Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
изучить управление торгово-технологическим процессом;
проанализировать материально-техническую базу предприятия;
отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
охарактеризовать способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
описать экстерьер и интерьер магазина;
изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.

Содержание работы

Введение стр.4
Управление торгово-технологическим процессом стр.6
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине и его значение
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
1.3 Организация приемки товаров по количеству
1.4 Организация приемки товаров по качеству
1.5 Организация и технология розничной продажи товаров
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия стр.15
2.1. Организационно – правовая характеристика магазина розничной торговли «SPAR»
2.2 Анализ материально-технической базы предприятия
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса стр.23
Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров
3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров
3.3 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале
3.3.1 Технология подготовки товаров к продаже
3.3.2 Технология выкладки товаров в торговом зале
4. Показатели эффективности работы исследуемого предприятия стр.35
4.1 Технологическая планировка его помещений
4.2 Требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине
4.3 Экстерьер и интерьер магазина
4.4 Оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия
Выводы и предложения стр.46
Список литературы стр.49

Файлы: 1 файл

Курсовая. Магазин SPAR.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Приемка продукции по качеству и  комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми  условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т. п.). По завершении приемки при отсутствии выявленных расхождений по качеству и количеству оформляется акт (приложение №1). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт по форме ТОРГ-4 (приложение №4) о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

Если  при приемке товаров  выявлены качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, то оформляются акты: по форме №ТОРГ-2 на отечественные товары, по форме №ТОРГ-3 на импортные товары. Количество составленных актов и комплектность документов определяется в каждом конкретном случае.

Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность  товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным  требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные  товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, который передают в правление  кооперативной организации для  формирования комиссии и организации  окончательной приемки товаров по качеству. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. Акт  по форме ТОРГ-2, ТОРГ-3 составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке – с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.

В акт могут быть внесены и  другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение  пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.

Магазин обязан принять на временное  хранение недоброкачественные или  некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании. Претензия о несоответствии качества товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензии о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы.

Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением  магазина, фабричный ярлык или  копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.

1.5 Организация  и технология розничной продажи товаров

 

 Продажа товаров — завершающая  стадия торгово-технологического  процесса в магазине. Операции, выполняемые  на этой стадии, являются наиболее  ответственными, так как они связаны  с непосредственным обслуживанием  покупателей.

Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров  покупателям.                                           

В розничной торговле применяют  следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.                                            

Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.

Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие  товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, промоспециалистов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.

 

 

 

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.1. Организационно – правовая характеристика магазина розничной торговли «SPAR»

 

В качестве описываемого предприятия  был выбран  магазин розничной торговли «SPAR».

ООО «SPAR» расположен по адресу: г. Назарово, ул. 30лет ВЛКСМ, 87. «SPAR» уже порядка 12 лет работает на рынке продовольственных товаров.  ООО «SPAR» является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим фирменным наименованием, штампы, бланки, расчетный и иные счета в банках.

Исследуемый магазин ООО «SPAR» - общество с ограниченной ответственностью. ООО «SPAR» начал свою работу в г. Назарово 25 декабря 2011г. Магазин имеет уставной капитал, действует на основании устава, Гражданского Кодекса и Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также действующего законодательства.

Основной целью деятельности ООО  «SPAR» является: удовлетворение потребностей покупателей, поскольку именно они являются конечными потребителями товаров, реализуемых данным торговым предприятием. От их покупательной способности, уровня доходов, предпочтений и других факторов зависит во многом результат коммерческой деятельности ООО «SPAR».

Для завоевания лидерских позиций  по реализации продукции необходимо: проведение маркетинговых исследований для определения спроса на реализуемую  продукцию, проведение различных рекламных кампаний.

Чтобы обеспечить финансовую устойчивость организации необходимо анализировать  и прогнозировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, контролировать движение финансовых ресурсов, эффективно управлять товарными запасами, а также повышать рентабельность деятельности магазина.

Основным видом деятельности данного  предприятия является розничная  торговля продовольственными товарами.

Ассортимент товаров в магазине с торговой площадью 120 м2 насчитывает около 7500 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Режим работы - с 8 до 22 часов.

Организационная структура  ООО  «SPAR» представлена на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 . Организационная структура  ООО «SPAR» .


 

Организационная структура ООО «SPAR» построена по  функциональному принципу. Функциональный принцип построения организаций предполагает, что группировка отделений (отделов) в них происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности предприятия.

Управляет магазином генеральный  директор, который в своей деятельности опирается на начальника отдела продаж, администратора торгового зала, главного бухгалтера, заведующего складом. Генеральный директор осуществляет подбор и расстановку кадров, издает приказы, инструкции, распоряжается в пределах полномочий имуществом и средствами организации, заключает соглашения, договоры, контракты и иные сделки, другими словами осуществляет стратегическое планирование, координирование коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности магазина.

Начальник отдела продаж отвечает непосредственно  за весь процесс товародвижения в  магазине, логистику, заключает с  договора с поставщиками. При  этом необходимо выделить одну из наиболее значимых функций торгового отдела, как руководство сбытовой деятельностью магазина. Следит за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров. Участвует в формирование ассортимента реализуемых товаров.

Маркетолог совместно  с начальником отдела продаж осуществляет мониторинг рынка сбыты продукции, мерчендайзинг, организует проведение промо - мероприятий.

Администратор торгового зала несет  ответственность за экстерьер и  интерьер магазина, наличие товара на полках и их ротацию по срокам хранения. В должностные обязанности администратора входят: осуществление контроля в торговом зале магазина, координация и контроль деятельности продавцов.

 Продавцы, работа которых заключается  в непосредственном контакте с покупателями реализуемой продукции, находятся в непосредственном подчинении у администратора торгового зала. Продажа товаров осуществляется продавцами-кассирами через прилавок с применением ККМ. Основная нагрузка ложится на продавца, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания населения. Продавцы предлагают и показывают  товар покупателям, предоставляют информацию о них, дают консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, они выполняют такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производят расчет с покупателем. Применение в магазинах метода индивидуального обслуживания снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени  на приобретение товаров и ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товара.

Кондитеры занимаются выпечкой хлебобулочных  изделий, которые в горячем виде сразу поступают на прилавок магазина.

Главный бухгалтер отвечает за финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. В подчинении у главного бухгалтера находится бухгалтер, занимающийся непосредственно обработкой текущих бухгалтерских документов и подготовкой аналитических данных для составления бухгалтерской отчетности.

Начальник склада осуществляет координацию  деятельности подчиненных ему кладовщиков, планирует  совместно с начальником отдела продаж логистику товара.

 Кладовщики в свою очередь осуществляют разгрузку поступающих товаров, доставляют со склада товары в отделы, участвуют в приемке товара по количеству и качеству, а так же отвечают за сохранность товарно-материальных ценностей,  осуществляют контроль за соблюдение правил маркировки и упаковки, условий хранения, сроков годности.

Уборщицы – поддерживают  магазин в санитарно-гигиеническом  состоянии. Ежедневно моют полы, протирают витрины и моют административно-бытовые помещения, выносят мусор и др.

Организационная структура магазина достаточно гибкая и постоянно совершенствуется с учётом изменения конъюнктуры  рынка. Такие четкие рамки подчинения в ООО «SPAR» прослеживаются во всей организационной структуре, от этого работа предприятия становится более слаженной и эффективной. Данная организационная структура наилучшим образом позволяет магазину гибко взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части