Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
изучить управление торгово-технологическим процессом;
проанализировать материально-техническую базу предприятия;
отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
охарактеризовать способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
описать экстерьер и интерьер магазина;
изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.

Содержание работы

Введение стр.4
Управление торгово-технологическим процессом стр.6
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине и его значение
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
1.3 Организация приемки товаров по количеству
1.4 Организация приемки товаров по качеству
1.5 Организация и технология розничной продажи товаров
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия стр.15
2.1. Организационно – правовая характеристика магазина розничной торговли «SPAR»
2.2 Анализ материально-технической базы предприятия
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса стр.23
Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров
3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров
3.3 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале
3.3.1 Технология подготовки товаров к продаже
3.3.2 Технология выкладки товаров в торговом зале
4. Показатели эффективности работы исследуемого предприятия стр.35
4.1 Технологическая планировка его помещений
4.2 Требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине
4.3 Экстерьер и интерьер магазина
4.4 Оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия
Выводы и предложения стр.46
Список литературы стр.49

Файлы: 1 файл

Курсовая. Магазин SPAR.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Правильно подобранное и расставленное оборудование в магазине ООО «SPAR» позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

Снаружи магазин окрашен в красный цвет. Над входом висит большая вывеска. Удобно расположен вход в магазин: в виде закрытого крыльца с двумя подходами.

4.4 Оптимальность  использования площадей и числа  узлов в торговом зале предприятия

 

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких  экономических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием. При решении вопросов технического оснащения магазина особое внимание уделено выбору типов и моделей торгового оборудования и определению его оптимального набора.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора основываться на следующих  основных принципах:

  • соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
  • оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров;

Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влияние на эффективность использования  площадей магазина. При эффективной технологической оснащенности предприятия, оборудование обеспечивает эффективное использование торговой площади магазина при современном интерьере торгового зала технологического и художественного характера.

Правильно подобранное и расставленное  оборудование позволяет расширить  предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

Эффективное использование торговых площадей может быть достигнуто при условии оснащения магазинов торговым оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки. При одной и той же установочной площади, площадь выкладки товаров может быть различной в зависимости от типов и композиций торгового оборудования, количества элементов для выкладки товаров.

Площадь магазина составляет 126 м2: из них 76 м2 занимают торговые помещения, 20 м2 – административно-бытовые, 10 м2 – подсобные помещения и 26 м2  - помещения для приемки и хранения товаров.  

В данном магазине устройство и планировка, конфигурация размещения отделов в  торговом зале  не в полной мере отвечает требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций,  важнейшими из которых являются:

  1. свободное движение покупательского потока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, превышает норму на 13 %, обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала;
  2. обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;
  3. создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий степень использования площади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организация технологических процессов, ухудшается обозримость товаров.

Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влияние на эффективность использования площади магазина.

Изменяя конфигурацию и размещение торговых отделов, можно не только направлять движение покупательских потоков, но и управлять вниманием посетителей. В нашем случае в магазине ООО «SPAR» применяется сложная конфигурация размещения отделов и соответственно прилавков. Сложность заключается в том, что монотонность прямого прилавка может вызывать утомление, скуку у посетителей, он кажется более длинным, чем есть на самом деле.

Поэтому, в работе предприняты ряд  мер, за счет небольших вложений и  перестановки торговой мебели и торгового оборудования удалось увеличить коэффициенты привлекательности в торговых отделах.

Исходя из пропорций среднего человека, были установлены следующие предельные значения ширины проходов в торговом зале магазина «SPAR»,

- мин. расстояние для прохода одного покупателя с ручной кладью-0,875 м;

- для того чтобы один человек имел возможность нагнуться к нижней полке- 1 м;

- для того чтобы два человека с корзинами успешно разошлись в проходе- 2,05 м.

Выводы и  предложения

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят: изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации.

В магазине «SPAR» для выполнения поставленных задач выполняется система конкретных мероприятий:

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо: осуществлять комплексный анализ в системе маркетинга, который включает в себя такие процедуры, как систематический сбор, регистрацию, обработку и анализ данных по вопросам, относящимся к рынку товаров, работ, услуг для принятия эффективных управленческих решений.

Для завоевания лидерских позиций  по реализации продукции необходимо: проведение маркетинговых исследований для определения спроса на реализуемую  продукцию, проведение различных рекламных  кампаний.

Основным видом деятельности данного предприятия является розничная торговля продовольственными товарами.

Ассортимент товаров в магазине с торговой площадью 120 м2 насчитывает около 7500 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%.

Приемка товаров по количеству и  качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, хорошо знают требования данных документов и умеют ими пользоваться.

В магазине «SPAR» имеется хорошая материально-техническая база для осуществления качественного и эффективного торгово-технологического процесса. Торговая мебель отвечает экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Помещения для хранения товаров  по своему устройству отвечают требованиям  рационального хранения необходимого запаса товаров.

Административно-хозяйственные помещения  магазина расположены удобно для  всех работников магазина.

 Однако магазин отвечает архитектурно-строительным, санитарно-гигиеническим требованиям, технологическим не в полной мере, о чем свидетельствуют низкие значения коэффициентов эффективности размещения отделов, торгового оборудования.

Планировка торгового зала магазина «SPAR» с использованием только прямых прилавков и стеллажей провоцирует покупателя на выход из торгового зала, что стимулируется предпочтительным желанием человека двигаться прямо. Изменяя конфигурацию оборудования, без лишних материальных вложений, можно не только направлять движение покупательских потоков, но и управлять вниманием посетителей. Поэтому, один из предложенных вариантов иного размещения торгового оборудования, и соответственно отделов магазина «SPAR» позволят повысить коэффициенты привлекательности по магазину в целом, и соответственно увеличить прибыль предприятия.

Планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования. При формировании интерьера торгового зала магазина учитывались требования эргономики и  требования, предъявляющиеся к освещению торгового зала. Единственный недостаток заключается в том, что потолки в торговом зале не отделаны звукопоглощающими материалами.

Для направления потока покупателей  в середину торгового зала необходимо использовать привлекательность и  сбытовой потенциал наиболее ходовых  товаров, которые могут способствовать увеличению продажи других продуктов, расположенных рядом с ними, но не обладающих такой привлекательной силой. Товары на полках желательно размещать таким образом, чтобы обеспечить максимальный уровень продаж и прибыли, приносимой определенными марками и их видами. В первую очередь, используя полки, находящиеся на уровне глаз и на уровне рук.

Работа по размещению товаров на прилавках и других средствах  выкладки, а также способы их презентации  должны все время совершенствоваться. Специалисты магазина должны постоянно анализировать результаты такой работы и вносить периодически корректировки в выбранный вариант выкладки. Для повышения оперативности аналитической работы и корректирующих мероприятий целесообразно вести журнал эффективности отделов, стеллажей, товарных групп и отдельных товаров категорий. Позиции товаров или их марок нужно менять до тех пор, пока не сложиться желаемая ситуация, когда не только обеспечивается экономическая выгода, но и повышаются показатели узнаваемости, известности и прочие характеристики, которые оказывают прямое или косвенное влияние на привлекательность каждой марки и прилавка в целом.

 

Список литературы

  1. Петров П.В. Экономика и организация товарного обращения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 244с. – с. 15-16.
  2. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 10-15.
  3. Ипатова Ю.Складские операции: хранение и приемка/Ю.Ипатова//Деловой журнал.-2006.№11.-с.57-60
  4. Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле/Л.И. Кравченко - Минск: Высшая школа,2006.-420с.
  5. Ф.Г.Панкратов, В.К.Памбухчиянс. Коммерция и технология торговли, 1999.
  6. http://economics.superreferat.ru/view/detail21554.html
  7. http://www.dis.ru/slovar/trading/1911.html

Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части