Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Описание работы

1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ1.docx

— 356.45 Кб (Скачать файл)

Утверждая, что он лишь расширил теорию обмена до уровня крупных сообществ, Блау всё же изменил ее корне. Пытаясь расширить границы теории обмена, Блау превратил её в макроуровневую теорию.

 

Таким образом, сущность данной теории состоит в том, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Такой подход к объяснению социального взаимодействия еще называют бихевиористским.

 

39 билет. Классификация социальных характеров 
Э. Фромм одним из первых в основу классификации типов характера положил социологические факторы. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропосоциологических факторов в формировании характера. На основе их он выделил пять типов характера, которые разделил на два больших класса:

  1. непродуктивные (нездоровые)
  2. продуктивные (здоровые).

«Продуктивность/ непродуктивность» - неофрейдистский термин. Он не связан с производством. Он означает лишь, даёт или не даёт возможность этот тип социального характера сохранить вам себя как личность, сохранить свою самость.

 
К непродуктивному классу он отнес четыре типа характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. 

1. Рецептивный тип характера  
Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Они смотрят на окружающий мир оптимистически, ожидая подарков от судьбы. Все ценности, материальные и духовные, для него находятся во внешнем мире, и он надеется получить их в дар. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем самим любить.  
Люди с таким типом характера не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Они зависят не только от авторитетов, дающих им знания и оказывающих помощь, но и вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Это люди, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов.  
Во внешнем облике таких людей Фромм отмечает полные, мягкие губы. Они напоминают губы ребенка, пассивно ожидающего от мира всяких благ, которые попадут ему в рот.  
Такие люди живут мечтами о быстром обогащении, о выигрыше лотереи, о прекрасном принце и т.д. Люди этого типа могут быть достаточно добры, но эта доброта служит лишь тому, чтобы завоевать расположение окружающих. Жесты у таких людей обычно плавные, манящие, на лице улыбка, рот приоткрыт.  
Рецептивный характер можно часто обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую (Фромм имеет в виду прежде всего рабовладельческое общество).  

2. Эксплуатирующий тип  характера  
Люди такого характера характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение агрессивно. Своей активностью, настойчивостью и изобретательностью они добиваются своих жизненных целей. Они - люди действия и от других тоже требуют активности.  
Люди эксплуатирующего типа наоборот считают, что окружающий мир не способен дать им ничего, хотя они также согласны, что все блага находятся именно в нем; поэтому, с их точки зрения, все эти блага надо взять силой, обманом и т.д.  
Люди подобного тип циничны, они не верят в человека. Им присуща смесь враждебности и стремления манипулировать окружающими. Для них всегда важно получить именно чужое, пускай обманом или вероломством. Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей. Фромм пишет: "Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что при надлежит другим, и недооценивать свое собственное". Эксплуатирующий характер он называет овладевающем.  
Такой тип личности был присущ феодалам, пиратам, грабителям и т.д. В современном мире этот тип связан с хищнической эксплуатацией человеческих ресурсов.  

3. Накапливающий тип характера  
Люди данного типа в отличие от двух предыдущих не верят, что мир вообще может дать им что-то новое и ценное; скорее можно потерять то, что имеешь. Следовательно, наилучшим поведением является стяжательство (накопительство) и экономия. Такие люди как бы окружают себя невидимой стеной. Через нее они хотят как можно больше принести и как можно меньше вынести. По этой причине их отличает скупость.  
Потери, разрушения, смерть для них более реальны, пишет Фромм, чем жизнь и развитие. Их лозунг – «нет ничего нового под луной», они не верят в силу творчества, созидания. Высшая ценность для них – порядок и безопасность, стабильность и управляемый мир. Этот тип присущ так называемому среднему классу.  
В повседневном поведении такие люди проявляют аккуратность, бережливость, они склонны к экономии. Губы у людей этого типа обычно плотно сжаты, они держатся сухо, сдержанно. Даже в межличностных отношениях они стремятся как можно больше получить и как можно меньше дать.  
Стяжательский характер с девизом "Я беру то, что мне нужно" заставляет нас вспомнить о предках, пиратах, феодалах, магнатах-грабителях XIX в.  

4. Рыночный тип характера  
Наиболее подробно Э. Фромм рассматривал рыночный тип характера. Если предшествующие три типа характера имели место и раньше, то рыночный тип стал доминировать только в современную эпоху  
Э. Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества. Этот тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран. Он характеризуется направленностью на внешний мир.  
Мир людьми данного типа воспринимается как рынок, а сам человек воспринимает свое «Я» как товар, который надо продать. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”. Такие люди считают, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. А так как у товара должна быть «упаковка и маркетинг», то такие люди уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам». Например, популярный певец ради рекламы устраивает скандалы, дает скандальные интервью, одевается в вычурную одежду и т.д.  
Здесь возникает «свобода от своей индивидуальности», готовность изменить даже внутреннее содержание своего «Я» в зависимости от моды. Даже в своих собственных глазах такой человек ценен, когда преуспевает. В противном случае он чувствует себя глубоко несчастным.  
Положительной чертой характера данного типа является то, что он не стяжательский, грабительский, а «честный», то есть человек продает себя и свой товар за ту цену, которую он стоит на рынке. Поскольку конъюнктура рынка всегда меняется, это приводит к разрушению чувства собственного достоинства, которое не должно зависеть от обстоятельств.  
Все характеры непродуктивного класса взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Конкретная личность может иметь характер смешанного типа (например, рыночный и стяжательский).  

  Продуктивный характер  
В противоположность непродуктивному характеру, продуктивный представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.  
Для такого типа характера характерна возможность полной самореализации природных задатков человека и других возможностей развития человеческого индивида. Человек продуктивного типа характера – это по сути дела человек-творец, который в первую очередь творит ценности, а не потребляет их. Иными словами, источником всех материальных и духовных благ такой человек считает творчество, активную деятельность, которые выступают так же, как способ самореализации личности.  
Важной чертой человека данного типа личности является так называемая спонтанность, то есть свобода самопроявления в конкретной ситуации; свобода и спонтанность являются противоположностью отчуждения личности, характерного для неплодотворных ориентаций.  
Отношения любви и дружбы выражаются в заботе о другом, жалости, сострадании, что заставляет человека постоянно выходить за пределы своего «Я» и, следовательно, развиваться.[4]  
Для продуктивного типа характера характерно постоянное взаимообогащение, творческое общение с другими. Фромм критикует Фрейда за то, что идея общения у него практически полностью отсутствует. Действительно, согласно Фрейду, человек интересуется другим, если другой может удовлетворить его потребности. Такой взгляд, согласно Фромму, характерен для идеологии рыночного общества, ибо рынок предполагает лишь совокупность потребителей и тех, кто может удовлетворить их потребности.  
По существу, продуктивный характер в теории Фромма — идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности.  

40 билет. Лидерство в группе и  его основные типы.

По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера, поскольку в группах всегда происходит распределение власти. Лидерство в группе зависит от задач группы. По интеллекту лидер обычно превосходит средний уровень.

В социологии выделяются различные типы лидеров:

1. Лидер, для которого не существует невозможных вещей (демократический лидер), он способен по своему усмотрению повернуть любые события. Обычно это люди высокого уровня интеллекта, способные к логическому мышлению, на котором и основывается их умение управлять людьми. Эти люди обладают высокими нравственными качествами, ввиду чего члены группы склонны им полностью доверять. Пример: Дж. Вашингтон.

2. Лидер – игрушка судьбы, от него ничего не зависит. Лидером становятся случайно, по воле группы, и по воле группы лидер может быть сменен. Обычно это лидеры в небольших группах: например капитан футбольной команды.

3. Лидер от рождения. Когда с детства человек способен в силу своего психологического склада к лидерству в группе.

4. Харизматический лидер (теория лидерства М. Вебера).

Есть группы, которые подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Во главе такой группы стоит человек, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой – харизмой. Люди по неизвестным причинам приписывают лидеру какие то сверхчеловеческие свойства, обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа – Христос и его ученики.

Сущность харизматических групп – в зависимости от лидера. В них нет четко структурированной служебной иерархии. Роль членов групп определяется в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе – все зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. А так как личные отношения могут быть изменчивы, то структура группы очень нестабильна.

Поскольку харизматические группы очень неустойчивы, то обычно они сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, по которым избираются их приемники.

Примеры харизматических лидеров: Гитлер, Сталин, Ленин, Атолла Хомейни (лидер иранской революции), Мао Цзедун.

5. Маккиавеллистический лидер. В основе лидерства лежит манипуляция людьми. Люди слабы, склонны к ошибкам, к постороннему влиянию – на этом основывается власть лидера, который умеет использовать слабые стороны человеческой психики.

6. Экспрессивные лидеры. Лидерство, основанное на высоком уровне эмоциональности лидера, что неосознанно привлекает к лидеру членов группы (например В.В. Жириновский).

7. Инструментальные лидеры (например Жанна Д'Арк). Лидерство направлено на внешнюю цель. Группа, имеющая перед собой четкую цель, выбирает лидера, способного привести группу к достижению именно этой поставленной цели. Группа в данном случае выступает как инструмент для достижения цели.


 

 

ЛИДЕРСТВО

- этот термин  в социологии обозначает:  
1) ведущее положение отдельных личностей, класса,  партии, государства;  
2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия.  
Проблема  лидерства – это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.  Значительное место занимают также исследования проблемы политического лидерства.  
Лидер – это человек,  способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции  исследования лидерства выделяется три типа лидерства, соответствующие различным формам  авторитета  ( харизматический, традиционный и легальный типы ). В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство.  Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус  руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам : руководитель - подчиненные или лидер – последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга ( в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие,  ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление  деятельностью  группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени. 
Относительно природы лидерства в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была "теория  черт", исходящая из необходимости определенных качеств для осуществления роли лидера. Причем набор этих качеств оказывался различным у различных авторов и практически бесконечным. "Ситуационная теория" исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы  пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей на активные действия по достижению целей.

Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие:

физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;

личностные качества: уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

коммуникативные качества: контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

 

 

 Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

4) личностные характеристики лидера как социальной роли;

5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"