Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"

Файлы: 1 файл

ответы по физре.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая  культура – это составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека, при помощи осознанной двигательной активности, способствующей совершенствованию анатомического строения и физиологических возможностей органов и тканей человеческого организма.

Формы организованного  физического воспитания возникли в  Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

2.  Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества 

представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.      

 В наш век  – век значительных социальных, технических и физических преобразований  научно-техническая революция, как  уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.      

 Влияние неблагоприятных  факторов на здоровье человека  настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.               

 В настоящее  время объем передвижений в  течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.          

Функции физической культуры.           

 Важнейшей  специфической функцией физической  культуры в целом является  создание возможности удовлетворения  естественных потребностей человека  в двигательной активности и  обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

 

3. Физическая культура  как общеобразовательная дисциплина

физическая культура - это органичная часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. Из этого определения совершенно очевидно, что физическая культура является одной из основных производных общенациональной культуры.

Отметим, что  образовательный учебный предмет по физической культуре в школе - это одна из основных дисциплин единого учебного плана школы, призванная формировать специальные знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, телесного и интеллектуального самосовершенствования. Исходя из отмеченного, процесс преподавания предметов "физическая культура" в школе и "физическое воспитание" в дошкольном учреждении должен предоставлять учащимся возможность (в меру доступного и дошкольникам) получать информацию (знания), позволяющую осознать жизненную необходимость приобретения на основе знаний прикладных умений и навыков, овладеть способами их творческого применения в целях достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности. Помимо этого, что не менее важно, преподавание названных предметов призвано формировать представление о возможностях собственного организма, элементарного мониторинга за состоянием собственного здоровья, а также самостоятельно и грамотно создавать и реализовывать программы самосовершенствования . - это целенаправленная передача обучаемым системных знаний из этой области, формирование способов познания, создание и осуществление программ самосовершенствования.

 

4. Физическое воспитание  и его функции

Физическое  воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Функции: Специально – образовательные функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний; 
- развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;

- прикладные функции  выражены при использовании физической  культуры в системе специальной  подготовки к труду в качестве  фактора профессионально-прикладной  физической подготовки;

- спортивные функции  выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений; 
- рекреативные функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для  восстановления утраченных функциональных  возможностей (использование физической  культуры в лечебных целях). 
Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей. 
Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции. 

 

5. Физическое развитие  и требования к нему 

Физическое  развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

6. Профессионально  – прикладная физическая культура

Фундаментальным принципом системы физического  воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и  оборонной деятельностью людей. На практике это выражается в использовании  физической культуры и спорта при  научной организации труда (НОТ) в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

- вооружить учащихся  прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда;

-сформировать  у учащихся двигательные умения  и навыки, которые будут способствовать  производительному труду будущих  специалистов;

-воспитать у  них физические и психические  качества, необходимые в будущей  трудовой деятельности;

-способствовать  лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии;

-научить использовать  средства активного отдыха для  борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил;

-предупредить  и снизить производственный травматизм  среди работающих за счет увеличения  их силы, быстроты, выносливости, ловкости  и гибкости при выполнении  трудовых операций, в процессе  жизнедеятельности.

Программой физического  воспитания для средних специальных  учебных заведений предусмотрено  ознакомление учащихся с теоретическими основами ППФП, обучение их некоторым  профессионально-прикладным физическим упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств, необходимых специалистам того или иного профиля, подготовка их к участию в простейших соревнованиях по профессионально-прикладным видам спорта.

 

7. Оздоровительно –  реабилитационная физическая культура

Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Наукой доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни.

Этот вид физ. культуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей организма  человека в связи с заболеванием или временной потерей работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной частью этого вида  является лечебная физкультура. 
Лечебная физическая культура является лечебно-педагогическим процессом, предусматривающим сознательное и активное выполнение больным рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает широким арсеналом средств и методов воздействия на организм, таких, как лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные двигательные режимы и др.Применение тех или иных средств и методов, их дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых заболеваниях, как, например, инфаркт, - лечение осуществляется по определенной научно разработанной программе.

Ведущая роль в оптимизации  физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека. В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами: 
1) группы лечебной физической культуры (ЛФК) при диспансерах, больницах; 
2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.; 
3) самостоятельные занятия. 
Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных. 
Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача. 
Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера. 
Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения во время учебы, на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после учебного или (и) рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства.

 

 

 

8.Средства физ-ры

Средства физической культуры и спорта

К настоящему времени  в практике физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую деятельности и устойчивость к различным условиям внешней среды, сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:

1) физические  упражнения;2) использование оздоровительных  сил природы - закаливание, водные  процедуры, воздушные ванны, рациональное  использование солнечной радиации  и т.п.;

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"