Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)
Физическая культура – это вид культуры общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт - соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Файлы: 1 файл

itogo.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1 Физическая культура (понятие и общая характеристика)

Физическая культура – это вид  культуры  общества, содержанием которой является оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, созданных обществом для физического совершенствования. ФК состоит из: физ воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физ качеств, овладение специальными физ знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях ФК; физ подготовка – процесс воспитания физ качеств и овладение базовыми движениями; физ развитие – процесс и результат изменения биологических форм и функций организма человека; физ совершенство – исторически обусловленный идеал физ развития, физ подготовленности, который оптимально соответствует требованиям современной жизни; физ движение – социальное течение, в котором осуществляется совместная деятельность людей по использованию и развитию ФК в обществе; спорт -  соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также межличностные отношения и нормы, присущие этой деятельности. Показателями  состояния  ФК  в  обществе  и  государстве  являются  совокупность  материальных  и  духовных  ценностей, созданных  для  физического  совершенствования  людей, уровень  их  здоровья  и  физического  развития  и  степень  использования  физических  упражнений  в  сфере  воспитания. К  материальным  ценностям  ФК  относятся  стадионы, бассейны, спортивные  залы, медицинские  учреждения, занимающиеся  проблемами  ФК, учебные  заведения, готовящие  кадры  ФК. Их  количество  в  отношении  к  численности  населения – важный  показатель  развития  ФК. Духовные  ценности  ФК составляют  наука  о  физическом  воспитании  и  спорте, сеть  учебных  заведений, готовящих  специалистов  по  физической  культуре, произведения  искусства, посвященные  ФК  и  спорту (живопись, скульптура, музыка, кино). Физическая  культура  личности  связана  с  желанием, потребностью  и  умением  человека  сохранять  свое  телесное  «Я».

 

Вопрос 2 Роль  физической  культуры  в  развитии  общества

ФК является  по  своей  сущности  социальным  явлением. Как  многообразное  общественное  явление, она  связана  со  многими  сторонами  социальной  действительности, все  шире  и  глубже  внедряется  в  общую  структуру  образа  жизни   людей. Воздействуя  на  физ  природу  человека, ФК  содействует  развитию  его  жизненных  сил, физ  качеств, двигательных  навыков, а  в  целом – общей  дееспособности. Это  в  свою  очередь, способствует  совершенствованию  духовных  возможностей, что  в  конечном  итоге  приводит  к  всестороннему  и  гармоническому  развитию  личности. Одностороннее  сведение  ФК  только  к  оздоровительному  влиянию  и  укреплению  организма  человека  является, по  мнению  многих  ученых, упрощенным  пониманием  ее  сущности. Нравственное  воспитание. На  учебных  занятиях, тренировках  и  особенно  во  время  спортивных  соревнований  учащиеся  испытывают  большие  физические  и  моральные  нагрузки. Быстро  меняющаяся  обстановка, противодействие  соперника, зависимость  результата  соревнований  от  усилий  каждого  члена  команды, умение  подчинять  свои  интересы  интересам  коллектива, неукоснительное  выполнение  определенных  правил  соревнований, уважительное  отношение  к  сопернику  содействуют  формированию  у  них  таких  черт  характера, как  сила  воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность  в  своих  силах, выдержка, дисциплинированность. Умственное  воспитание. На  занятиях  по  физической  культуре  учащиеся  получают  знания  о  рациональных  способах  выполнения  двигательных  действий  и  сведения  об  использовании  приобретенных  навыков  в  трудовой  жизни, усваивают  правила  личной  и  общественной  гигиены, методику  закаливания  организма. Трудовое  воспитание. Сущность  трудового  воспитания  заключается  в  систематическом  и  планомерном  развитии  качеств  и  свойств  личности, определяющих  подготовку  человека  к  жизни  в  социуме, к  общественно  полезному  труду. Овладение  трудовыми  навыками  осуществляется  в  процессе  самообслуживания  на  занятиях, коллективной  уборки  и  расстановки  снарядов, спортивного  оборудования, в  процессе  участия  в  общих  работах  по  благоустройству  площадок, выполнения  производительного  труда  в  период  нахождения  в  оздоровительно-спортивных  лагерях  и  пр. Трудолюбие  воспитывается  непосредственно  во  время  занятий  спортом, когда  учащиеся  для  достижения  максимального  результата  многократно  выполняют  физические  упражнения, преодолевая  усталость. Эстетическое  воспитание. В  физической  культуре  и  спорте  заключены  огромные  возможности  для  эстетического  воспитания  человека, для  развития  способности  воспринимать  прекрасное  в  поступках, чувствовать, понимать  красоту  совершенных  форм человеческого  тела, доведенных  до  степени  искусства  движений  гимнаста, акробата, прыгуна  в  воду, фигуриста. Занятия  туризмом, альпинизмом, парусным  спортом  позволяют  наблюдать  и  понимать  прекрасное  в  природе. Связь  занятий  физическими  упражнениями  с  эстетическим  воспитанием  имеет  действенный  характер, так  как  позволяет  не  только  формировать  внешне  прекрасный  образ, но  и  одновременно  влиять  на  воспитание  морально-волевых  качеств, эстетики  поступков  и  поведения  в обществе.

Международные  встречи  воспитывают  уважение  к  спортсменам  других  стран, к  их  обычаям, помогают  преодолеть  расовые  предрассудки, укрепляют  международное  сотрудничество.

 

Вопрос 3  Функции  физической  культуры (общая  и  специфическая  направленность)

Под  функциями  ФК  понимаются  присущие  ей  свойства  воздействовать  на  человека  и  человеческие  отношения, удовлетворять  и  развивать  определенные  потребности  личности  и  общества. Различают  специфические  и  общие  функции ФК. Специфические  функции  ФК отражают  особенности, характерные  свойства, которые  отсутствуют  у  других  явлений  культуры. Общие  социальные  функции  свойственны  культуре  общества  в  области  физической  культуры, так  как  последняя  является  частью  культуры  общества, тесно  связана  с  другими  ее  сторонами.

Специфические  функции  отражают  сущность  ФК, основой  которой  является  двигательная  деятельность. Выделяют  4  группы  функций (по  признакам  общности  их  проявления):

  1. Общее  развитие  и  укрепление  организма.
  2. Подготовка  к  трудовой  деятельности  и  защите  Родины.
  3. Удовлетворение  потребностей  в  активном  отдыхе  и  рациональном  использовании  внерабочего  времени.
  4. Раскрытие  волевых, физических  качеств  и  двигательных  возможностей  человека  на  предельных  уровнях.

Наиболее  важной  из  них  является  подготовка  к  трудовой  деятельности  и  защите Родины. По  своей  сути  эта  функция  нашла  свое  отражение  в  целях  физического  обучения  и  воспитания. Некоторые  исследователи, уточняя  и  конкретизируя  специфические  функции  физической  культуры, выделяют  следующие  из  них  (по  степени  воздействия  на  человека): образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные  и  оздоровительно-реабилитационные.

  1. Специфические  образовательные  функции. В  вузах  она  является  одной  из  основных. Студенты  на  занятиях  овладевают  знаниями, умениями  и  навыками, приобщаются  к  регулярным  занятиям  физическими  упражнениями, осваивают  методическую  подготовку. Немаловажную  роль  эта  функция  имеет  в  спорте  и  особенно  в  детско-юношеском  возрасте. Формирование  жизненно-важных  двигательных  умений  и  навыков, освоение  и  совершенствование  технических  действий  в  спорте  составляют  содержание  физического  образования.
  2. Специфические  прикладные  функции. Существует  профессионально-прикладная  физическая  подготовка. Она  включает  в  себя  не  только  знания, умения  и  навыки, составляющие  предмет  будущей  профессиональной  деятельности, но  и  умение  и  навыки, способствующие  освоению  профессий, формирование  которых  необходимо  для  развития  профессионально  важных  способностей.
  3. Спортивные  функции. Наиболее  ярко  выражены  в  сфере  спорта  высших  достижений, где  они  проявляются  в  том, что  физическая  культура  служит  фактором  достижения  максимальных  результатов  в  реализации  физических  и  связанных  с  ними  возможностей  человека. Спортивные  достижения  аккумулируют  в  себе  все  то, на  что  способен  человек  и  являются  эталоном  максимального  развития  человеческих  способностей, критерием, по  которому  судят  о  возможной  степени  совершенства.
  4. Рекреативные  функции. В  основном  они  ярко  выражены  в  сфере  физической  культуры, представленной  в  режиме  расширенного  отдыха (туризма, рыболовство, охота, спортивные  развлечения). В  обществе  эти  функции  реализуются  в  массовой  спортивной  работе, активном  отдыхе, туризме  и  т.д. Двигательная  активность  в  режиме  расширенного  отдыха  позволяет  оптимизировать  физическое  состояние, нивелировать  негативное  воздействие  окружающей  среды (шум, вибрация).
  5. Оздоровительно-реабилитационные  функции. Эти  функции  преимущественно  проявляются  в  системе  специальных  восстановительных  мероприятий, при  использовании  физической  культуры  в  целях  лечения  заболеваний. Кроме  того, физкультурные  оздоровительно-реабилитационные  мероприятия  имеют  большое  значение  и  в  системе  научной  организации  труда. Проведение  профилактических  мероприятий  в  физкультурно-оздоровительных  центрах  позволяет  устранить  стрессовые  факторы  и  негативные  последствия, возникающие  вследствие  физического  и  психического  напряжения  на  производстве  и  в  современных  условиях  жизни.

Общие  социальные  функции  физической  культуры. ФК является  органической  частью  общей  культуры  общества, поэтому  ей  свойственны  социальные  функции, которые  проявляются  в  экономической, социально-политической, духовной  сферах  жизни  человека. Выделяют  следующие  социальные  функции:

  1. Эстетические  функции  физической  культуры. Используя  в  своей  деятельности  физические  упражнения, человек  познает  окружающий  мир, прежде  всего  в  сфере  движений, совершенствует  телосложение, дееспособность  по  законам  красоты, укрепляет  физическое  и  психическое  здоровье. Человек  одновременно  воздействует  и  на  духовную  сферу. Телесное  и  духовное  в  этом  процессе  сливается  воедино. Следует  заметить, что  в  жизни  соотношение  физической  и  духовной  красоты до  бесконечности  сложны  и  многообразны  и  что  физическая  красота  при  всем  том  относительно  самостоятельна, автономна.
  2. Нормативные  функции  физической  культуры. Физическая  культура  формирует  у  людей  представления  о  возможности  человека, о  его  физическом  совершенстве, физической  подготовленности  и  спортивном  мастерстве. Проявляется  в  нормативных  требованиях  к  физической  подготовленности  студентов  и  в  Единой  Всероссийской  спортивной  классификации. В  спортивной  деятельности  возможности  человека  раскрываются  в  полной  мере. Это  выражается  в  установлении  рекордов, достижений. Рекорд  является  эталоном  и  ориентиром, к  которому  должен  стремится  человек.
  3. Информационные  функции  физической  культуры. В  процессе  исторического  развития  физической  культуры  накапливается  и  передается  из  поколения  в  поколение  информация  о  духовных  и  материальных  ценностях, созданных  в  области  физической  культуры. Эти  сведения  формируются  в  систему  знаний, на  основе  которых  вырабатываются  новые  знания, использование  которых  в  практике  физической  культуры  дает  рациональные  основы  для  совершенствования  природных  качеств  человека. Большое  значение  имеют  СМИ. Следует  отметить, что  они могут  оказывать  как  позитивное, так  и  негативное  воздействие.
  4. Воспитательные  функции  физической  культуры. Физическая  культура  представляет  большие  возможности  не  только  для  физического  развития, но  и  для  нравственного, эстетического, патриотического, трудового  и  других  видов  воспитания.

Одной  из  главных  ценностных  ориентаций, формирующейся  в  процессе  занятий  физической  культурой, должна  стать  такая  ценность  как  здоровье  студентов. Другой  сферой  деятельности, где  формируются  ценностные  ориентации  учащейся  молодежи, является  спорт. Спорт  высших  достижений  формирует  такие  важные  качества  как  честность, долг, уважение  к  сопернику, гордость  за  принадлежность  к  определенной  команде  и  некоторые  другие. Есть  еще  одна  сфера  деятельности, где  формируются  ценностные  ориентации  учащейся  молодежи. Это  досуг, связанный  с  помещением  проводимых  спортивных  мероприятий. Зрелищные  спортивные  мероприятия  являются  мощнейшим  фактором  отвлечения  молодого  поколения  от  табакокурения, наркомании, употребления  алкоголя  и  т.п.

  1. Функции  социализации  личности. Физическая  культура  является  одной  из  сфер  деятельности, представляющей  широкие  возможности  для  вовлечения  людей  в  общественную  жизнь, приобщения  к  ней  и  формирования  у  занимающихся  опыта  социальных  отношений. Физическая  культура  дает  простор  для  саморазвития  личности, способствует  формированию  активной  жизненной  позиции.
  2. Функции  социальной  интеграции. Физическая  культура  способствует  сближению  людей  в  определенные  организации (спортивные  команды, клубы, общества  и  т.п.).

 

Вопрос 4 Физическая культура как учебный предмет в ВУЗе (общее положение, учебные разделы)

ФК как учебный предмет является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать  у них глубокое понимание  социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности. С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа  по ФК, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. В «законе РФ об образовании» говорится: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие). На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года  №773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших  обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы  физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной  деятельности для достижения  жизненных и профессиональных целей.

Новая учебная программа по физической культуре  отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» от 27 апреля 1999 года. Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа).

В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения. Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с  обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения. Именно на это и направлена учебная  программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне  и гармонично развитой личности выпускника  высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов "Физическое воспитание". Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов, и состоит из теоретического и практического разделов. Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме — на втором курсе.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, лыжный спорт (для бесснежных районов марш-бросок или велосипедный спорт), туризм, спортивные игры, стрельба. В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.

 

Вопрос 5 Физическое  развитие (понятие  и  общая  характеристика)

Физическое  развитие  рассматривается  в  двух  значениях:

  1. Как  процесс  изменения  морфологических  и  функциональных  свойств  организма  человека  в  течение  его  жизни;
  2. Как  результат  этого  процесса, характеризующийся  такими  признаками, как  рост, масса, жизненная  емкость  легких, и  прочими  антропометрическими  данными, а  также  степенью  развития  физических  качеств (силы, выносливости  и др.)

Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре и спорту»