Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Товароведению"

Файлы: 1 файл

otpp (3).docx

— 55.08 Кб (Скачать файл)

- уровень  механизации складских работ

- степень  механизации труда

- уровень  централизованной доставки

- размер  естественной убыли

  1. Состав и взаимосвязь помещений магазина

Состав и  размер помещений зависят от его  типа и вида. Вся совокупность помещений  магазина составляет его технологическую  планировку. Все помещения по своему функциональному назначению разделяют  на следующие группы:

1. Торговые  помещения: все торговые залы; помещения для приёмки и выдачи  заказов; зоны оказания доп услуг; кафетерий; демонстрационный зал. Они во многом определяют качество обслуживания, ттп и экономические показатели работы магазина.

2. помещения  для хранения, приёмки и подготовки  товаров к продаже, кладовые, фасовочные, комплектовочные.

3. подсобные  помещения: для хранения тары, контейнеров, ремонтные мастерские, коридоры.

4. административно-бытовые:  для аппарата управления, медпункты,  питание персонала, санитарно-бытовые помещения

5. технические:  лифты, вентиляционные камеры, радиоузел,  котельная, электрощитовая.

Взаимосвязь помещений:

- все торговые  помещения должны быть рядом  с помещениями для хранения  и подготовки товаров к продаже;  торговый зал и кладовые должны  быть на одном уровне.

- торговый  зал должен быть тесно связан  с помещениями для приёмки

- помещения  для хранения должны быть не  проходными и максимально приближены  к помещениям для подготовки  и приёмки.

- административные  помещения должны быть связаны  с торговыми, подготовительными,  приёмочными помещениями и складом.

 

  1. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Торговые  залы технологически должны быть связаны  с помещениями для хранения и  подготовки товаров к продаже, но располагаться должны так, чтобы  можно было их изолировать. Проходы  в админ, бытовые , подсобные и  технические помещения не должны пересекать торговый зал и помещения  для подготовки и хранения.

Планировка  торгового зала выбирается с учётом особенностей каждого магазина. Важно  учесть тип здания, размеры и конфигурацию торгового зала, а также специализацию  магазина.

Варианты  планировки торгового зала: боксовая; островная; линейная (продольная, поперечная, смешанная).

Островное размещение увеличивает протяжённость показа товаров, но затрудняется их доставка в торговый зал.

Боксовая  – расчленяет торговый зал на отделы, что способствует лучшему ориентированию покупателей в торговом зале, но наличие капитальных перекрытий крадёт площадь торгового зала, а  также усложняет возможность  перепланировки.

Линейная  – позволяет систематизировать  движение покупателей в зале, даёт возможность сдаивать оборудование, а также позволяет экономить  площадь за счёт уменьшения проходов.

В торговом зале существует разделение общей площади  на зоны: под оборудование и для  размещения и показа товаров; для  прохода покупателей; под прилавки обслуживания; под узлы расчёта; под  рекламный показ товаров.

Эффективность использования площади торговых складов и их планировки определяются с помощью коэффициента установочной и демонстрационной площади.

Важное условие  рациональной планировки – правильное установление ширины проходов для покупателей. Проходы разделяются на магистральные  и второстепенные. Их ширина зависит  от размеров торгового зала и также  нормируется.

Контрольно-кассовые узлы должны быть организованы таким  образом, чтобы поток покупателей  проходил слева от рабочего места  кассира.

Очень важно  при планировке зала учитывать все  индивидуальные особенности ттп, ассортимента и планировки здания/магазина.

 

  1. Пожарная безопасность в торговле

ПБ в торговле реализуется по двум направлениями:

- профилактические  мероприятия – мероприятия, связанные  с эксплуатацией машин и оборудования; мероприятия режимного характера;  касающиеся правильного монтажа  электрооборудования; быстрая эвакуация  при пожаре; способствующие быстрому  развёртыванию действий для тушения  пожара;

- мероприятия  для ликвидации возникших пожаров.  Для этого каждое тп оснащается противопожарным оборудованием:

1. простейшие  средства: пожарные щиты; ящики с  песком; бочки с водой

2. огнетушители: жидкостные, пенные, углекислотные; порошковые

3. гидранты: спец водопровод со спец рукавом

4. др: спринклеры и дренчеры

5. пожарная  сигнализация: простая и сложная

 

  1. Организационно-технологические показатели предприятий торговли

1. показатели  использования складских площадей  и ПТО:

- коэффициент  использования площади склада. Отношение  складируемой площади к общей.  Существуют нормативы данного  показателя, которые зависят от  вида хранимых товаров, способа  хранения и применяемого на  складе пто.

- к использования  объёма склада. Отношение объёма  складирования к общему.

- нагрузка  на 1 кв. м площади склада: Отношение  запаса к складируемой площади.  Данный показатель рассчитывается  для сравнения его с нормативным.  Норматив зависит от способа  хранения и вида товара.

- грузонапряжённость. Отношение годового грузооборота  к общей площади или нагрузка  на коэф оборачиваемости.

- коэффициент  установочной и демонстрационной  площади.

- коэффициент  использования пто.

2. показатели  эффективной работы.

- оборачиваемость  товара на складе и/или в  торговом зале: оборачиваемость  товара в днях; коэффициент оборачиваемости.

- производительности  труда складского персонала. Отношение  общего количества товаров, переработанного  за определённый период, к количеству  человеко-смен.

- показатели  использования основных фондов: ФО, ФЕ, ФВ

- себестоимость  переработки одной тонны груза

 

  1. Организация труда на предприятиях оптовой торговли

Орг структура ОТП зависит от типа, вида тп, сложности ассортимента, величины то. Построение орг структуры может быть осуществлено по функциональному признаку по товарно-ассортиментному признаку; по матричному признаку.

Склад торговой компании может находится под  руководством коммерческого или  торгового отдела, иногда отдела логистики. Возглавляет склад – директор, либо заведующий складом, который несёт  полную ответственность за тмц, организует и контролирует приём, хранение, отпуск товаров, а также мониторинг используемых складских площадей и объёмов.

Обязанности директора склада: своевременная  подготовка к отпуску товара; организация  и контроль кол и кач приёмки; оприходование товаров; соблюдение техники безопасности и производ санитарии; ведение учёта движения и учёта остатков; предоставление отчётов в бухгалтерию о движении товаров.

Иногда в  крупных складах выделяются должности  старших кладовщиков – организуют работу в своей секции.

Основную  работу по приёмке товара, размещению на хранение, уход за ними в процессе хранения ведут кладовщики, которые  также являются МОЛ, но только на участке  приёмки, хранения и до экспедиции по отпуску.

Отборщики –  осуществляют отборку, первичную упаковку во внутреннюю тары и передачу товара в упаковочную, плюс заполняют отборочные фактуры.

Упаковщики  – укладывают товары в тару, маркируют  груз, пломбируют товарные места и  несут мат ответственность за правильность упаковки, сохранность  и наличие товаров в паковочном месте.

Сортировщики  – занимаются распаковкой товара при приёмке, подсчётом регистрацией поступившего товара по количеству и  видам, а также делают подборку товаров  для составления актов приёмки.

Водители  пто.

Товароведы  – принимают участие в приёмке  товара, осуществляют контроль режимов  хранения и мониторинг всех показателей ассортимента.

Экспедиторы, охранники, менеджеры комнаты товарных образцов.

Основные  направления рациональной организации  труда на складе: разработка рациональных форм и кооперации труда; организация  и обслуживание рабочих мест; совершенствование  нормирования труда; создание благоприятных  условий труда; подготовка и повышение  квалификации кадров; охрана труда  и техника безопасности.

 

  1. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничные торговые сети

1. Транзитная форма – от производителя  непосредственно в места продажи  или потребления, минуя склады  посредников.

2. Складская – через посредников.

Никогда нельзя точно сказать какая форма  тд дешевле.

После выбора форма тд осуществляется оптимизация источников и форм товароснабжения, делают через схемы завоза товаров, которые разрабатываются по каждой товарной группе, а если розничные предприятия объединены в сеть, то и по каждой розничной торговой точке.

Принципы  построения схем завоза:

1. минимальная звенность тд

2. оптовая торговля товарами сложного  ассортимента должна тяготить  к производителям.

3. по возможности – централизованная  доставка.

4. использование прогрессивных методов  продажи.

Схемы завоза должны постоянно уточняться с учётом изменений.

 

  1. Организация эксплуатации и ремонта оборудования торговых предприятий

Организация эксплуатации оборудования осуществляется по средствам технического обслуживания:

Техническое обслуживание –меры по поддержанию  работоспособности или исправности  оборудования при его использовании, хранении и транспортировки.

Виды техн обслуживания:

1. ежемесячное.  производится после окончания  или перед началом работы

2. плановое  обслуживание после определённого  количества часов или объёма  работ.

3. техническое  обслуживание согласно периодичности,  указанной в нормативных документах. На потенциально опасном оборудовании.

Ремонт –  комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности  изделий и восстановление оборудования и его составных частей.

Виды ремонта: текущий; средний; капитальный; восстановительный.

Существует  несколько систем организации тех  обслуживания ремонта:

- местная  – своими силами осуществляется  тех обслуживание и ремонт. Но  то и ремонт потенциально опасных  видов оборудования согласно  нормативным документам нужно  осуществлять только в специализированных  центрах.

- централизованная  – силами специализированных  центров. Важно, чтобы у такого  центра был статус СРО или  лицензия.

- смешанная.

 

  1. Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия

основанием  для завоза на ртп является заявка – имеет установленную форму, где указываются: наименование товара; ассортиментные признаки; количество.

Заявка  составляется в двух экземплярах. Подписывается  представителем розничной торговой точки и заверяется печатью –  отправляется поставщику.

Заявки  могут отправляться по интернету, факсом, телефоном, письменной заявкой, электропочтой.

Способы доставки товара:

1. централизованный (силами поставщика) – при такой системе эффективней  используется транспорт, рабочая  сила, снижаются издержки обращения,  товары завозятся ритмичней, по  графикам, что позволяет стабилизировать  ассортимент. И, как следствие,  снижается порча и ускоряется  оборачиваемость.

Документы для оформления ЦД: договор поставки, договор об оказании транспортных услуг.

Данный  метод сейчас наиболее актуален, но требует большой подготовительной работы.

2. децентрализованный. При данной  системе обеспечивается гибкость  завоза, но увеличиваются издержки  обращения за счёт затрат на  содержание собственного транспорта.

3. через мелкооптовую посылочную  торговлю – такой метод используют  магазины, реализующие брендовые  товары.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"