Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
изучить управление торгово-технологическим процессом;
проанализировать материально-техническую базу предприятия;
отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
охарактеризовать способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
описать экстерьер и интерьер магазина;
изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.

Содержание работы

Введение стр.4
Управление торгово-технологическим процессом стр.6
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине и его значение
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
1.3 Организация приемки товаров по количеству
1.4 Организация приемки товаров по качеству
1.5 Организация и технология розничной продажи товаров
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия стр.15
2.1. Организационно – правовая характеристика магазина розничной торговли «SPAR»
2.2 Анализ материально-технической базы предприятия
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса стр.23
Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров
3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров
3.3 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале
3.3.1 Технология подготовки товаров к продаже
3.3.2 Технология выкладки товаров в торговом зале
4. Показатели эффективности работы исследуемого предприятия стр.35
4.1 Технологическая планировка его помещений
4.2 Требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине
4.3 Экстерьер и интерьер магазина
4.4 Оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия
Выводы и предложения стр.46
Список литературы стр.49

Файлы: 1 файл

Курсовая. Магазин SPAR.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Магазин каждые полгода посещает СЭС, налоговая  инспекция и министерство стандартизации и метрологии. Ведется специальный журнал, где записывается дата и название проверяющей службы.

 

  • 3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров
  •  

  • На хранение товары укладывают различными способами, выбор которых зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товаров и других факторов. Предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары, более рационально используются складские помещения и оборудование, создаются удобства для контроля за состоянием товарных запасов.

    Различают следующие способы хранения товаров:

    • штабельное;
    • стеллажное;
    • навалом;
    • в подвешенном виде.

    Штабельное хранение применяют  для различных продовольственных  и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, а также товаров на поддонах и в малогабаритных контейнерах. При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчив, соответствовал определенным нормам по высоте и обеспечивал свободный доступ к товарам.

    Стеллажный способ укладки товаров  получил широкое распространение. При этом способе распакованные  товары, а также во внешней таре различными способами (рядами, десятками  и т.д.) размещают на полках стеллажей.

     В магазине укладка товаров на стеллажи осуществляется по вертикали, что позволяет рационализировать процесс их отборки. На нижних полках размещают товары, отпускаемые небольшими партиями, отборка которых осуществляется вручную. На верхних полках — товары, отпускаемые партиями не менее одного поддона.

    При укладке товаров на хранение в магазине ООО «SPAR» придерживаются следующих основных требований: однородные товары уложены в стеллажи по обе стороны одного прохода; на верхних ярусах стеллажей размещены товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями.

    Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими рядами в высоту, используя  при этом прямой, перекрестный и  обратный способы укладки. Прямую укладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой наружу. При этом способе каждый верхний ряд должен совпадать с нижним. Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость. Еще более устойчивой является обратная укладка, применяемая при штабелировании товаров в мешках. Нижний ряд при такой укладке образуется из ярусов, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ряды из сгруппированных таким же образом мешков, но уложенных в обратном порядке.

    При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных не скоропортящихся товаров оптимальными считаются температура 12-18°С и относительная влажность 60-70%. Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохранить их от испарения и увлажнения.

    Скоропортящиеся продовольственные  товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Так, мороженое мясо хранят при температуре не выше -9°С, а мороженую рыбу - не выше -18°С. При положительных температурах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

    Информация о требованиях, предъявляемых  к условиям хранения различных товаров, а также о сроках хранения содержится в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.) В качестве примера ниже приведены сведения об условиях и сроках хранения некоторых групп продовольственных и непродовольственных товаров, применяемых в магазине ООО «SPAR».

    Свежие плоды, овощи  и картофель хранятся в затаренном виде в специально отведенных для этих целей хорошо вентилируемых кладовых без естественного освещения. При этом плоды размещают отдельно от овощей и картофеля.

    Ящики, лотки, корзины с плодоовощными  товарами устанавливаются на подтоварниках  штабелями высотой 1,5-2м. В кладовых имеются  термометры и психрометры. С их помощью обеспечивается контроль температуры и относительной влажности воздуха, необходимых для хранения плодоовощных товаров.

    Сушеные плоды, овощи  и грибы, хранят в сухом прохладном помещении при температуре от 0 до 10°С и относительной влажности воздуха не выше 75% в ящиках, в полимерных или крафтмешках, уложенных на подтоварники в штабеля.

    Замороженные плоды  и овощи хранят в низкотемпературных холодильных прилавках при температуре не выше -8….-10°С.

    Майонез хранят в затемненных помещениях при температуре от -3 до +18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения.

    Безалкогольные напитки  хранятся в сухих проветриваемых и затемненных помещениях с относительной влажностью воздуха не более 75%.

            Хранение крупы, муки и макаронных изделий производится в чистом, сухом, хорошо проветриваемом участке складского помещения магазина без посторонних запахов, не зараженных амбарными вредителями. Температура в помещении, где хранятся крупа, и мука, поддерживается ниже 15°С, а относительная влажность воздуха не превышает 70%.

    Мешки и ящики с этими товарами размещают на подтоварниках штабелями  или на поддонах в ячейках стеллажей. Расстояние между подтоварниками и полом не меньше 15 см, а между подтоварниками и стенами не меньше 50 см.

    Поваренную соль в упаковке хранят только в закрытых складах изолированно от других продуктов. Поскольку соль является гигроскопичным товаром, относительная влажность воздуха в помещении не должна превышать 75%.

    Сахар хранят в таких же условиях, но при более низкой температуре  в зимнее время (5-6°С), которую постепенно повышают до 12-15°С по мере повышения  температуры наружного воздуха.

    Кондитерские изделия хранят в  сухих, чистых, затемненных помещениях с хорошей вентиляцией. Их нельзя размещать вместе с товарами, имеющими специфический запах, а также обладающими способностью воспринимать влагу (сахар, соль и др.).

    Гарантийные сроки, установленные  на кондитерские товары, и относительная влажность воздуха в помещениях для их хранения различны.

    3.3.Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале

    3.3.1 Технология подготовки товаров к продаже

     

    Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров  к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в  процессе обслуживания покупателей, быстрому  отпуску  товаров  и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает  товарные  потери  и  повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:

    Общие: а) распаковка, б) сортировка товаров, в) проверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида, д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи  в торговый зал, е) размещение товаров в торговом зале, ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.

              Специальные: а) комплектация, сборка и монтаж изделий, поступающих в разобранном виде, б) устранение мелких дефектов, накатку тканей, нарезку электропровода, в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.

    В магазине «SPAR» товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

    В магазине подготовке к продаже  подвергаются почти все товары. Перед  продажей распаковывают товары, освобождают  от внешней тары, проверяют соответствие цены, очищают от пыли (если товар находился на складе), удаляют мелкие неисправности, фасуют, осуществляют предварительную нарезку товаров, укладывают товар в специальную тару для подачи в торговый зал, оформляют и прикрепляют ценники и при необходимости комплектуют подарочные наборы. Дозы фасуемых товаров осуществляются по мере покупательского спроса.

    Овощи и фрукты сортируют, отделяя  нестандартную продукцию и упаковывая её по необходимости в капроновые сетки. Масло сливочное, маргарин освобождают от пергамента и при необходимости зачищают со всех сторон, если образовался штафф. Производят нарезку на бруски специальной струной и упаковывают в полиэтиленовую пленку. Сыры протирают влажным полотенцем, затем сухим, удаляют казеиновые цифры, голову сыра нарезают специальным сырным ножом. С колбас удаляют шпагат и концы оболочки. Молоко и сметану (разливное) протирают верхнюю часть бетона, вскрывают и перемешивают мутовкой, зачищают деревянной лопаткой крышку и горлышко бетона (1/3 оборачиваем марлей). Кондитерские изделия перед продажей выкладываются  в специальную тару или фасуются.

     

    3.3.2 Технология выкладки  товаров в торговом зале

     

    Выкладка товаров - это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Это услуга, предназначенная для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений. Различают два основных способа выкладки товаров - вертикальный и горизонтальный.

    При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали сверху вниз. Данный способ выкладки  в магазине ООО «SPAR» применяется в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют кефир, другую - питьевые йогурты, далее следуют сметана и ряженка, ниже расположен майонез. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

    При горизонтальной выкладке тот или  иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования слева направо по серии товара, по уменьшению объема. Этот способ также эффективен при продаже товаров крупногабаритных товаров и товаров кассетах.

    Однако если учесть, что  только 5% всех магазинных продаж приходится на дополнительные выкладки, значение основной выкладки становится очевидным. Главными идеологическими принципами основной выкладки являются:

      • обзор;
      • доступность;
      • опрятность;
      • соответствующий вид товаров «переднего ряда»;
      • заполненность полок;
      • привлекательность упаковки;
      • маркировка цены;
      • определенное место на полке;
      • постоянное восполнение запасов;
      • правило распределения приоритетных мест.

     

    Приступать к формированию основной выкладки следует с разработки концепции  представления товара. На сегодняшний  день существует несколько основных концепций выкладки товара: идейное представление, группировка по видам и стилям, выравнивание цен, группировка по назначению, респектабельно – специализированное представление, выкладка корпоративным блоком.

    Выбранная концепция представления  товара играет важную роль в создании индивидуальности магазина. Главное при разработке собственной концепции выкладки товара - создать удобную систему, которая отвечала бы целям реализации и соответствовала общей концепции представления товара в магазине.

     Практика показала, что отдельные  точки пространства торгового зала магазина неодинаково стимулируют продажи. Для того чтобы установит наилучшую позицию для каждого конкретного товара, необходимо ответить на следующие вопросы:

    • где выставлять;
    • с кем выставлять;
    • сколько места следует отвести под данный товар.

    Для того чтобы ответить на эти  вопросы, следует найти оптимальное  соотношение между объемами продаж и другими экономическими показателями и местом, которое занимают те или  иные товары в магазине.

    Общая площадь выкладки магазина исчисляется  как сумма площадей всех плоскостей торгового оборудования, предназначенных для показа товаров в торговом зале. При распределении торговых площадей начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Место, занимаемое товаром на полке, измеряется в трех вариантах: по длине полки (линейный метр),  фронтальной площади (квадратный метр) и объему (кубический метр). Если продажи с линейного метра в категории, ниже среднего, но выше среднего выделенного места - это значит, что для выкладки отведено слишком много места. И наоборот, категории товаров с показателями выше среднего по продажам и ниже среднего по выделенному месту обеспечены большим пространством на полках.

    При определении размера выкладки важно найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли и индивидуальности магазина. Поэтому размер выкладки, оптимизированный по критерию оборота с линейного или квадратного метра, должен меняться и уточняться в соответствии со следующими факторами: учет требований покупателей, размер упаковки самого товара, необходимые акценты, величина предложения и объема запасов с учетом сезонных колебаний и пиков, учет направления движения покупателей, направления взгляда покупателей при осмотре.

    Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части