Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 03:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"

Файлы: 1 файл

ОтветыФизра.docx

— 106.42 Кб (Скачать файл)

1. Физическая  культура и спорт как социальные  феномены общества

 Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое совершенство - это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

В самом содержании физической культуры можно с некоторой условностью  выделить две основные стороны:

во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);

во-вторых, позитивные результаты использования  этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).

Наряду  со своей ролью в физическом совершенствовании  человека, физическая культура может  оказывать существенное влияние  и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и  мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения  и принципы поведения формируются  при этом, зависит в первую очередь  от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют. Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

  • географической среды и климатические условия;
  • условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил;
  • экономических и социальных факторов.

 

 

2.  Законодательство  о физической культуре и спорте  в Российской Федерации.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» состоит  из семи глав и сорока трех статей и  был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.

В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта).

Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.

Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной  работе и развитию спорта высших достижений.

Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.

Глава V рассматривает права и обязанности  спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаций и их социальная защита.

3. В физической культуре можно выделить две основные ценности:

- общественную (общенародную);

- личную (индивидуальную).

Основой общественной группы ценностей является общий  уровень знаний о методах и  средствах развития и совершенствования  физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал  физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о  физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.

Вместе с  тем это знание тысячами нитей  связывает физическую культуру с  другими областями человеческого  знания и с общей культурой. Через  него происходит их взаимное обогащение.

Другой физкультурной  ценностью является накопленный  обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком про-шлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях  культуры физической хранятся шедевры  достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось  запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического  совершенствования человека и раскрытии  его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и  остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения  уровня физической культуры человечества.

Важной и  еще недостаточно осмысленной ценностью  в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура  факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать  уровень развития и качественные показатели физической культуры в том  или ином обществе, тех или иных регионах.

Следующей ценностью  можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и  общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная  и воспитательная, финансово-экономическая  и производственная, направленная на создание условий для полноценной  физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения  региона, коллектива.

Физическая  культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить  уровень, глубину, полноту и основательность  знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации  физической активности, путях и средствах  физического совершенствования, законах  функционирования своего организма  в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается  в процессе занятий физическими  упражнениями в период обучения в  университете, на занятиях по физическому  воспитанию, спортивной подготовке при  участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории  ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его  личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.

В структуре  физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны  с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами, образующими  содержательную направленность личности. Характер же направ¬ленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познаватель¬ную, третьи - поведенческую активность.

 

4. Организм человека  как единая саморазвивающаяся   и саморегулирующаяся биологическая   система. Гомеостаз.

Организм  человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.

Функциональная  система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности.

Различают следующие  системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)

Резистентность - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.

Адаптация - способность организма приспосабливаться  к меняющимся условиям внешней среды.

Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.)

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством ЦНС. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).

Гипоксия  - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.

Максимальное  потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.

Медицинская наука при рассмотрении организма  человека и его систем исходит  из принципа целостности человеческого  организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию.

Организм  человека развивается под влиянием наследственности, а также факторов постоянно изменяющейся внешней  природной и социальной среды.

Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его  систем, состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток. Эти  клетки объединены в структурные  комплексы, обеспечивающие морфологическую  основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих  в организме, весьма совершенна и  позволяет ему постоянно приспосабливаться  к изменяющимся воздействиям внешней  среды.

Все органы и системы человеческого организма  находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции  нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная  работа всех органов и физиологических  систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и  ЦНС, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и  отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями  внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность  созидательно и активно изменять как внешние природные, так и  социально-бытовые условия для  укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

5. Пищеварением называется процесс физической и химической переработки пищи, в результате которого становится возможным всасывание питательных веществ из пищеварительного тракта, поступление их в кровь или в лимфу и усвоение организмом благодаря моторной, секреторной и всасывающей функциям пищеварительного аппарата. Систематически выполняемые физические нагрузки повышают обмен веществ и энергии, увеличивают потребность организма в питательных веществах, стимулируют выделение пищеварительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повышают эффективность процессов пищеварения. Однако при напряженной мышечной деятельности могут развиваться тормозные процессы в пищеварительных центрах, уменьшающие кровоснабжение различных отделов желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез в связи с тем, что необходимо обеспечить кровью усиленно работающие мышцы. В то же время сам процесс активного переваривания обильной пищи в течение 2–3 ч после ее приема снижает эффективность мышечной деятельности, так как органы пищеварения в этой ситуации оказываются как бы более нуждающимися в усиленном кровоснабжении. Кроме того, наполненный желудок приподнимает диафрагму, тем самым затрудняя деятельность органов дыхания и кровообращения. Вот почему физиологическая закономерность требует принимать пищу за 2,5–3,5 ч до начала тренировки и через 30–60 мин. после нее.

Обмен веществ — это два взаимосвязанных противоположных процесса, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция). В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"