Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Файлы: 1 файл

itogo.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

6.При высоких нагрузках повышается влагопотеря. В покое человек через дыхание и почки выводит из организма влаги примерно 40 г/ч, а при физической активности этот показатель возрастает до 300 г/ч.

 

Вопрос 20 Профессионально-прикладная физическая подготовка (цель и задачи)

ППФП - это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. Необходимость совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами (цели):

1 ) время, затрачиваемое на освоение  современных практических профессий, и достижение профессионального  мастерства в них продолжают  зависеть от уровня функциональных  возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

2) производительность достаточно  многих видов профессионального  труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения  вероятных негативных влияний  определенных видов профессионального  труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции общесоциального  и научно-технического прогресса  не освобождают человека от  необходимости постоянно совершенствовать  свои способности, а их развитие  в силу естественных причин  неотделимо от физического совершенствования индивида.

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных  умений, навыков и физкультурно-образовательных  знаний, способствующих освоению  избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально  важных физических и непосредственно  связанных с ними способностей , обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень резистентности  организма по отношению к неблагоприятным  воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая  деятельность , содействовать увеличению  его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать успешному выполнению  общих задач, реализуемых в системе  профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих  целеустремленных, высокоактивных  членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

 

Вопрос 21 Лечебная физическая культура (цель и задачи)

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Термином ЛФК обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. Цель ЛФК— лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Формы ЛФК: утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), дозированная ходьба, оздоровительный бег лечебное плавание, трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе, игры, спортивные игры, ближний туризм и т.д. Итак, инструмент лечебной физкультуры - физические упражнения. Лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Очень важно весь период лечения разбить на периоды, что позволит определить задачи. Такие периоды называются “периоды лечебного применения физических упражнений”. Различают три периода лечебного применения физических упражнений. I период соответствует фазе мобилизации организмом физиологических механизмов борьбы с болезнью и фазе формирования временных компенсаторных механизмов. Основная задача ЛФК упражнений в этот период - стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, профилактика осложнений. II период соответствует фазе обратного развития изменений, вызванных болезнью, и формированию постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основные задачи ЛФК в этот период - содействие быстрейшей ликвидации обнаруженных нарушений, а в некоторых случаях - формирование постоянных компенсаций. III период соответствует периоду выздоровления. Основные задачи ЛФК в этот период: ликвидация выявленных остаточных нарушений, восстановление адаптации к привычным производственно-бытовым психофизическим нагрузкам и условиям.

 

Вопрос 22  Медицинский контроль в процессе занятий физическими упражнениями

Особое место при проведении педагогического контроля занимает медицинское обеспечение - одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности проведения учебно-тренировочных занятий. Медицинское обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде медицинского контроля. Медицинский контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий вопросы физического развития, функционального состояния и состояния здоровья человеческого организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Медицинский контроль является основным разделом спортивной медицины, имеющей свои четко определенные принципы и задачи. Главная задача медицинского контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Задача медицинского контроля - ознакомить студентов с основными вопросами медицинского контроля. Выполнение этой задачи облегчается тем, что на практических занятиях студенты уже получают некоторые представления об основных методах контроля. Однако, следует учитывать, что в настоящее время все большее число людей, причем, различного возраста охвачено занятиями физическими упражнениями и спортом. Это обстоятельство требует от них более глубоких знаний в области медицины, поскольку не все из них находятся под контролем преподавателя-тренера на занятиях (чаще) или врача (реже). Цель медицинского контроля является всемерное содействие эффективности процесса физического воспитания, правильному использованию средств физической культуры. Он призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Медицинский контроль является обязательным условием предупреждения травматизма, сохранения здоровья человека, долголетия, творческой активности и осуществляется в соответствии с "Положением о медицинском контроле за физическим воспитанием в вузе".

Основные задачи медицинского контроля:

  1. определение состояния здоровья занимающихся и решение вопросов допуска их к занятиям в различных формах и группах;
  2. осуществление медицинского контроля на занятиях по физическому воспитанию и спортом;
  3. диагностика функционального состояния;
  4. оценка физического развития и выявление заболеваний и травм;
  5. медицинское обеспечение соревнований;
  6. агитация и пропаганда физической культуры среди населения.

Медицинский контроль в вузе проводится в следующих формах:

¾регулярные медицинские обследования и контроль лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

¾врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

¾санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий;

¾медико-санитарное обеспечение массовых оздоровительных и спортивных мероприятий (в спортивных лагерях и на учебно-тренировочных сборах);

¾профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

¾санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

Для занимающихся физическими упражнениями и спортом по государственным программам (согласно учебному расписанию) медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год -первичное. -Для занимающихся спортом 3-4 раза в год.

Ежегодные медицинские осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физического развития и функциональных способностей важнейшие систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой медицинского контроля распределение занимающихся на группы:

¾основную (без отклонений в состоянии здоровья);

¾подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

¾специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничение физических нагрузок)

Оно позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровы занимающихся.

Занятия физическими упражнениями должны проводиться под контролем врача, но прежде всего под контролем тренера-преподавателя по физическому воспитанию. Врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий позволяют выяснить условия и методику занятий, подготовленность занимающихся, выполнение ими гигиенических правил, определить недочеты в организации учебных занятий, позволяют обеспечить всестороннее физическое развитие студентов.

На соревнованиях медицинское обслуживание осуществляют спортивные врачи. На соревнованиях они входят в состав судейской коллегии. Без врача ни одно соревнование не может проводиться.


Вопрос 23  Средства восстановления физической работоспособности

Под действием нагрузки расходуется рабочий потенциал организма и возникает утомление. Это стимулирует восстановительные процессы. Во время отдыха, организм сначала полностью восстанавливает свой потенциал (компенсация работоспособности), а затем увеличивает его, создавая эффект "сверхвосстановления" (суперкомпенсация). Интенсивность восстановления работоспособности зависит от интенсивности расходования энергии во время работы. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при правильном соотношении нагрузки и отдыха. Большое значение для повышения эффективности умственного труда имеет выделение и рациональное использование перерывов /пауз/ для отдыха.

 

 

Вопрос 24  Самоконтроль  при  занятиях  физическими  упражнениями

Только  правильно  организованные  занятия  с  соблюдением  принципов  спортивной  тренировки  и  под  наблюдением  врача  укрепляют  здоровье, улучшают  физическое  развитие, повышают  физическую  подготовленность  и  работоспособность  организма, способствуют  росту  спортивного  мастерства. Неправильная  организация  занятий, пренебрежение  методическими  требованиями, выполнение  объема  и  интенсивности  физической  нагрузки  без  учета  состояния  здоровья  и  индивидуальных  особенностей  занимающихся, отсутствие  регулярного  медицинского  контроля  могут  нанести  вред  здоровью.

Все  студенты, занимающиеся  физической  культурой  и  спортом  по  учебному  расписанию  или  самостоятельно, должны  регулярно  проходить  медицинские  обследования: первичные (на  1  курсе)  и  повторные  (на каждом  курсе). Учащиеся, занимающиеся  спортом, - 3 – 4  раза  в  год, а  студенты, отнесенные  по  состоянию  здоровья  к  специальной  медицинской  группе, - 1  раз  в  семестр. Дополнительные  медицинские  осмотры  проводятся  перед  соревнованиями, после  перенесенных  заболеваний, по  направлению  преподавателя. Врачебный  контроль  даст  лучший  результат, если  он  будет  дополнен  самоконтролем. Результаты  самоконтроля  записываются  в  специальный  дневник – тетрадь, разграфленную  по  датам  и показателям  самоконтроля.

Количество  показателей  самоконтроля  может  быть  разным. Главное – научиться  правильно  определять  и  формулировать  отдельные  показатели. Самочувствие  является  субъективной  оценкой  состояния  организма. Оно  служит  важным  показателем  влияния  физических  упражнений  и  спортивной  тренировки. Самочувствие  оценивается  как  хорошее, плохое  и  удовлетворительное. При  плохом  самочувствии  указывается  характер  необычных  ощущений.

Показателями  состояния  организма  являются  аппетит, сон, пульс, масса  тела, болевые  ощущения. Различные  отклонения  в  состоянии  здоровья  отражаются  на  аппетите. Он  может  быть  хорошим, плохим, удовлетворительным, пониженным. Сон  также  отражает  состояние  организма. В  дневнике  самоконтроля  отмечаются  продолжительность  и  глубина  сна, его  нарушения (трудное  засыпание, беспокойный  сон, бессонница, недосыпание  и  др.). Пульс – важный  показатель  состояния  организма. Обычно  на  занятиях  по  физической  культуре  частота  сердечных  сокращений  при  средней  нагрузке  составляет  130 – 150  уд. /мин, а  на  спортивной  тренировке  при  значительных  нагрузках  она  может  достигать  180 – 200  и  более  ударов  в  минуту. При  больших  нагрузках  пульс  приходит  в  норму  только  через  40 – 50  мин. Если  после  тренировки  пульс  не  нормализуется  в  указанное  время, это  свидетельствует  о  большом  утомлении  в  связи  с  недостаточной  физической  подготовкой  или  наличием  отклонений  в  состоянии  здоровья.

Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»