Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Файлы: 1 файл

itogo.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Средствами  развития  быстроты  являются  многократно  повторяемые  с  максимальной  скоростью  упражнения (соревновательные  или  подготовительные). При  этом  используются  два  основных  метода: метод  облегченных  условий (бег  за  лидером, бег  под  уклон)  и  метод  усложненных  условий  (бег  в  гору, метание  более тяжелых  снарядов). Методами  воспитания  быстроты  являются: повторный, переменный (с  варьирующими  ускорениями), игровой  и  соревновательный.

При  развитии  быстроты  следует  выполнять  определенные  условия. Отдыхать  между  упражнениями  следует  до  восстановления  дыхания, а  выполнять  упражнения  с  максимальной  или  околомаксимальной  скоростью. С  падением  скорости  упражнения  следует  прекратить, поскольку  в  этом  случае  скорость  развиваться  не  будет.

Быстрота  движений  у  лиц, не  занимающихся  спортом, увеличивается  до  17  лет  у  юношей  и  до  14  лет  у  девушек.

 

Вопрос 13 Физическое качество – выносливость (понятие, основы  методики  развития)

Выносливость – это  способность  организма  преодолевать  наступающее  утомление, характеризующееся  временем  выполнения  работы  определенной  интенсивности. Различают  эмоциональное, умственное  и  физическое  утомление. Физическое  утомление  по-разному  проявляется  при  выполнении  различной  работы, и  в  соответствии  с  этим  различают  общую  и  специальную  выносливость. Общая  выносливость (при  которой  в  работе  участвуют  2/3  всех  мышц) – это  способность  человека  выполнять  работу  с  невысокой  интенсивностью  в  течение  продолжительного  времени  за  счет  аэробных  источников  энергообеспечения. Основным  показателем  аэробной  выносливости  является  максимальное  потребление  кислорода (МПК). Анаэробную  производительность  характеризует  максимальный  кислородный  долг (МКД), который  организм  может  «терпеть». Общая  выносливость  воспитывается  циклическими  упражнениями (продолжительный  бег, передвижения  на  лыжах, плавание, езда  на  велосипеде, гребля). При  длительной  малоинтенсивной  работе  продолжительностью  больше  25-30  мин, в  связи  с  исчерпанием  запасов  гликогена, в  энергетический  обмен  вступают  жиры. Процесс  замещения  углеводов  жирами  может  быть  настолько  интенсивным, что  80%  всей  необходимой  в  данных  условиях  энергии  освобождается  в  результате  расщепления  жира. Вот почему  для  борьбы  с  лишним  весом  рекомендуют  бег, ходьбу, езду  на  велосипеде, ходьбу  на  лыжах, греблю  и  т.п., т.е. упражнения  не  очень  интенсивные, но  достаточно  продолжительные (не  менее  30  мин). Общая  выносливость  характеризуется высокоэкономичной  и  эффективной  работой  сердечнососудистой, дыхательной  и  других  систем  организма. Общая  выносливость  довольно  хорошо  поддается  тренировке  в  любом  возрасте. Высокий  уровень   развития  общей  выносливости  служит  предпосылкой  для  развития  специальной  выносливости.

Методы  воспитания  общей  выносливости  разнообразны: непрерывный, повторный, переменный, интервальный  и  смешанный  варианты.

Специальной  выносливостью  называют  способность  человека  длительно  выполнять  определенное  специализированное  двигательное  действие  без  снижения  эффективности, несмотря  на  возникающее  утомление.

Различают  следующие  виды  специальной  выносливости: скоростная, силовая, статическая.

Скоростная  выносливость  связана с  возникновением  значительного  кислородного  долга, так  как  сердечнососудистая  и  дыхательная  системы  не  успевают  обеспечить  мышцы  кислородом  из-за  кратковременности  и  высочайшей  интенсивности  упражнения. Поэтому  все  биохимические  процессы  в  работающих  мышцах  совершаются  в  условиях  недостатка  кислорода. Погашение  большей  части  кислородного  долга  происходит  уже  после  прекращения  упражнения.

Силовая  выносливость – это  способность  длительное  время  выполнять  упражнения (действия), требующие  значительного  проявления  силы.

Выносливость  к  статическим  усилиям – способность  в  течение  длительного  времени  поддерживать  мышечные  напряжения  без  изменения  позы. Обычно  в  этом  режиме  работают  лишь  отдельные  группы  мышц. Здесь  существует  обратная  зависимость  между  величиной  статического  усилия  и  его  продолжительностью – чем  больше  усилие, тем  меньше  продолжительность.

Наиболее  эффективными  методами воспитания  специальной  выносливости  являются  повторный  и  интервальный  методы.

Развивать  выносливость  следует  к  каждому  виду  работы  отдельно:

  1. К  локальной, региональной  и  глобальной  мышечной  работе (вовлекающей  соответственно  1/3, 2/3  и  больше  2/3  мышечной  массы  тела);
  2. К  удерживающей, преодолевающей  или  уступающей  работе (т.е.  к  статической  и  динамической  работе);
  3. к   равномерной  и  неравномерной  работе (т.е.  к  работе  с  переменным  режимом  интенсивности);
  4. К  мышечной  работе  максимальной  интенсивности (продолжительностью  10-30 с), субмаксимальной (30  с – 4  мин), большой  интенсивности (4 – 30 мин)  и  умеренной  интенсивности (более  30  мин).

При  дозировании  нагрузки  для  развития  выносливости  к  равномерной  мышечной  работе  выделяют  4  зоны  интенсивности по    частоте  сердечных  сокращений:

- нулевую  тренировочную  зону  (до  130  уд./мин), которая  используется  для  отдыха;

- первую  тренированную  зону (от  130  до  150  уд./мин) – типична  для  начинающих  спортсменов. Увеличение  потребления  кислорода  происходит  со  130  уд./мин. Этот  порог  назван  порогом  готовности;

- вторую  тренировочную  зону (от  150  до  180  уд./мин), когда  подключаются  механизмы  анаэробного  обеспечения, так  как  рубеж  150  уд./мин  близок  к  порогу  анаэробного  обмена (ПАНО), который  является  чувствительным  критерием  тренированности. Так, если  ПАНО  наступает  при  частоте  сердечных  сокращений  130-140  уд./мин, это  свидетельствует  о  низком  уровне  спортивной  формы, а  если  при  160-165  уд./мин – отличной  тренированности;

- надкритическую  зону  (более  180  уд.), в  которой  совершенствуются  анаэробные  механизмы. В  этой  зоне  пульс  перестает  быть  информативным  показателем  дозирования  нагрузок. Важное  значение  приобретают показатели  реакции  крови  и  ее  состава  (содержание  молочной  кислоты).

 

Вопрос 14  Физическое качество – ловкость (понятие, основы  методики  развития)

Ловкость – способность  человека  быстро  решать  новые  двигательные  задачи, перестраивая  структуру  своих  движений  в  нужном  направлении  в  соответствии  с  резко  изменяющимися  условиями. Она  проявляется,  как  способность  осваивать  сложные  по  координации  движения; как  точность  выполнения  пространственных, временных, силовых, ритмических  характеристик  заданного  движения; как  способность  изменять  двигательную  деятельность  сообразно  меняющейся  обстановке (хорошо  проявляется  в  спортивных  играх). Специализированным  проявлением  ловкости  являются  двигательно-координационные  способности – способности  рационально  и  эффективно  решать  конкретные  двигательные  задачи, особенно  возникающие  неожиданно. Условно  координационные  способности  можно  разделить  на  несколько  составляющих, что  облегчит  подбор  средств  для  их  совершенствования:

  1. Способность  точно  соизмерять  величину  усилия, пространственные  и  временные  характеристики  движения.
  2. Способность  точно  выдерживать  заданную  позу  необходимую  продолжительность  времени.
  3. Способность  сохранять  равновесие, определенным  напряжением  различных  мышечных  групп.
  4. Способность  выполнять  двигательные  действия  с  большим  усилием, без  излишней  мышечной  напряженности (скованности).

Средства  и  методы  развития  ловкости  сводятся  к  систематическому  разучиванию  новых  движений  и  применению  упражнений, предполагающих  мгновенное  перестраивание  двигательной  деятельности (спортивные  игры, единоборство). Для  этого  можно  использовать  соревновательные  упражнения, усложняя  их  условия  по  различным  критериям. Например, применяя  отягощения  локального  характера (манжеты  на  конечности), увеличивая  скорость  полета  снаряда  или  мяча  за  счет  уменьшения  его  веса, уменьшая  площадь  опоры  при  двигательных  действиях (подвижные  игры, стоя  на  одной  ноге).

Основными  методическими  приемами  при  воспитании  координационных  способностей  являются:

  1. Постепенное  усложнение  выполняемых  двигательных  действий  и  постоянное  обучение  новым  движениям.
  2. Выполнение  сложных  двигательных действий  в  изменяющихся  условиях.
  3. Выполнение  сложных  двигательных  действий  с  различными  видами  контроля (визуального, слухового  и  т.п.), для  приобретения  мышечной  точности  в  различных  проявлениях – пространственной, временной, величине  усилия.
  4. Выполнение  различных  упражнений  в  статическом  положении  и  динамике, направленных  на  устранение  излишней  скованности  мышц (упражнения  на  расслабления).

Есть  ловкость, которая  проявляется  во  владении  своим  телом. Есть  ловкость, которая  проявляется, например, во  владении  мячом. Развитие  одного  вида  ловкости  не  дает  гарантии  в  достаточном  уровне  развития  другого. Нередко  можно  видеть  отличного  баскетболиста, чувствующего  себя  беспомощно  при  выполнении  гимнастических  упражнений, и  отличного  гимнаста, «топорно»  обращающегося  с  мячом. Такое  явление  наблюдается  в  том  случае, если  спортсмен  с  детского  возраста   ограничивал  занятия  одним  видом  физических  упражнений.

Двигательно-координационные  способности  особенно  успешно  воспитываются  в  юношеском  возрасте, особенно  в  13-14  лет. Однако  в  любом  возрасте  можно  добиться  значительного  повышения  уровня  их  развития.

При  воспитании  этих  способностей  следует  помнить  о  том, что упражнения  требуют  высокой  концентрации  внимания  и  точности движений, поэтому  интервалы  отдыха  между  выполнениями  нужно  подбирать  так, чтобы  не  снижалась  эффективность  тренировки.

 

Вопрос 15  Физическое качество – гибкость (понятие, основы  методики    развития)

Гибкость – способность  человека  выполнять  движения  отдельных  сегментов  тела  с  большой  амплитудой. Термин  «гибкость»  обычно  применяют  тогда, когда  речь  идет  о  способности  в  целом. При  необходимости  обозначить  величину  амплитуды  движений  между  конкретными  сегментами  тела  говорят  о  подвижности  в  соединяющих  сегменты  суставах.

Проявление  гибкости  зависит  от  эластичности  мышц, связок, суставных  сумок, разминки, температуры  воздуха, возраста  (к  15-16  годам  достигается  максимум  гибкости), и  даже  от  времени  суток. Гибкость  не  может  развиваться  постоянно. Поэтому  следует  ограничиться  таким  уровнем  гибкости, который  обеспечивает  необходимую  амплитуду  движений, а  затем  увеличить  его  на  10-15%.

Различают  активную  гибкость, т.е.  показанную  за  счет  активности  собственных  мышц; и  пассивную, показанную  под  воздействием  внешних  факторов. Реальная  пассивная  гибкость  ограничена  анатомическим  строением  суставов.

Гибкость  может  проявляться  в  движении  (динамическая  гибкость)  и  позах (статическая  гибкость).

Основными  средствами  воспитания  гибкости  являются  упражнения  «на  растягивания»  и  «маховые»  упражнения. Для  развития  гибкости  позвоночника  выполняются  наклоны  туловища  вперед, назад, сидя  на  полу, мостик. Развитию  гибкости  в  плечевых  суставах  способствуют  махи  руками, максимальное  отведение  рук  вверх-назад, мостик, выкруты  с  захватом  скакалки, гимнастической  палки, полотенца. Для  развития  гибкости  в  тазобедренных  суставах  используют  махи  ногами  в  разных  направлениях, наклоны  к  зафиксированной  на  опоре  ноге, шпагат.

При  развитии  гибкости  во  избежание  травм  (растяжений, разрывов  связок  и  мышц)  необходимо  хорошо  предварительно  размяться, разогреть  мышцы (до  пота). С  этой  целью  надевают  дополнительную  одежд.

В  последние  годы  в  нашей  стране  и  за  рубежом  широкое  распространение  получил, так  называемый  «стретчинг»  (в  переводе – растягивание). Эта  система  основана  на  использовании  статических  напряжений  групп  мышц  с  постепенным  их  растяжением.

 

Вопрос 16 Процесс физического воспитания в вузе (цель, задачи, формы)

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
  • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»