведения по взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов», который квалифицировался им как базовый закон социологии. Сформулированные Ратценхофером идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов стали в дальнейшем одним из распространенных мотивов западной социологии. 
 
Существенно важным моментом социологических изысканий Ратценхофера явилась систематическая разработке им теории борьбы за существование. В ее контексте Ратценхофер довел антидемократическую направленность собственного учения до попытки доказательства того, что идеи равенства, интернационализма и свободы являются фантомами, социальными иллюзиями. Многие же тезисы Ратценхофера (об общественно-исторической значимости насилия и подчинения; об истории общества как борьбе рас; о войне как «форме развития» общества, т. е. апологетика войны) непосредственно смыкались с возникшей несколько позже идеологией геополитики.

 

31 билет. А.СМОЛ, У.СЕМНЕР

"Общая  социология",

Смолл выделял шесть классов интересов, связанных со сферами здоровья, благосостояния, общения, познания, красоты, справедливости.

1 интересов-пища и сексуальные отношения,

2 -богатство  и владение вещами,

3 -связи между  людьми,

4 -знания  и науки,

5 -наслаждение  эстетическим,

6 -правота

 конфликт, по Смоллу, имеет место не столько между самими интересами, сколько между людьми, которые стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. главное состоит в умении найти переход от социального конфликта к социальному согласию.

У.САМНЕР

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

"Народные  обычаи"

он считал народные обычаи и нравы определяющим фактором в развитии общества. В качестве основного объекта социологического изучения Самнер рассматривает не общество в целом либо человека, а социальную группу. Самнер находился под сильным влиянием идей Г. Спенсера и Ч. Дарвина, поэтому считал основными принципами социологии социальный эволюционизм, естественный социальный отбор и борьбу за существование, которую социальные группы ведут между собой.

Он разделил все группы на "мы - группа" и "они - группа". В первом типе групп отношения характеризуются сплоченностью и солидарностью, во втором — преобладает враждебность.

 

32 билет. Географическое направление в социологии.

Географическое направление в социологии, или географический детерминизм, - это комплекс натуралистических концепций и теорий, в которых факторы географической среды рассматриваются как определяющие по отношению к ходу социальных, экономических и политических процессов.

Географические факторы включают в себя климат, ландшафт, длину береговой линии, реки, флору, фауну, урожайность, минеральные богатства почвы и т.д.

Традиция географического детерминизма существовала в античности ( Демокрит, Гиппократ, Геродот), Средневековье ( арабский мыслитель Ибн Хальдун), в период раннего модерна (Ж. Боден), в эпоху Просвещения (Ш. Монтескьё).

Генри Бокль (1821 – 1862 гг) был видным представителем школы географического детерминизма. В работе «История цивилизации в Англии» он доказывал, что главные факторы, влияющие на развитие человеческого общества ; почва и климат. Плодородность почвы определяет богатство и населения и его численность, а климат влияет на энергию людей. Также Бокль считал, что тип ландшафта влияет на степень развитости логического, рассудочного поведения людей.

Карл Риттер (1779 – 1859) был представителем географического направления в Германии. Его главная заслуга – в попытке органически соединить географию и социологию. Под влиянием его идей возникло деление на географию физическую и социальную, а позднее – экономическую, политическую, историческую, культурную.

Жан Жак- Элизе Реклю (1830 -1905 гг), ученик Риттера, у которого он и заимствовал ряд идей. Главная работа – «Новая всеобщая география. Земля и люди» - содержит мысль о взаимном влиянии географической и социальной сред. Чтобы оно было плодотворным, нужно исходить из принципа гуманизма и братства народов.

Л.И. Мечников (1838 – 1888) утверждал, что развитие общества определяется освоением водных ресурсов и путей сообщения.

Согласно Мечникову,  каждая цивилизация проходит в своем развитии три стадии:

- речную (использование великих рек Китая, Индии, Египта и Месопотамии)

- средиземноморскую ( перемещение людей в пределах Европы, Азии и Африки)

- океаническую (открытие Америки  и последующее объединение всех цивилизаций на Земле)

Мечников еще в XIX в говорил о тенденции к глобализации общества.

Сторонники географического детерминизма : Фридрих Ратцель, Ю. Челлен, Карл Хаусхофер, Поль Видаль де Ла Блаш.

Недостатки географического детерминизма :

- недооценка  материальной и духовной общественно  – исторической деят-ти людей, социальных общностей, институтов, населения стран;

- игнорирование  всей сложности взаимодействия  социальных структур со средой  обитания.

 

33 билет. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Ч. Х. КУЛИ

Американский социолог, социальный психолог, профессора Мичиганского университета Чарльз Хортон Кули (1864–1929) внес огромный вклад в дело становления социальной психологии США как самостоятельной дисциплины в конце XIX – начале XX века. Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера, Тарда. Основы социологические теории:

"Человеческая природа и социальный порядок" (1902),

"Социальная организация" (1909),

"Социальный процесс" (1918),

"Социологическая теория и социальное исследование" (1930).

Свой подход Кули называл «органическим», но не в смысле биологического органицизма, а потому, что он рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм

Концепция Кули во многом была направлена против инстинктивистских и механистических интерпретаций, признавая невозможность рассматривать инстинкты как универсальные мотивы социального поведения.

Признаком истинно социального существа Кули считает способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Но непременное условие развития самосознания – общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. Сознательное действие, по Кули, есть всегда действие социальное. А действовать социально – значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем «Я», которые складываются у других людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"