Физическая культура и спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Содержание работы

Введение 3
“Физическое воспитание” как учебная дисциплина 5
в высших учебных заведениях.
Социальные функции физической культуры и спорта. 7
Физическое воспитание в вузе. 8
4.Здоровый образ жизни и физическая культура.
Сущность здорового образа жизни. 9
5.Влияние оздоровительной физической культуры на организм 11
6.Физическая культура в общественной и профессиональной
подготовке студентов 19
Заключение 21

Список литературы 22

Файлы: 1 файл

ФИЗ.КУЛЬТУРА.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

Введение                                                                                                              3

  1. “Физическое воспитание” как учебная дисциплина                            5

         в высших учебных заведениях.

  1. Социальные функции физической культуры и спорта.                        7
  2. Физическое воспитание в вузе.                                                               8

      4.Здоровый  образ жизни и физическая культура.

         Сущность  здорового образа жизни.                                                        9

      5.Влияние  оздоровительной физической культуры  на организм           11

  6.Физическая  культура в общественной и  профессиональной 

     подготовке  студентов                                                                                  19

 Заключение                                                                                                       21

 

Список литературы                                                                                           22

Введение

Физическая культура - часть образа жизни человека - система  специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она  опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими  упражнениями позволяют многогранно  влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка  в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности  дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и  жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее  условие высокой работоспособности. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе  действуют на психику человека и  вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает  ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.

Поэтому актуальности этой работы трактуется сегодняшней ситуацией  общества.

- Дать общую характеристику  оздоровительной физической культуры

- Рассмотреть оздоровительную  направленность физической культуры, как важнейший принцип системы физического воспитания

- Рассмотреть содержательные  основы оздоровительной физической  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.“Физическое воспитание” как учебная дисциплина в высших учебных заведениях.

 

Физическое воспитание как учебная дисциплина в вузе определяется такими направлениями, как поддержание социально-обоснованного уровня физическое подготовленности студентов, противодействие средствами физической культуры и спорта негативным факторам, влияющим на здоровье и учебу в вузе, умение самостоятельно использовать средства физической культуры в труде и пр. отдыхе, формирование общей и профессиональной культуры, здорового образа жизни и т.д.

Все эти направления  едины общностью возникновения  содержание используемых методов и  средств.

Предметом этой учебной  дисциплины является обобщенная теория и практическая методика, овладения  которыми дает возможность успешно  использовать их самостоятельно в целях  гармоничного физического и духовного  развития человека.

Формирование теории физического воспитания имеет многолетнюю историю. Она отражает систему (сумму) знаний, накопленных и сконцентрированных за определенный этап в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, систему знаний гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, связанных с познанием и научным обеспечением спортивной практики. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований, обеспечивающих создание научных методов познания теории физического воспитания.

Следовательно, теория физического  воспитания представляет научную дисциплину, структурно оформившуюся в одно из направлений общей культуры.

Теоретический раздел курса  “Физическое воспитание” требует  постоянного внимания, ибо направлен  на развитие интеллекта студента.

Эффективность практического  использования теории физического  воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением  умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей в процессе практического обучения на учебных занятиях. Значение активных практических занятий физической культурой и спортом для молодого организма студента трудно переоценить.

Физическая культура и спорт укрепляют здоровье, повышают физическую и умственную работоспособность, создавая базу для успешного обучения и дальнейшей высокоэффективной работе в сфере производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социальные функции физической культуры и спорта.

 

Физическое состояние  людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Выделяют такие социальные потребности занятий физическими  упражнениями и спортом, т.е. физическим совершенствованием:

  • стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);
  • стремление достичь высоких личных результатов в спорте;
  • желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

С возрастом потребность  в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к  привычным ее формам. В тоже время  глубже осознается личная необходимость  поддержания физического состояния и здоровья.

Для этого подбираются  средства, которые чаще всего не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта по физической культуре.

 

 

 

 

 

 

 

3.Физическое воспитание в вузе.

 

 

  Физическое  воспитание является составной частью общеобразовательной системы воспитания молодежи и приобщает молодых  людей к культуре через двигательную активность во всех формах, играет решающую роль е формировании индивидуальности молодых людей, что иногда более важно, чем оздоровительное воздействие физической культуры.

Основным звеном системы  физического воспитания является физическое воспитание в школе и в вузе. Объясняется это, во-первых, тем, что  физическим воспитанием в этих заведениях охвачены практически все школьники и студенты, а, во-вторых, тем, что этот возраст человека наиболее благоприятен для развития и совершенствования физических возможностей организма.

Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вузе выступают как средство социального становления будущих специалистов, каь средство активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство воспитания их в духе коллективизма и взаимопомощи, с чувством ответственности и гордости за свой коллектив, страну, как средстве достижения физического совершенства.

Исходя, из выше сказанного, перед высшей школой ставится задача физическому движению студенчества массовый характер, создать научно-обоснованную систему физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Здоровый образ жизни и физическая культура

Сущность здорового  образа жизни

 

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармоническое  развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.[1]

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение  вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

-           Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

-           Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

-           Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Здоровье во многом зависит  от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.. Следовательно, для творения здоровья необходимо как  расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Влияние оздоровительной физической культуры на организм

 

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций  опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880--3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии.[3]

Информация о работе Физическая культура и спорт