Экономика физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта ни лидирующие позиции. Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации.

Содержание работы

1. Введение 3-4
2. Экономика спорта и физической культуры 4-12
3. Заключение 13
4. Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

экономика фз и спорта.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

                                        Содержание

  1. Введение                                                                                                 3-4
  2. Экономика спорта и физической культуры                                       4-12
  3. Заключение                                                                                             13
  4. Список используемой литературы                                                       14 

                                               Введение

За последние годы экономические  отношения в области спорта и  спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным  образом преобразована макроэкономическая среда, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта ни лидирующие позиции.

Сложные задачи по повышению  эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит  решать спортивным предпринимателям и  менеджерам новой генерации. Естественно, что модернизировать сложившуюся  систему экономических отношений  в спорте, качественно улучшить параметры  ее функционирования, могут лишь высококлассные и профессионально подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь  подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь знания экономики  спорта и предпринимательства, так  как именно эти сферы являются определяющими для процветания  спортивного бизнеса и спорта в целом.

Задача спортивного менеджера-управленца – разобраться в профессионально-важных качествах тех людей, услуги которых  можно выгодно продать или  использовать в деятельности той  или иной организации, фирмы. В настоящее  время маркетолог в спортивном бизнесе – ключевая фигура в научно-обоснованном подходе в организации бизнеса и предпринимательской деятельности в современном спорте.

Практика показывает, что  только обоснованные управленческие решения  позволяют успешно достигать  общих и конкретных целей, которые  ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений. Нередко достижение таких целей оказывается нереальным вследствие экономических просчётов или нерационального, неумелого использования имеющихся средств.

 

            Экономика физической культуры  и порта.

Отраслевая структура  народного хозяйства характеризуется  перечнем отраслей, отдельных производств  и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного  разделения труда, сформировавшимися  между ними пропорциями в распределении  ресурсов и масштабах производства, межотраслевыми взаимосвязями, проявляющимися в обмене товарами и услугами.

В настоящее время все  отрасли экономики объединены в  две сферы – производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производство).

Нас в большей степени  будет интересовать непроизводственная сфера. Непроизводственная сфера – это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг, а именно: услуг жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и связи (для населения), здравоохранения, физической культуры и спорта, просвещения, культуры, искусства, науки и научного обслуживания, сферы управления и др.

Физическая культура и  спорт в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного  хозяйства (ОКОНХ) являются составной  частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», т.е. рассматриваются фактически не как отрасль, а как подотрасль народного хозяйства.

С экономической точки  зрения физическую культуру и спорт  правомерно рассматривать как вид  общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся  к непроизводственной сфере и  потому прямо не участвующей в  создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные  потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым  рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера. К ним можно отнести следующие  показатели: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных  занятий, спортивных соревнований и  зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской  работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

Представленные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью  к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности. В то же время их интегрированное  функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано  тем, что они вместе, на основе взаимозависимости  удовлетворяют одни и те же потребности  людей в занятиях физическими  упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших  оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.

В целом динамика основных показателей физической культуры и  спорта в масштабах страны свидетельствует  о наличии в развитии отрасли  ряда тенденций, приобретающих в  последние годы позитивный характер. Так, например, отмечается увеличение количества спортивных сооружений, числа работников в этой сфере, занимающихся в спортивных секциях и клубах.

Вместе с тем по общему количеству спортивных сооружений, используемых для занятий населения физическими  упражнениями, мы отстаем даже от тех  стран, где отмечается дефицит территории.

К сожалению, развитию физической культуры и спорта на протяжении последних  лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это  бюджетное финансирование отрасли  по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части  утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а  также невыполнение плановых показателей  бюджетного финансирования и др.

Предметом экономики физической культуры является экономическая проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей. Она  находит свое выражение в следующих  вопросах: как повысить конкурентоспособность  физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество абонементов для занятий в  физкультурно-оздоровительных группах, билетов на спортивные соревнования и др.

Итак, в чем же состоит  сущность экономики физической культуры и спорта? В этом вопросе большинство  ученых основываются на базовых концептуальных положениях, характеризующих сущность экономики физической культуры и  спорта в условиях рыночных отношений:

1. Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом включает три основные проблемы: финансирование спорта, экономическое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физкультурно-спортивных услуг.

В рамках проблемы финансирования спорта необходимо анализировать средства, выделяемые государственным и муниципальными бюджетами на его развитие, деятельность спортивных лотерей, национальных и иных фондов развития спорта, спонсоров, доходы от спортивных мероприятий и т. п.

Экономическое управление спортом  связано с наиболее эффективным  использованием доходов физкультурно-спортивных организаций, ведением бухгалтерского учета, разработкой требований к  налоговой системе, правил оптимальных  затрат на проведение спортивных мероприятий, путей увеличения вклада лиц, работающих на добровольных началах, анализом вознаграждений спортсменов-профессионалов, условий  их труда и т.д.

Взаимодействие на рынке  спортивной промышленности и физкультурно-оздоровительных  услуг представляет собой широкий  спектр экономической деятельности, связанной с потреблением продукта спорта, созданием спроса на рынке  спортивных товаров и услуг, обслуживаемом  как специализированным, так и  неспециализированным производством, и др.

Занятия спортом требуют: создания сети физкультурно-спортивных сооружений и, следовательно, вовлечения в спортивный рынок сферы строительства; поддержания спортивной формы, лечения  в случае получения травм и  т.п. и, следовательно, включения в  спортивный рынок пищевой, фармацевтической промышленности и др.

2. Экономика спорта может быть представлена в виде трех составляющих: макроэкономики, мезоэкономики и микроэкономики.

Проблематика макроэкономики связана с оценкой места экономики  спорта в национальной экономике, изучением  экономических средств, используемых в спортивной политике государства, с экономикой крупных спортивных мероприятий (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.), планированием строительства  физкультурно-спортивных сооружений, исследованием разнообразных связей между сферой финансов и спортом  и др.

Мезоэкономика изучает неравномерное развитие разнообразных видов спорта на основе детального экономического анализа функционирования каждого из них, различных спортивных рынков (региональных и т.д.), а также промышленности по производству спортивных товаров.

Микроэкономика охватывает анализ экономической деятельности муниципалитетов в сфере спорта, экономического управления разнообразными физкультурно-спортивными организациями, экономического статуса спортсменов  и т. п.

3. Развитие экономики спорта происходило поэтапно.

Первый этап характеризуется  эпизодическим взаимодействием  экономики и спорта. Начало этого  этапа можно отнести к первым Олимпийским играм. Явной же «датой рождения» следует считать возникновение  профессионального спорта. Исследование проблем, касающихся взаимодействия экономики и спорта на этом этапе, ни на эмпирическом, ни на теоретическом уровне не проводилось.

Второй этап отличается постоянным и активным взаимодействием экономики  и спорта. На этом этапе (приблизительно с середины 70-х годов XX в.) специалисты  стали проявлять интерес к  исследованиям проблем взаимосвязи  и взаимодействия экономики и  спорта на эмпирическом уровне.

Третий этап, начало которого относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия экономики и спорта, как по количественным, так и по качественным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение проблем экономики спорта, результатом чего явилось формирование экономики спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теоретический уровень исследований), которая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и другими науками.

4. В настоящее время происходит активный процесс интернационализации экономики спорта, проявляющийся в трех основных аспектах – концептуальном, качественном и количественном.

Концептуальный аспект интернационализации  характеризуется тем, что экономика  спорта является хотя и второстепенной, но динамично развивающейся отраслью экономической науки. Экономика  спорта как учебная дисциплина входит в программы высших профессиональных учебных заведений многих стран  мира.

Качественный аспект интернационализации  связан с динамичным развитием экономики  спорта как сектора народного  хозяйства, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных  странах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса является интернационализация капитала (постоянный рост числа фирм, не имеющих  непосредственного отношения к  спорту, которые спонсируют крупнейшие международные соревнования), интернационализация  рынка спортивных товаров, в том  числе создание мультинациональных фирм по их производству (Adidas, Nike, Reebok, Rossignol и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды других стран, и др.

Количественный аспект интернационализации  характеризуется долей ВВП, которая  отражает место экономики спорта в национальной или международной  экономике. По приблизительным оценкам, доля экономики спорта в национальном продукте развитых стран составляет 1 – 2%. Объем мирового рынка спортивных товаров равен 2,0 – 2,5% международной  торговли.

5. Экономика спорта как научная дисциплина до последнего времени в основном развивалась в рамках прикладной экономики. Специалисты пользовались концепциями, методами исследований, статистическим аппаратом и т.п., заимствованными из политической экономии, экономического анализа и др., применяя их для изучения взаимодействия экономики и спорта.

Попытки выхода на уровень  экономической теории являются пока в области экономики спорта редчайшим  исключением. Имеющиеся прецеденты основываются на концепциях и методах  различных областей политической экономии, управления, экономики труда и  т.д., не породив до настоящего времени  собственной теории экономики спорта или оригинального метода исследований.

Экономика спорта априори  носит междисциплинарный характер, так как изучает два класса явлений (экономические и спортивные»  в их взаимосвязи и взаимозависимости. Наиболее конструктивным путем развития экономики спорта как научной дисциплины в XXI в. следует считать расширение и укрепление междисциплинарных связей и проведение совместных исследований экономистами, историками, социологами, юристами, политологами и представителями других научных дисциплин.

Информация о работе Экономика физической культуры и спорта