Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Файлы: 1 файл

itogo.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 36 Основная часть учебно-тренировочного занятия (цели, задачи, основные требования)

Основная часть занятия определяет его содержание и занимает преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени. Задачами основной части урока являются: формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению программных физических упражнений; воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение упражнений, нормативных требований и нормальную жизнедеятельность организма; содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Различают 2 типа структуры основной части урока: 1) гомогенная (однородная) структура в предметном занятии - используются упражнения одного раздела урочного материала школьной программы по физическому воспитанию; 2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного занятия, при которой используются упражнения из разных разделов школьной программы. Подбор физических упражнений при комплексном занятии должен оказывать разностороннее воздействие на организм; последовательность их выполнения должна основываться на положительном переносе (исключить отрицательный перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в длину - в высоту). В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения, т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций. Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце - выносливость. Т.о. целями основной части тренировки является повышение тренированности организма, формирование физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости) и совершенствование технико-тактических способностей. По времени, основная часть занимает 60-80% от продолжительности тренировки.

 

Вопрос 37 Заключительная   часть   учебно-тренировочного   занятия   (цель,  задачи, основные требования)

Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием. В заключительной части занятия нужно привести организм в обычное состояние, постепенно снизив его функциональную активность. Обязательным условием заключительной части является так называемая заминка, которая включает в себя легкий бег трусцой (2-5 мин) и спокойную ходьбу, во время которой выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность этой части 7-10 мин. В заключительной части занятия  наводится порядок на учебных местах,  организм занимающихся  приводится  в  относительно  спокойное состояние и подводятся итоги занятия.  Содержание заключительной части медленный бег (3–8 мин.), переходящий в ходьбу (2–6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др..

 

Вопрос 38 Спорт  составная часть физической культуры (массовый спорт, спорт высших достижений)

«Спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная  соревновательная   компонента.   И   физкультурник,   и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Важным общественным явлением является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие. Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

 

Вопрос 39 Игровой и соревновательный методы спортивной тренировки (психолого-педагогическое значение)

Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата. Выделяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса обучения) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физической культуры относятся: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод (использование упражнений в игровой форме); соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). Игровой метод. В системе физической культуры игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: обеспечение всестороннего, комплексного развития физических качеств и совершенствования двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; избирательное развитие определенных физических качеств (подбираются соответствующие игры); наличие соперничества среди занимающихся, что требует значительных физических усилий и проявления волевых и других психологических качеств; широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств; целенаправленное формирование у занимающихся нравственных качеств (взаимопомощь и сотрудничество, сознательная дисциплинированность, воля, коллективизм и др.), что обеспечивается соблюдением правил игры в условиях противоборства; эмоциональная привлекательность и фактор удовольствия, способствующие воспитанию у студентов устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся, выполнения спортивного разряда или достижения высокого результата (рекорда). Достижение результата в соревновании происходит за счет высокой эмоциональной, психологической и физической напряженности в условиях конкурентной борьбы. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физической культуры соревновательный метод может использоваться как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку, а также как элемент соревнований различного уровня (от Олимпийских игр до соревнований местного значения). Соревновательный метод позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и  выявлять уровень их развития; определять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.

 

Вопрос 40 Туризм в системе физической культуры общества (значение, популяризация, географические особенности)

В туризме, как и в других видах спорта, достижение высоких результатов невозможно без постоянной физической подготовки, которая составляет основное содержание тренировки и в то же время неразрывно связана с укреплением и повышением общего уровня функциональных возможностей организма. Различают общую и специальную физическую подготовку. Средствами общей физической подготовки достигаются: 1) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья; 2) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов. Специальная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям избранного вида туризма. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков. На первой стадии занятий туризмом планируется воспитание основных качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости. Воспитание выносливости. В туристском походе приходится преодолевать большие расстояния в течение длительного времени и со значительной физической нагрузкой, зависящей от сложности естественных препятствий, темпа передвижения, метеорологических условий, веса рюкзака. В результате организм утомляется и создается возможность появления ошибок при преодолении опасных или сложных участков маршрута. Следовательно, запас прочности и безопасность туриста во многом зависят от его выносливости. Воспитание силы. При ходьбе с грузом по пересеченной местности, преодолении технически сложных участков мышцы ног, рук и туловища испытывают большую нагрузку в течение длительного времени. Воспитание ловкости складывается из воспитания способности осваивать новые двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с быстро меняющейся обстановкой на туристском маршруте (например, применить серию быстрых и точных движений, связанных с переправой через водный поток, движением по осыпи, скалам и льду, спуском на лыжах, сплавом на горных реках). Воспитание быстроты - туристские упражнения прикладного многоборья (установка палатки на время, вязка узлов, работа со специальным туристским снаряжением и т. п.). Воспитание гибкости. Для воспитания гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движения - упражнения на растяжение, перед выполнением которых необходимо хорошо разогреться.

 

Вопрос 41 Олимпийское движение (Международный олимпийский комитет, Национальный олимпийский комитет, Олимпийская хартия, Российский студенческий спортивный союз – основные положения)

Международный Олимпийский комитет (МОК): является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, с неограниченным сроком действия, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральном Советом в соответствии с договором, вступившем в силу 1 ноября 2000 г.; постоянно находится в Лозанне (Швейцария), Олимпийской столице; задачей МОК является выполнение миссии, роли и обязанностей, изложенных в Олимпийской хартии. Решения МОК являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся применения или объяснения Олимпийской Хартии, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, в судебном порядке в Суде спортивного арбитража (САС). Для выполнения своей миссии и своей роли, МОК может создавать, приобретать или контролировать каким-либо образом другие юридические организации, такие как фонды или корпорации. Органами МОК являются: сессия, Исполком и президент.

Национальные Олимпийские Комитеты (НОК) 1. Миссия НОК состоит в развитии, продвижении и защите Олимпийского движения в их соответствующих странах, согласно Олимпийской Хартии 2. Роль НОК состоит в следующем: 2.1 продвигать фундаментальные принципы и ценности Олимпизма в своих странах, в частности в областях спорта и образования, поддерживая программы Олимпийского образования на всех уровнях в школах, институтах спортивного и физического воспитания и университетах, а также стимулируя создание учреждений Олимпийского образования, таких как национальные Олимпийские академии, Олимпийские музеи и другие программы, включая культурные, имеющие связь с Олимпийским движением; 2.2. обеспечивать соблюдение Олимпийской Хартии в своих странах; 2.3. способствовать развитию спорта высших достижений, также как и спорта для всех; 2.4. способствовать образованию спортивных кадров, организуя обучающие курсы и следить за тем, чтобы они пропагандировали фундаментальные принципы Олимпизма; 2.5. принимать все действия против дискриминации и насилия в спорте; 2.6. принять и применять Всемирный Антидопинговый Кодекс. 3. НОК обладают исключительным полномочием представлять свои соответствующие страны на Олимпийских играх и на региональных, континентальных и мировых комплексных соревнований, патронируемых МОК. Кроме этого, каждый НОК обязан участвовать на Играх Олимпиады, посылая туда спортсменов. 4. НОК обладают исключительным полномочием в выборе и назначении города, который может представить свою кандидатуру в организации Олимпийских игр в их соответствующих странах. 5. В целях выполнения своих задач, НОК могут сотрудничать с правительственными органами, с которыми они должны развивать гармоничные отношения. Однако, они не должны принимать участие в какой либо деятельности, которая противоречит Олимпийской Хартии. НОК могут также сотрудничать с неправительственными органами. 6. НОК должны сохранять свою автономию и противодействовать какому-либо давлению, включая, но не ограничиваясь, политическое, юридическое, религиозное или экономическое давление, которое могло бы им помешать выполнять Олимпийскую Хартию. 7. НОК имеют право: 7.1. на самовыражение, на самоопределение или делать ссылку на самих себя как на "Национальные Олимпийские Комитеты" (НОК), на обозначение и на идентификацию, которая будет понятна в их имени или на которую будет сделана ссылка; 7.2. отправлять спортсменов, официальных лиц и других лиц команды на Олимпийские игры в соответствии с Олимпийской Хартией; 7.3. использовать помощь Олимпийской Солидарности; 7.4. пользоваться некоторой Олимпийской собственностью под контролем МОК; 7.5. принимать участие в деятельности, управляемой или находящейся под патронатом МОК, включая региональные Игры; 7.6. входить в ассоциации НОК, признанные МОК; 7.7. формулировать предложения, адресованные в МОК, в отношении Олимпийской Хартии и Олимпийского движения, включая организацию Олимпийских игр; 7.8. выражать свои мнения по поводу кандидатур на организацию Олимпийских игр; 7.9. участвовать, по просьбе МОК, в деятельности комиссий МОК; 7.10. участвовать в подготовке Олимпийских конгрессов; 7.11. пользоваться другими правами, которые им предоставляет Олимпийская Хартия и МОК. 8. МОК помогает НОК выполнять их миссию, используя свои различные подразделения и Олимпийскую солидарность 9. Помимо мер и санкций, предусмотренных в случае нарушения Олимпийской Хартии, Исполком МОК может принимать все необходимые решения для защиты Олимпийского движения в стране НОК, а именно приостановление или лишение признания такого НОК, если конституция, законодательство или другие нормативные акты, действующие в этой стране, или любой акт правительственного органа или любой другой организации, мешают деятельности НОК или формированию и выражению его воли. Прежде чем принять такое решение, Исполком МОК должен предложить соответствующему НОК возможность быть выслушанным. Состав НОК 1. Независимо от своего состава, НОКи должны включать: •всех членов МОК в их стране, если таковые есть. Эти члены имеют право голоса на генеральных ассамблеях НОК; •все национальные федерации, являющиеся членами МСФ, чьи виды спорта включены в программу Олимпийских игр, или их представителей; •действующих или ушедших из спорта спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, однако последние должны покинуть свой пост не позднее, чем по окончании трех Олимпиад с момента их последнего участия в Олимпийских играх. 2. В НОКи могут входить в качестве членов НОК: 2.1. национальные федерации, являющиеся членами МСФ, признанными МОК, виды спорта которых не входят в программу Олимпийских игр; 2.2. группы комплексных видов спорта и другие организации спортивного назначения или их представители, а также лица, имеющие национальность данной страны, которые могут повышать эффективность НОК, или которые имеют выдающиеся заслуги в деле спорта и Олимпизма. 3. Голосующее большинство НОК и его исполнительного органа должны состоять из голосов представителей Олимпийских видов спорта или их уполномоченных представителей. 4. Правительства или иные общественные власти не могут назначать членов НОК. Однако НОК может принять решение по своему усмотрению об избрании в качестве членов представителей этих властей 5. Территориальная юрисдикция НОК должна совпадать с границами страны, в которой он находится и заседает.

Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»