Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Файлы: 1 файл

itogo.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Физическое  развитие  характеризуется  изменениями  трех  групп  показателей: телосложения, здоровья, физических  качеств. Показатели  телосложения – это  биологические  формы  или  морфология  человека. К  ним  относятся  длина  тела, масса  тела, осанка, объемы  и  формы  отдельных  частей  тела, величина  жироотложения  и  др. Показатели  здоровья  отражают  морфологические  и  функциональные  изменения  физиологических  систем  организма  человека  и  его  психического  состояния. Решающее  значение  на  здоровье  человека  оказывает  функционирование  сердечнососудистой, дыхательной  и  центральной  нервной  систем, органов  пищеварения  и  выделения, механизмов  терморегуляции  и  др. К  показателям  физических  качеств  относятся  сила, скоростные  способности, выносливость, гибкость, ловкость  и  др.

Физическое  развитие  следует  рассматривать  в  динамике  как  процесс  и  в  статике  как  какой-либо  его  уровень  на  конкретном  отрезке  жизненного  пути. На физическое развитие влияет: наследственность (особенности телосложения, осанка), среда (питание, мед. обслуживание, вредные привычки, экология), двигательная активность. 0-25 лет физ развитие постепенно увеличивается, 25-50 – поддерживается, 50 - … угасает.

 

Вопрос 6 Физическая  подготовленность  (понятие  и  общая  характеристика)

Прежде всего, следует различать два термина – «подготовка» и «подготовленность». Подготовка обозначает процесс. Поэтому когда используется этот термин, то подразумевается выбор средств, методов, форм, организации, системы их использования, ресурсное обеспечение. Подготовленность обозначает результат процесса, то есть что получилось (образовалось, изменилось) в итоге, от начала к концу этого процесса. Следовательно, сочетание терминов «физическая подготовка» обозначает процесс, направленный на развитие физических (двигательных) качеств человека, а сочетание терминов «физическая подготовленность» - результат этого процесса. В настоящее время государственные ориентиры  норм  физической подготовленности учащихся не унифицированы, так как рекомендованные Министерством образования учебные программы представляют свои варианты тестирования. По их составу, нормативным требованиям они отличаются друг от друга весьма существенно. Челночный бег 4х9м - тест характеризует ловкость и быстроту, бег 6 мин - тест характеризует выносливость, прыжок в длину с/м - тест характеризует скоростно-силовую подготовленность, подтягивание - тест характеризует силовую выносливость и абсолютную силу, гибкость(наклоны, выкруты, шпагаты, мост)

 

Вопрос 7 Физическая  тренировка  (понятие, цель, задачи, принципы)

Тренировка — систематически повторяющееся воздействие на функциональные системы организма, способствующее выявлению духовных и физических способностей человека и обеспечивающее широкий диапазон приспособления к требованиям социально-экологических условий жизни; универсальный способ совершенствования организма. Цель тренировки вытекает из общих социальных и личностных установок на воспитание и самовоспитание человека и заключается в достижении им такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности. Биологической основой тренировочного эффекта в данном случае является адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки. Задачи Тренировка функциональных систем лежит в основе подготовки человека к любой общественно полезной деятельности и позволяет достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных занятий и умений, физического совершенства, высокого уровня здоровья, работоспособности и др. Она лежит в основе всех форм воспитания и обучения, составляет базу физического воспитания и спортивной подготовки, играет огромную роль в умственном развитии человека. Основным правилом физической тренировки следует считать соответствие параметров тренировочных нагрузок текущему состоянию занимающегося и их соразмерность с естественным ритмом развития его двигательной функции. Руководствуясь этим, следует выбирать тренировочные нагрузки такого содержания, характера и направленности, которые бы учитывали единство генетических предпосылок развития двигательной активности человека и функциональных свойств его организма (изменчивости, пластичности, способности к обучению и совершенствованию).Физическая тренировка — эффективная форма воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала и достижение других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания. Вследствие систематической физической тренировки в организме происходят морфологические и физиологические изменения, которые позволяют расширить функциональные возможности практически всех органов и систем, совершенствовать регуляторные механизмы. В результате повышается сопротивляемость к действию неблагоприятных метеорологических факторов окружающей среды, приспособляемость к различным нагрузкам, улучшаются показатели физического развития.

Важнейшая роль в этих изменениях, связанных с тренировкой, принадлежит нервной системе. Увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, значительно ускоряется двигательная реакция. Совершенствуется функция анализаторов, что обусловлено большим разнообразием раздражителей в процессе занятий. Увеличивается число эритроцитов и содержание гемоглобина в крови, что способствует повышению кислородной емкости крови. Возрастают запасы энергетических веществ в мышцах, головном мозге, мышце сердца. Изменяется и опорно-двигательный аппарат: повышается прочность костей и связок, увеличивается масса и объем мышц, возрастает мышечная сила. При регулярных тренировках развиваются дыхательные мышцы, увеличиваются подвижность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких. Дыхание становится более редким и глубоким, выдох удлиняется. Сердце работает в более благоприятных условиях: частота его сокращений несколько замедляется при увеличении их силы, что говорит о его экономной работе.

Физическую тренировку широко применяют при подготовке людей, работающих в экстремальных ситуациях (лётчиков, космонавтов, подводников), для восстановления утраченных двигательных способностей в результате перенесённых травм и заболеваний. При несоблюдении основных закономерностей физической тренировки могут развиться переутомление, перетренированность и перенапряжение звеньев функциональных систем.

 

Вопрос 8 Физическая  нагрузка  (общая характеристика, основные требования)

Физическая нагрузка — это количественный показатель воздействия упражнений на функциональную деятельность организма. Она определяется интенсивностью и объемом. Интенсивность физической нагрузки — это отношение количества упражнений повышенной сложности к общему числу упражнений за определенный промежуток времени. Объем физической нагрузки — совокупность всех упражнений, выполняемых каждым учеником (студентом). Под объемом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю и т. д., выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выполненных упражнений. Физическую нагрузку увеличивают постепенно. При этом обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого. Оптимальная, целесообразная нагрузка – это нагрузка, вызывающая желаемые сдвиги в организме. Оценить воздействие нагрузки на организм можно по показателям функционального состояния (например, по величине ЧСС во  время работы или скорости ее восстановления после нагрузки; по скорости двигательной реакции или точности воспроизведения движений). Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами: Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических. Восстановительно - оздоровительная деятельность  для снятия психологического и физического напряжения после работы. Поддержание существующей тренированности на  существующем уровне. Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.

 

Вопрос 9 Правила контроля и дозирования физической  нагрузки 

Принципом пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверх нагрузки. Основным правилом в выборе пороговых нагрузок заключается в том, что они должны соответствовать текущим функциональным возможностям данного человека. Так, одна и та же нагрузка может быть эффективной для малотренированного человека и совсем неэффективной для нетренированного человека. Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается на принцип пороговых нагрузок. Из него следует, что  при определении тренировочных нагрузок как тренер - преподаватель, так и сам тренирующийся должны иметь достаточное представление о функциональных возможностях своего организма. Принцип постепенности в повышении нагрузок также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенно возрастать с ростом тренированности. В зависимости от целей тренировки и личных способностей человека физические нагрузки должны иметь разную степень. Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения или поддержания уровня существующих функциональных возможностей. Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние. Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин. (здоровый человек)

1. до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен.

2. до 120-140 - восстановительно - поддерживающая.

3. до 140-160 - развивающая выносливость, аэробная.

4. до 160-180 - развивающая скоростную выносливость

5. более 180 - развитие скорости.

 

Вопрос 10 Физические качества (общая характеристика) 

Сила – способность  человека  преодолевать  внешнее  сопротивление  или  противодействовать  ему  посредством  мышечного  напряжения. Быстрота человека проявляется  в  способности  выполнить  движение  за  возможно  короткий  отрезок  времени. Выносливость – это  способность  организма  преодолевать  наступающее  утомление, характеризующееся  временем  выполнения  работы  определенной  интенсивности. Ловкость –  способность  человека  быстро  решать  новые  двигательные  задачи, перестраивая  структуру  своих  движений  в  нужном  направлении  в  соответствии  с  резко  изменяющимися  условиями. Гибкость – способность  человека выполнять  движения  отдельных  сегментов  тела  с  большой  амплитудой. Чем лучше развиты отдельные качества, тем выше работоспособность человека. В основе воспитания физ качеств лежит св-во организма ни только не изнашиваться при выполнении физ упражнений, но и отвечать на увеличение нагрузки ростом работоспособности.

 

Вопрос 11Физическое качество – сила (понятие, основы  методики  развития)

Сила – способность  человека  преодолевать  внешнее  сопротивление  или  противодействовать  ему  посредством  мышечного  напряжения. Это  качество  проявляется  при  поднятии  штанги, подтягивании  и т. д. Силовые  качества  зависят  от  множества  различных  факторов: анатомических, состояния  внутренних  систем  организма, психологического  портрета  личности, физиологических  и  биохимических  процессов  происходящих  в  организме  и  условий  в  которых  проявляются  эти  качества. Различают  абсолютную  и  относительную  силу. Абсолютная  сила  представляет  суммарную  силу  всех  мышечных  групп, участвующих  в данном  движении. Наглядно  она  проявляется  в  тяжелой  атлетике. Относительная  сила – это  величина  абсолютной  силы, приходящаяся  на  1  кг  массы  тела  человека. Проявление  относительной  силы  характерно  для  спортивной  гимнастики. Как  правило, люди  с  большой  массой  тела  обладают  меньшей  относительной  силой. Поднять  очень  тяжелую  штангу  им  легче, чем  подтянуться  на  перекладине. Для  развития  силы  необходимы  определенная  система  и  регулярные  тренировки. Для  новичков  достаточно  трех  занятий  в  неделю. Средства  развития  силы  достаточно  многообразны. Гимнастические  упражнения    отягощением, которым  может  служить  и  масса  собственного  тела (например, при  подтягивании  на  перекладине, отжимании  на  брусьях), упражнения  с  искусственным  отягощением (штанга, гантели, гири, мешки  с  песком), упражнения  с  использованием  тренажерных  устройств  различного  типа (гидравлических, электромагнитных, блоковых, инерционных), прыжковые  упражнения  различного  типа, упражнения  с  использованием  упругих  устройств (амортизаторы  из  резины, пружины, эспандеры), упражнения  с  противодействием  партнера. Существует несколько  методов  развития  силы: При  методе  максимальных  усилий упражнения  выполняются  с  отягощением  в  90%  от  максимально  поднимаемых. В  одном  подходе  выполняется  1-3  повторения, за  одно  занятие  таких подходов  делается  5-6, отдых  между  подходами – до  полного  восстановления (5-8  мин.). Этот  метод  не  рекомендуется  на  начальных  этапах  занятий  и  для  новичков. Применять  его  следует  не  больше  1  раза  в  две  недели. Данный  метод  используется  в  основном  перед  соревнованиями. Этот метод  предназначен  для  воспитания  «взрывной  силы». При  методе  повторных  усилий  применяются  отягощения  в  70-75%  от  максимальных. В  подходе  выполняется  8-12  повторений. За  одно  занятие  выполняется  3-6  подходов. Отдых  между  подходами – 2-4  ми. (до  неполного  восстановления). Данный  метод  способствует  наращиванию  мышечной  массы. В  практике  физической  культуры  этот  метод  еще  называют  методом  «до  отказа». Метод  динамических  усилий  предполагает  использование  отягощений  в  30%  от  максимальных. За  один  подход  выполняется  15-25  повторений. Темп максимально  быстрый. За  одно  занятие  выполняется  3-6  подходов. Этот  метод  способствует  развитию  преимущественно  силовой  выносливости  и  проработке  рельефа  мышц. Изометрический (статический)  метод  предполагает  максимальные  статические  напряжения  4-5 с. упражнения  выполняются  с  отягощением  в  60%  от  максимально  поднимаемых.  За  одно  занятие  упражнение  повторяется  3-5  раз  с  отдыхом  после  каждого  напряжения  до  1  мин. Примером  таких  упражнений  являются  угол  в  упоре  или  висе, удерживание  рук  в  стороны  с  гантелями  и  пр.

По  данным  ученых, абсолютная  сила  у  лиц, не  занимающихся  спортом, в  16-17  лет  близка  к  предельной, зарегистрированной в  20-30  лет. Если  заниматься  специальными  упражнениями, то  сила  будет  продолжать  расти.

 

Вопрос 12  Физическое качество – быстрота (понятие, основы  методики  развития)

Быстрота  человека проявляется  в  способности  выполнить  движение  за  возможно  короткий  отрезок  времени. В  практике  физической  культуры  быстрота  проявляется  в  беге  на  короткие  дистанции  (60  и  100  м.). Различают  элементарные  и  комплексные  движения. Элементарные  движения представляют  собой  одиночные  движения  и  характеризуются  следующими  показателями:

  • Временем  двигательной  реакции  (время  от  подачи  сигнала  до  начала  движения),
  • Временем  движения,
  • Частотой (темпом)  движений  в  единицу  времени.

Комплексные  движения  кроме  этих  показателей   определяются  и  другими. Например, в  беге  на  100  м.  быстрота зависит  от  длины  шагов, которые, в  свою  очередь, зависят  от  силы  отталкивания, длины  ног. Простые  двигательные  реакции  можно  наблюдать  при  старте  в  беге  на  короткие  дистанции. Латентное (скрытое)  время, промежуток  времени  с  момента  подачи  сигнала  до  начала  движения, у  сильнейших  спринтеров  мира  составляет  0,11 – 0,15 с.  У  людей, не  занимающихся  спортом, латентное  время  простых  двигательных  реакций  находится  в  промежутке  от  0,20  до  0,30 с. Мерой  быстроты  одиночного  двигательного  действия  является  временной  интервал  от  начала  ациклического  действия (например, одиночный  удар  в  боксе)  до  его  логического  завершения, или  одиночный  акт  из  циклических  видов  спорта (например, беговой  шаг  в  разбеге  прыжков  в  длину). Мерой  проявления  быстроты  реакции человека  является  ее  длительность  или  «время  реакции». Существует  время  простой  и  сложной  двигательной  реакции. Время  простой  двигательной  реакции – это  стандартное  двигательное  действие  на  стандартный  сигнал  раздражителя. Время  сложной  двигательной  реакции – это  выбор  оптимального  двигательного  действия  на  изменяющийся  сигнал  раздражителя. Эти  реакции  называют  также  «реакциями  выбора». Реакции  выбора  проявляются  в  различных  видах  спорта: спортивных  играх (реакция  на  мяч, шайбу  и т.п.), единоборствах (ответ  на  действия  противника  и  других  аналогичных  случаях). Различают  простые  и  сложные  реакции  выбора. Простая  реакция – это  ответ  определенным  движением  на  заранее  известный, но  внезапно  появляющийся  сигнал (например, выстрел  стартового  пистолета). При  воспитании  быстроты  простой  реакции  используют  метод  повторного, возможно  более  быстрого  реагирования  на  внезапно  появляющийся сигнал. Сложная  реакция  бывает  различной, но  чаще  всего  это  реакция  на  движущийся  объект  и  реакция  выбора. В  реакции  на  движущийся  предмет  важно  постоянно  видеть  предмет, передвигающийся  с  большой  скоростью. Для  этого  используются  упражнения  с  постепенно  увеличивающейся  скоростью  объекта, с  его  внезапным  появлением  в  различных  местах, с  сокращением  дистанции  наблюдения  и  т.п.

Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»